Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58986-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Conformity assessment. Rules for carrying out an estimation of conformity of vehicles wheels



ОКС 03.120.10

Дата введения 2021-07-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство независимых экспертиз в сфере технического регулирования" (ООО "Агентство независимых экспертиз в сфере технического регулирования")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 584-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия.

Система национальных стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000.

Под оценкой соответствия в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.

Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации [1].

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения работ по обязательному подтверждению соответствия колес транспортных средств из алюминиевых сплавов и стали, предназначенных для транспортных средств категорий М1, М1G, М2, М3, N1, N1G, N2, N3, О1, О2, О3, О4 в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента [1].

Настоящий стандарт распространяется на работы, проводимые участниками подтверждения соответствия при сертификации колес транспортных средств, предусмотренные [1].

Настоящий стандарт предназначен для заявителей (изготовителей, уполномоченных изготовителем лиц, импортеров), органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 4784 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки

ГОСТ 10409 (ИСО 4107-95) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования

ГОСТ 30599 Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 33544 Автомобильные транспортные средства. Колеса дисковые. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 53824 Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 58984 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по [1]-[4], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 типовой образец: Образец колеса транспортного средства, выбранный из группы однородной продукции (типоразмерного ряда колес), выполненной из одних и тех же материалов, по одной и той же технологии, одной и той же конструкции и отвечающей одним и тем же требованиям безопасности.

3.2 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии колес транспортных средств требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), и применяемые как основание для подтверждения соответствия колес транспортных средств этим требованиям.

3.3 штампованные колеса из алюминиевых сплавов: Колеса из алюминиевых сплавов, изготовленные методом механической обработки (токарная, фрезерная) штампованной заготовки цельной конструкции, полученной методом горячей объемной деформации при использовании специальных инструментов - разъемных штампов.

Примечания

1 Алюминиевый сплав, из которого изготовлена такая штампованная заготовка, должен относиться к группе деформируемых сплавов по ГОСТ 4784 (либо их зарубежные аналоги).

2 К штампованным колесам из алюминиевых сплавов не относятся колеса:

- при наличии в них литой структуры в любой части колеса: в ободной, ступичной либо в лицевой части (спицевой). Например, колеса, изготовленные сочетанием отливки (лицевая часть) с последующей обработкой давлением обода (раскатка);

- состоящие из двух частей и более, независимо от способа изготовления.

3.4 типоразмерный ряд колес: Колеса, имеющие одинаковую форму, но разные: диаметр и/или ширину обода; положительный/отрицательный вылет; количество и/или диаметр расположения крепежных отверстий; диаметр центрального отверстия.

     4 Общие положения

4.1 В соответствии с [1] колеса транспортных средств подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 2с, 3с, 9с и 11с). Схемы сертификации и их описание приведены в приложении А.

4.2 Участниками работ по подтверждению соответствия колес транспортных средств являются:

- заявитель-изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер;

- аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза;

- аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.

4.3 Соответствие колес транспортных средств обеспечивается выполнением требований [1] непосредственно и требований [4], а также требований документов по стандартизации, приведенных в пункте 60 [5].

4.4 Процедуры подтверждения соответствия колес транспортных средств реализуют согласно схемам сертификации, установленным в приложении 10 к [1].

4.5 Колеса транспортных средств, соответствующие требованиям [1] и прошедшие процедуру сертификации, маркируют единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического союза (далее - знак обращения Союза).

При нанесении знака обращения Союза следует исходить из следующих принципов:

- маркировку знаком обращения Союза осуществляют перед выпуском колес транспортных средств в обращение на рынке;

- маркирование осуществляют любым удобным способом, обеспечивающим четкость изображения и исключающим истирание;

- при маркировании колес транспортных средств знак обращения Союза должен быть нанесен непосредственно на единицу продукции (если это технически возможно), а также на упаковку и сопроводительную техническую документацию;

- знак обращения Союза должен быть нанесен, по возможности, рядом с товарным знаком изготовителя;

- маркировку колес транспортных средств знаками официального утверждения "Е" или "е" приравнивают к маркировке знаком обращения Союза (при наличии на колесах транспортных средств маркировки знаками официального утверждения маркировка знаком обращения Союза не требуется).

     5 Порядок проведения сертификации

5.1 Сертификацию колес транспортных средств осуществляет орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на колеса транспортных средств, по схемам сертификации, основные элементы которых приведены в приложении А. Процедуры проведения сертификации и формы применяемых документов устанавливаются органом по сертификации в Руководстве по качеству. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр).

5.2 Заявитель выбирает любой орган по сертификации из числа органов по сертификации, в область аккредитации которых входят колеса транспортных средств, подлежащие подтверждению соответствия требованиям [1] в форме сертификации.

5.3 Заявитель выбирает схему сертификации, исходя из объекта подтверждения соответствия: для колес транспортных средств, выпускаемых серийно (схемы 2с, 11с); для партии отечественной и импортной продукции, не имеющей сертификата соответствия на систему менеджмента качества изготовителя (схема 3с); для партии колес транспортных средств ограниченного объема, поставляемой от иностранного изготовителя (схема 9с).

5.4 Изготовитель, являющийся резидентом государства - члена Евразийского экономического союза, либо представитель изготовителя, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 25 [1], имеют право подать заявку на получение сертификата соответствия в отношении оригинальных колес, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей для послепродажного обслуживания транспортных средств, на основании положительных результатов одобрения типа транспортного средства (шасси).

5.4.1 Изготовитель транспортного средства (шасси) для получения сертификата соответствия на колеса на основании результатов оценки соответствия транспортного средства (шасси) представляет в орган по сертификации:

- заявку на проведение соответствующей процедуры сертификации по форме, установленной органом по сертификации, в которой должны быть указаны: наименование заявителя, сведения, необходимые для заключения с ним договора на проведение работ по сертификации;

- перечень типов колес, поставляемых в качестве запасных частей;

- перечень типов транспортных средств с указанием номеров одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), для которых будут поставляться колеса;

- перечень стран происхождения этих запасных частей на момент подачи заявки;

- копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси);

- документ [письмо изготовителя транспортного средства (шасси)], подтверждающий, что осуществляют поставку одних и тех же колес в качестве запасных частей и комплектующих для сборки транспортного средства (шасси).

5.4.2 Изготовитель колес транспортных средств для получения сертификата соответствия на колеса, поставляемые в качестве запасных частей, на основании результатов оценки соответствия транспортного средства (шасси) представляет в орган по сертификации:

- письмо изготовителя транспортного средства, подтверждающее, что изготовитель запасных частей является поставщиком комплектующих для сборки транспортных средств (шасси) или декларацию изготовителя запасных частей либо его официального дилера, подтверждающую их поставку на сборку конкретного транспортного средства (шасси);

- перечень компонентов, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей, с указанием их типов и применяемости в транспортных средствах, на которые выданы одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси);

- копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), заверенные органом по сертификации, их выдавшим.

5.5 Заявителем на сертификацию по схемам 2с и 11с колес транспортных средств серийного производства, а также по схеме 3с для партии отечественных или импортных колес транспортных средств, не имеющих сертификата соответствия на систему менеджмента качества изготовителя, может быть изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) или импортер. Заявителем на сертификацию по схеме 9с для партии колес транспортных средств ограниченного объема, поставляемой от иностранного изготовителя, может быть импортер.

Заявитель, не являющийся изготовителем продукции, представляет также письмо изготовителя в орган по сертификации, подтверждающее:

- полномочия заявителя на проведение работ по оценке соответствия;

- обязательства изготовителя по выполнению касающихся него* положений технического регламента.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.        

5.6 В общем случае сертификация колес транспортных средств исходя из схемы сертификации включает следующие процедуры:

- подача заявителем заявки на проведение работ по сертификации колес транспортных средств с прилагаемыми документами;

- рассмотрение органом по сертификации заявки с прилагаемыми документами и принятие решения по ней;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs