Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 43.4.16-2020 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек–информация". Интроекциозис информационной деятельности

     5 Общие положения

5.1 Интроекциозис - основное состояние семантики мышления в ходе ЧИВ, обеспечивающее интроекциоз, т.е. процессы включения человеком в свою внутреннюю информационную среду без изменения или с преобразованием воспринимаемую извне (от других людей или из социума) семантическую информацию.

5.2 Интроекциозис информационной деятельности осуществляется при проведении психофизиологических процессов рефлектиозиса, висцериозиса с участием соответственно психоинформационных процессов интериориза, экстериориза при выполнении ЧИВ с образованием СЧИ (см. рисунок 1).

     Рисунок 1 - Интроекциозис информационной деятельности

5.3 Интроекциозис информационной деятельности приобретает в процессе интериориза следующую схему реализации - от раздражений к ощущениям, восприятиям через афферентацию к семиозису, процессам в семантике мышления, к появлению понятийного мышления (см. рисунок 2).

     Рисунок 2 - Процесс интериориза, участвующий в осуществлении интроекциозиса информационной деятельности

5.4 Сущность интроекциозиса заключается в формировании семантики мышления в результате взаимодействия семиозис-процессов интериориза с семантиозис-процессами экстериориза во взаимосвязи с памятью.

5.5 Присущие интроекциозу формы мышления (понятия, суждения, умозаключения и аналогии) сохраняют свое значение для любого мыслительного процесса в рациональном мышлении.

5.6 К рациональному мышлению относятся те формы мышления, которые применяют в формальной логике с использованием правил, необходимых для мышления в процессе интроекциозиса для оперирования с языковыми структурами, терминами, высказываниями.

Соблюдение этих правил - необходимая предпосылка понятийного мышления. Данные правила регулируют все операции, связанные с терминами и высказываниями.

5.7 Без форм мышления с использованием формальной логики правильное мышление в интроекциозисе абсолютно невозможно, так как мышление, нарушающее правила формальной логики, может дать лишь ошибочные результаты.

5.8 Мышление при несоблюдении правил формальной логики может приводить к правильным результатам, но оно имеет свои пределы, не в полной мере охватывая развивающиеся связи действительности.

5.9 Эргатическое мышление в определенных рамках может быть ограничено формально-логическими правилами мышления, так как в соответствующих случаях целью его деятельности является невнутренняя целостная структура предметов.

Эвристическим мышлением для проведения научной деятельности может быть осуществлено целостное познание предмета.

5.10 В рамках интериорной сферы мышления в силу ее относительной самостоятельности и особенностей, происходящих в интроекциоз-процессах, создаются мыслительные семантические образования, которые не являются непосредственным отражением внешнего сущего.

5.11 Оперирование с мыслительными, связанными с языком семантическими образованиями во внутренней сфере мышления приводит к тому, что эти образования преобразуются, комбинируются в новые образования и с их помощью возникают новые мысли.

На таком способе мыслительной деятельности основан, в конечном счете, творческий характер основных видов мышления (коммуникативного, эргатического, эвристического).

5.12 Творческим мышлением могут быть созданы семантические образования, не являющиеся отражением уже существующих объектов сущего, но имеющие возможность их использования в объективной действительности.

5.13 Специфической особенностью деятельности является то, что ее итог уже заранее прогнозируется в мышлении человека, благодаря способности последнего производить мысленные действия над мысленными образованиями, результатом которых оказывается выработка соответствующих мыслительных прогнозирований.

5.14 В мышлении выработку семантических образований следует рассматривать как опосредствование внешней деятельности.

Для того чтобы мысль не осталась лишь мыслью, а превратилась в действительность, она должна быть реализована с помощью внешней деятельности.