Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58924-2020 Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Электронные изделия. Методы оценки риска дистрибьюторов

     5 Общие требования к проведению идентификации риска

5.1 Дистрибьютор должен выполнить идентификацию риска, которая подразумевает процесс определения элементов риска, составления их перечня и описания каждого из элементов риска, таких как источники риска, события, их причины и возможные последствия. Целью идентификации риска является составление перечня источников риска и событий, которые могут повлиять на достижение установленных целей организации или сделать их достижение невозможным. В процессе идентификации риска должны быть учтены все возможные отклонения, вызванные воздействием политических, природных, человеческих или организационных факторов, а также опасные события, связанные с информационными технологиями. Полнота идентификации рисков является критически важной, так как риск, не идентифицированный на данном этапе, не будет включен в будущий анализ. Идентификация должна включать риски независимо от того, контролирует организация их источник или не контролирует, даже если источник или причина могут быть неочевидными. Идентификация рисков должна включать рассмотрение эффекта связанных событий, включая эффект каскада событий и кумулятивные эффекты. Также необходимо рассматривать широкий спектр последствий, даже если источник риска не очевиден.

После идентификации риска организация должна определить существенные особенности проекта, персонал, процессы, системы и средства управления, имеющие отношение к анализу риска.

5.2 При составлении перечня рисков следует рассматривать элементы рисков, связанные с возможными нарушениями антимонопольного, таможенного законодательства России и законодательства в области охраны исключительных прав на средства индивидуализации. К ним относятся элементы рисков, связанные:

- с включением в договор дистрибьютора с поставщиком отдельных положений, устанавливающих ограничения цены продажи продукции, территориальные ограничения продаж, запрет продажи продукции конкурентов, которые при определенных условиях могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство [1];

- возможным изменением в процессе выполнения договора дистрибьютора с поставщиком доли сторон договора на товарном рынке свыше установленного антимонопольным законодательством значения, которое может повлечь признание договора противоречащим антимонопольному законодательству;

- ввозом на территорию Российской Федерации оригинальных маркированных товаров, что в соответствии с нормами национального права [2] признается самостоятельным способом использования товарного знака и, следовательно, требует получения согласия правообладателя, даже если дистрибьютор не применяет товарные знаки для упаковки и продвижения продукции;

- использованием дистрибьютором для упаковки и продвижения продукции средства индивидуализации поставщика (изготовителя), что является законным при условии, что поставщик имеет законные права на соответствующее средство индивидуализации, предоставляет дистрибьютору право на его пользование, а лицензионный договор о предоставлении прав и средство индивидуализации зарегистрированы в установленном порядке.

5.3 При отсутствии у дистрибьютора зарегистрированного права использования средств индивидуализации в рамках отдельного лицензионного договора или в рамках договора дистрибуции следует учитывать элементы рисков, связанные:

- с приостановлением выпуска товаров таможенными органами на основе норм законодательства [3] в связи с наличием зарегистрированного в таможенном реестре Российской Федерации сходного до степени смешения товарного знака;

- приостановлением выпуска товаров в связи с выявленными таможенными органами нарушениями в сфере регулирования защиты прав интеллектуальной собственности или по заявлению третьих лиц;

- предъявлением штрафных санкций со стороны таможенных органов и с риском предъявления претензий со стороны третьих лиц в связи с нарушением исключительных прав на сходные до степени смешения товарные знаки;

- усложнением противодействия в рамках таможенных процедур противоправным действиям третьих лиц, в том числе незаконному импорту фальсифицированной и контрафактной продукции.

5.4 При оценке дистрибьютором таможенных рисков, связанных с возможными нарушениями таможенного законодательства при ввозе товаров, следует рассматривать в качестве потенциальных источников риска следующие:

- товары, находящиеся под таможенным контролем, в первую очередь содержащие объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации;

- транспортные средства, используемые в международных перевозках товаров;

- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

- сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки;

- деятельность лиц, совершающих юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных.

5.5 При идентификации риска, проводимого дистрибьютором, следует учитывать элементы риска, связанные:

- со спецификой различных процессов снабжения, связанных с плановыми поставками, срочными поставками для производства продукции, поставками малых партий для исследований и разработок продукции, относящихся к продукции гражданского, двойного назначения, космической и военной техники;

- существующими и возможными экспортными ограничениями со стороны стран - поставщиков и изготовителей электронных изделий, особенно высокотехнологичной электронной продукции, предназначенной для использования в технике двойного назначения, космической и военной технике;

- невыполнением условий международного контракта (сроков поставки, количества и качества продукции), колебаниями курсов валют, колебаниями спроса и предложения на рынке электронных компонентов, колебаниями мировых цен на электронную продукцию, повреждениями продукции при доставке, колебаниями спроса на импортированные компоненты;

- возможной закупкой фальсифицированных и контрафактных изделий, наиболее вероятной при закупках на свободном рынке и у независимых дистрибьюторов, особенно в странах с подтвержденной практикой производства и перепродажи фальсифицированных и контрафактных изделий;

- логистическими рисками в цепи поставок;

- возможной закупкой товаров, нарушающих требования законодательства Российской Федерации и соответствующих технических регламентов, приносящих вред жизни, здоровью человека и/или окружающей среде.

5.6 При идентификации логистических рисков в цепи поставок следует учитывать внутренние риски, связанные с маркетинговой стратегией дистрибьютора, действиями руководства предприятия, принятой политикой и тактикой предприятия, производственным потенциалом, техническим оснащением, уровнем квалификации персонала и эффективности труда, соблюдением и организацией техники безопасности, противопожарной, информационной безопасности, защиты конфиденциальной информации, дисциплиной выполнения норм технической эксплуатации оборудования, отсутствием применения лучших практик противодействия обороту фальсифицированных и контрафактных электронных изделий по ГОСТ Р 57880 и др.

5.7 Перечень внешних логистических рисков в цепи поставок включает: