Статус документа
Статус документа

ПНСТ 413-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Интеллектуальные транспортные системы

УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Часть 3

Механические нагрузки

Intelligent transport systems. Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment. Part 3. Mechanical loads



ОКС 43.040.10

Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТранснавиСофт"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 057 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июля 2020 г. N 22-пнст

4 Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту ИСО 16750-3:2012* "Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 3. Механические нагрузки" (ISO 16750-3:2012 "Road transport - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 3: Mechanical loads", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 123083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по вопросам стандартизации в области электротехники.

Проекты международных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами документа "Директивы ИСО/МЭК" (часть 2).

Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения не менее 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.

Следует иметь в виду, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации не несет ответственность за идентификацию какого-либо одного или всех патентных прав.

В данную серию предварительных национальных стандартов включено несколько частей под общим названием "Интеллектуальные транспортные системы. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования":

- часть 1: Общие положения;

- часть 2: Электрические нагрузки;

- часть 3: Механические нагрузки;

- часть 4: Климатические воздействия;

- часть 5: Химические воздействия.

     1 Область применения


Настоящий стандарт рассматривает потенциальное воздействие внешней среды в форме механических нагрузок на электрические и электронные компоненты, устанавливаемые на автомобили или дорожные транспортные средства.

Настоящий стандарт описывает механические нагрузки.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 28203 (МЭК 68-2-6-82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Fc и руководство: Вибрация (синусоидальная)

ГОСТ 30630.1.9 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Особенности цифрового управления испытаниями на воздействие широкополосной случайной вибрации

ГОСТ 31419 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на вибрацию с воспроизведением воздействий нескольких типов

ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 51369 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие влажности

ГОСТ Р 51371 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов

ГОСТ Р 53189 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на вибрацию с воспроизведением воздействий нескольких типов

ПНСТ 411-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 1. Общие положения

ПНСТ 414-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 4. Климатические нагрузки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 411-2020.

     4 Испытания и технические требования

     4.1 Вибрационные испытания

4.1.1 Общие положения

Указанные методы вибрационных испытаний рассматривают различные уровни тяжести вибрации, применимые к бортовому электрическому и электронному оборудованию. Рекомендуется, чтобы производитель транспортного средства и поставщик выбирали метод испытаний, температуру окружающей среды и параметры вибрации в зависимости от конкретного места установки оборудования. Рекомендуемые механические технические требования к оборудованию, в зависимости от места установки, указаны в приложении Б.

При правильном применении процессы управления окружающими условиями и инженерные процессы, описанные в настоящем стандарте, могут иметь важное значение для формирования уверенности в экологичности и общей долговечности. Тем не менее, важно признать, что существуют ограничения, присущие лабораторным испытаниям, которые заставляют соблюдать осторожность и инженерную оценку при экстраполяции этих данных, полученных в лабораторных условиях, к результатам, которые могут быть получены в реальных условиях эксплуатации. Во многих случаях реальные воздействия окружающей среды (по отдельности или в комбинации) не могут быть практически или надежно продублированы в испытательных лабораториях. Следовательно, пользователи настоящего стандарта не должны предполагать, что система или компонент, который успешно выдержал испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта, также успешно пройдет натурные испытания в реальных условиях эксплуатации в составе транспортного средства.

Указанные значения - это наилучшая оценка, которую можно получить до момента получения результатов измерений на транспортном средстве, но они не заменяют результатов натурных испытаний.

Указанные значения применяют к условиям монтажа в определенных местах. Например, использование кронштейна для монтажа может привести к увеличению или уменьшению нагрузки. Если испытываемое устройство установлено на транспортном средстве с помощью кронштейна, то во время испытаний на вибрацию и механический удар оно должно быть установлено на данном кронштейне.

При измерении вибрации испытываемого устройства, установленного соответствующим образом, в протоколе испытаний должен быть указан используемый метод крепления. Частота вибрации изменяется по 0,5 октава/мин для синусоидальных тестов и синусоидальная часть синуса для случайных тестов. Назначение вибрационных испытаний заключается в том, чтобы избежать отказов и неисправностей главным образом из-за усталости в эксплуатационных условиях.

Испытания на износ имеют особые технические требования и не рассматриваются в настоящем стандарте.

Нагрузки за пределами обозначенных диапазонов частот испытаний должны рассматриваться отдельно.

Примечание - Отклонения от нагрузки на испытуемом устройстве могут возникнуть в случае проведения испытаний на вибрацию в соответствии с настоящим стандартом на тяжелом и громоздком испытуемом устройстве, поскольку жесткость монтажа и динамическая реакция на возбуждение вибростола отличаются от условий при установке на транспортном средстве. Это отклонение может быть минимизировано путем применения метода среднего контроля (см. приложение А).

Применение метода средневзвешенного контроля в соответствии с ГОСТ 30630.1.9 должно быть согласовано.

Подвергают испытываемое устройство во время испытания на вибрацию испытанию температурным циклом в соответствии с электрическим режимом работы в соответствии с ГОСТ Р 51369. В качестве альтернативы можно согласовать испытание при постоянной температуре.

Управляют тестируемым устройством электрически, как показано на рисунке 1, в момент (краткий функциональный тест, который проводится после того, как тестируемое устройство полностью достигнет ). Данное функциональное испытание должно быть настолько кратким, чтобы была возможность проверить правильность работы испытываемого устройства. Это сводит к минимуму самонагрев тестируемого устройства. Дополнительная электрическая операция испытываемого устройства в интервале между 210 мин и 410 мин цикла показана на рисунке 1.

Дополнительное осушение воздуха в испытательной камере не допускается.

В транспортном средстве вибрационное напряжение может возникать при чрезвычайно низких или высоких температурах; по этой причине взаимное влияние механического температурного напряжения моделируется и в тесте. Механизм отказа представляет собой, например, деформацию полимерной детали системы или компонента из-за высокой температуры и, вследствие этого, невозможности противостоять вибрационному ускорению.

     Y - температура, °С; X - время, мин; а - режим работы 3.2 в соответствии с ПНСТ 411-2020; b - режим работы 2.1 в соответствии с ПНСТ 411-2020; с - один цикл.

     Рисунок 1 - Температурный профиль для вибрационных испытаний



Таблица 1 - Температура в зависимости от времени для вибрационных испытаний

Время, мин

Температура, °С

0

20

60

-40

150

-40

210

20

300

*

410

*

480

20

* См. ПНСТ (2) 414-2020.

4.1.2 Испытания

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs