В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 афферентация: Направление нервных возбуждений по нервной системе в направлении от периферии тела к центральной нервной системе.
3.2 висцериозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность человека по осуществлению воздействия на внешнюю информационно-предметную среду с проведением экс-териориза.
3.3 интеллект: Совокупность умственных способностей человека, выражающаяся в его познавательных возможностях, определяющая его готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
3.4 интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.
3.5 интериориз: Афферентный переход воспринимаемого сущего из внешней для организма информационной среды во внутреннюю информационную среду.
3.6 интроекциозис: Включение человеком в свою внутреннюю информационную среду без изменений или с преобразованием воспринимаемую извне семантическую информацию.
Примечание - Основной процесс обеспечения формирования семантики мышления.
3.7 интериоризация: Переход внешнего информационного воздействия во внутреннюю информационную деятельность.
3.8 информационная деятельность: Деятельность с использованием каких-либо сведений, сообщений.
3.9
информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений. [ГОСТ Р 43.0.5-2009, статья 3.15] |
3.10 информационная среда: Совокупность сведений, сообщений о чем-либо или о ком-либо.
3.11 категоризация: Когнитивный процесс субъекта по приданию воспринятому сущему, например, в виде предметных, информационных объектов, упорядоченного характера, позволяющий систематизировать с использованием представлений, понятий наблюдаемое с определением в нем сходства одного воспринятого и отличие от него другого воспринятого.
3.12 клиаратиозис: Внутренняя (клиаративная) мыслительная деятельность специалиста, направленная на понимание используемой им информации с возможным учетом воспринимаемой и хранящейся в его памяти информации.
3.13 когнитивное: Относящееся к познанию.
3.14 когнитиозис: Конечный этап интроекциозиса в мышлении специалиста, обеспечивающий проведение рассуждений, умозаключений с формированием (в том числе направленным) в мышлении специалиста технических сущностей в виде когнитивных (познавательных) семантических отражений.
3.15 мыслительная деятельность: Информационно-интеллектуальная деятельность мышления специалиста, направленная на выработку представлений, понятий, суждений, умозаключений, семантических когнитивных отражений (семантики мышления), на проведение дисайдной, клиаративной, креативной мыслительной деятельности.
3.16 мысль: То, что является результатом мышления; то, чем занят ум, о чем думает кто-либо.
3.17 мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности, делать выводы.
3.18 нооника: Область знаний об информационной, предметно-информационной деятельности, осуществляемой специалистами при проведении ими человекоинформационных взаимодействий с возникновением информационно-обменных процессов и образованием определенных систем "человек - информация", влияющих на результативность выполнения человекоинформационных взаимодействий.
3.19
ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной по представлению информации (обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы. [ГОСТ Р 43.2.8-2014, пункт 3.11] |
3.20