Статус документа
Статус документа

ПНСТ 411-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Часть 1

Общие положения

Intelligent transport systems - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 1: General



ОКС 43.040.10

Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТранснавиСофт" (ООО "ТранснавиСофт") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июля 2020 г. N 20-пнст

4 Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к международному стандарту ИСО:16750-1:2018* "Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 1. Общие положения" (ISO 16750-1:2018 "Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 1: General")

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО. Каждый член, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, использованные для разработки этого документа, и процедуры, предназначенные для его дальнейшего применения, описаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии утверждения, необходимые для различных типов документов ИСО. Этот документ был составлен в соответствии с редакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2 (см. www.iso.org/directives).

Обращается внимание на возможность того, что некоторые элементы этого документа могут быть предметом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо или всех таких патентных прав. Подробная информация о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки документа, будет представлена во введении и/или в списке полученных патентных деклараций ИСО (см. www.iso.org/patents).

Любое торговое наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией, предоставленной для удобства пользователей, и не означает одобрения.

Для объяснения добровольного характера стандартов, значения конкретных терминов и выражений ИСО, относящихся к оценке соответствия, а также информации о приверженности ИСО.

Принципы Всемирной торговой организации (ВТО) в Технических барьерах в торговле (ТБТ).

Этот документ был подготовлен на основе международного стандарта ИСО 16750-1:2018, разработанного Техническим комитетом ISO/TC 22, Road transport, Subcommittee SC 32 Electrical and electronic components and general system aspects.

Концепция серии ИСО 16750 заключается в том, чтобы помочь своему пользователю систематически определять и/или применять набор признанных международным сообществом условий окружающей среды, требований к испытаниям и эксплуатации, соответствующим фактической среде эксплуатации встроенного электрического и электронного оборудования наземных транспортных средств, в которой оно будет работать и находиться в процессе своего жизненного цикла.

При разработке этого документа были учтены следующие факторы окружающей среды:

Географическое положение и климат

Условия окружающей среды существенно различаются в зависимости от климатических условий, а также суточных и сезонных циклов. В настоящем стандарте учтены возможные различия диапазонов температуры, влажности, количество осадков и атмосферных условий, включая пыль, загрязнение и влияние высоты на уровне моря.

Тип транспортного средства

Условия окружающей среды по-разному влияют на дорожные транспортные средства в зависимости от таких конструктивных особенностей транспортного средства, как тип двигателя, мощность двигателя, характеристики подвески, масса транспортного средства, размеры транспортного средства, напряжение электропитания и т.д. В стандарте рассмотрены основные типы транспортных средств, включая коммерческие транспортные средства (тяжелые грузовики), легковые и грузовые транспортные средства, а также дизельные и бензиновые двигатели.

Условия эксплуатации транспортного средства и режимы работы

Условия окружающей среды, влияющие на транспортное средство значительно различаются в зависимости от качества дороги, типа дорожного покрытия, рельефа дороги, использования транспортного средства (поездка на работу, буксировка, перевозка груза и т.д.) и условий вождения. Были рассмотрены такие режимы работы, как хранение, запуск, вождение, остановка и т.д.

Жизненный цикл оборудования

Электрическое и электронное оборудование также должно быть устойчивым к воздействию окружающей среды в процессе изготовления, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, хранения, сборки транспортных средств, при их техническом обслуживании и ремонте. Такие условия и испытания рассмотрены в рамках данной серии стандартов.

Напряжение питания транспортного средства

Напряжение питания изменяется в зависимости от использования транспортного средства, режима работы, конструкции электрической распределительной системы и даже климатических условий. Могут возникнуть сбои в электрической системе транспортного средства, такие как перенапряжение генератора и перебои в системах подключения. Такие условия и испытания рассмотрены в рамках данной серии стандартов.

Место установки в транспортном средстве

В серийных и концептуальных транспортных средствах системы/компоненты могут устанавливаться практически в любом месте транспортного средства. Требования, касающиеся воздействия окружающей среды, для каждого конкретного компонента в значительной степени зависят от места его установки. Каждое место установки в транспортном средстве имеет свой собственный набор экологических воздействий. Например, диапазон температур в моторном отсеке сильно отличается от диапазона температур в салоне. Это также верно для вибрационных нагрузок. Но в этом случае различие не только в уровне вибрации, но и в типе вибрационной нагрузки. Компоненты крепления кузова обычно подвергаются случайным вибрациям, тогда как для систем/компонентов подвески двигателя необходимо учитывать дополнительную синусоидальную вибрацию от двигателя. Кроме того, устройства, установленные в дверях, подвергаются большому количеству механических ударов при закрытии и открытии дверей.

Производителям транспортных средств рекомендуется разработать разумное количество стандартных наборов требований для различных типов и уровней воздействий окружающей среды. Эта стратегия позволяет переносить без изменения системы/компоненты из одного проекта в другой. Кроме того, точные требования часто неизвестны при разработке компонента для будущей концепции транспортного средства. Ожидаемые воздействия окружающей среды обычно оцениваются на основе анализа других концепций транспортных средств с аналогичными условиями. Однако трудно определить правильное место установки и соответствующие профили воздействий из-за конфликта целей между наличием нескольких классов требований и необходимостью адаптации к уровням требований для каждого приложения. Причина в том, что воздействия окружающей среды зависят не только от места установки. Другие основные факторы влияют на уровни воздействия для систем/компонентов. Например, тип кузова, концепция трансмиссии, плотность компоновки могут создавать абсолютно разные уровни требований для устройств, которые установлены на разных автомобилях практически в одном месте.

Концепция данной серии стандартов заключается в определении классов требований для отдельных типов воздействий окружающей среды. Стандарт различает электрические, механические, термические, климатические и химические воздействия окружающей среды. Для каждого типа воздействия определено несколько классов требований. Каждый класс требований обозначается конкретной кодовой буквой. Полный набор требований к окружающей среде создается путем определения комбинации кодовых букв. Кодовые буквы определены в соответствующих частях данной серии стандартов. Таблица в приложении А соответствующих частей дает типичные места установки вместе с примерами их соответствующих кодовых букв. Для типичных приложений это кодовые буквы, которые будут использоваться. Если приложение не является типичным и из-за этого данные комбинации кодовых букв не могут быть использованы, допускается создать новые комбинации кодовых букв для этой цели. Чтобы ни одна из приведенных кодовых букв не использовалась повторно, можно создать новые уровни требований, используя кодовую букву "Z". В этом случае конкретные требования должны быть определены отдельно, но желательно не менять методы испытаний.

Рекомендуется пользователю рассмотреть, по крайней мере, следующие условия установки для испытуемого устройства в отношении электрического, теплового, механического, климатического и химического воздействия.

а) Ответственность производителей

Из-за технологических ограничений или различий в конструкции транспортного средства, изготовителю транспортного средства может потребоваться размещение компонента в том месте, где он не может противостоять условиям окружающей среды, указанным в одной из частей. В этих обстоятельствах производитель транспортного средства обязан предоставить необходимую защиту компонента от воздействия окружающей среды.

б) Применимость к жгутам проводов, кабелям и электрическим разъемам

Хотя некоторые условия окружающей среды и испытания могут иметь отношение к жгутам проводов, кабелям и разъемам транспортного средства, область применения стандартов данной серии недостаточна для использования в качестве полноценных стандартов. Поэтому данная серия стандартов не предназначена для непосредственного применения к таким устройствам и оборудованию. Для них необходимо применять соответствующие специализированные стандарты.

в) Применимость к деталям или узлам оборудования

В данной серии стандартов определены условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования, непосредственно установленного на или в транспортном средстве. Он не предназначен для непосредственного применения к деталям или узлам, которые являются частью оборудования. Например, ни одна из частей не должна применяться непосредственно к интегральным схемам (ИС) или дискретным компонентам, электрическим разъемам, печатным платам (ПП), датчикам, дисплеям, элементам управления и т.д., которые встроены в оборудование или установлены на нем. Воздействия для таких деталей и узлов могут отличаться от описанных в какой-либо из частей.

С другой стороны, желательно использовать для моделирования условий окружающей среды и проверки требований к деталям и узлам, предназначенным для использования на транспортных средствах. Например, диапазон температур от минус 40°С до плюс 90°С может быть указан для сборки, содержащей детали и элементы, имеющие рекомендованный температурный диапазон от минус 40°С до плюс 70°С, с учетом ее нагрева на 20°С.

г) Применимость относительно системной интеграции и проверки

Пользователю следует иметь в виду, что сфера применения настоящего стандарта ограничена условиями и испытаниями на уровне оборудования и поэтому не отражает все условия и испытания, необходимые для полной проверки систем транспортного средства. Могут потребоваться испытания на экологичность и надежность на уровне частей оборудования и систем транспортного средства.

Например, настоящий стандарт не обязательно обеспечивает соблюдение требований к окружающей среде и надежности для паяных соединений, непаяных соединений, интегральных микросхем и т.д. Характеристики таких элементов должны быть гарантированы на уровне детали, материала или сборки. Аналогичным образом для подтверждения возможности использования оборудования в транспортном средстве требуются испытания на уровне транспортного средства и системы.

     1 Область применения


Настоящий стандарт относится к электрическим и электронным системам/компонентам для транспортных средств. В нем описываются потенциальные воздействия окружающей среды и определяются испытания и требования, рекомендуемые для конкретного места установки электрических и электронных систем/компонентов на/в транспортном средстве.

Настоящий стандарт содержит определения и общие замечания И не охватывает требования к электромагнитной совместимости (ЭМС).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ПНСТ 412-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 2. Электрические нагрузки

ПНСТ 413-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 3. Механические нагрузки

ПНСТ 414-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 4. Климатические нагрузки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 максимальное значение температуры окружающего воздуха : Значение температуры окружающего воздуха, которое может временно наблюдаться в моторном отсеке после остановки транспортного средства и выключения двигателя.

3.2 номинальное напряжение : Значение напряжения, используемое для описания электрической системы транспортного средства.

3.3 максимальная рабочая температура : Максимальное значение температуры окружающей среды, при которой системы/компоненты могут работать непрерывно.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs