РЕШЕНИЕ
об утверждении Положения о Коллективных силах
по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств
Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (прилагается), имея в виду, что проведение каждой миротворческой операции в Содружестве осуществляется в соответствии с Уставом ООН.
2. Поручить Совету глав правительств Содружества подготовить проекты соответствующих документов, определяющих содержание и порядок финансирования, всестороннего обеспечения деятельности, а также социальной защищенности персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, и представить их на рассмотрение Совета глав государств Содружества.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Москве 19 января 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Примечания: Республика беларусь подписала Решение с оговоркой: "Беларусь не направляет контингент в состав миротворческих сил".
Решение не подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Туркменистаном, Украиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО Решением Совета
глав государств Содружества
Независимых Государств
о Положении о Коллективных
силах по поддержанию мира в
Содружестве Независимых Государств
от 19 января 1996 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о Коллективных силах по поддержанию мира в
Содружестве Независимых Государств
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Коллективные силы по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (далее - КСПМ) являются временным коалиционным формированием, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства - участника Содружества Независимых Государств.
2. Международно-правовую основу создания и применения Коллективных сил по поддержанию мира составляют:
Устав Организации Объединенных Наций;
Устав Содружества Независимых Государств;
Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года;
Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
двусторонние и многосторонние международные соглашения в области миротворческой деятельности.
3. На проведение каждой операции по поддержанию мира (далее ОПМ) принимается соответствующее решение.
Принципиальное политическое решение о проведении операций с использованием КСПМ принимается Советом глав государств Содружества Независимых Государств (далее - Совет глав государств) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств - участников Содружества, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.
Мандат на каждую ОПМ утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел государств - членов Содружества (далее - Совет министров иностранных дел) и Совета министров обороны государств - участников Содружества ( далее Совет министров обороны)
О принятом решении о проведении ОПМ Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ.
Исходя из обстановки, масштабов конфликта и в соответствии с Уставом ООН, Совет глав государств может запрашивать полномочия (мандат) и финансовые средства у Совета Безопасности ООН на проведение ОПМ
Деятельность КСПМ не должна нарушать суверенитет, территориальную целостность и нерушимость границ государств, на территории которых она осуществляется.
ОПМ не заменяет урегулирования конфликта путем переговоров.
4. Выделение воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала в состав КСПМ осуществляется в соответствии с законодательством посылающих государств.
II. СОСТАВ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ
СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
5. Состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются:
Объединенное командование;
боевые части (подразделения);
группа военных наблюдателей;
группа экспертов;
подразделения полиции (милиции);
части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения;
другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
6. При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться следующие задачи:
наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;
обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследования;
контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;
охрана жизненно важных объектов;
принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;
контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;
содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;
содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;
обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;
участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта.
7. Объединенное командование является органом военного управления, предназначенным для руководства КСПМ, и может состоять из:
командования в составе Командующего КСПМ (далее командующий), начальника штаба - первого заместителя командующего, заместителей командующего и других должностных лиц, предусмотренных организационно-штатной структурой Объединенного командования, утверждаемой Советом министров обороны;
штаба в составе начальника штаба, его заместителей, представителей вооруженных сил государств - участников операции по поддержанию мира (далее - государств - участников операции) и соответствующих структур подразделений;
подразделений родов войск, специальных войск и тыла в соответствии с организационно - штатной структурой Объединенного командования.
8. В функции Объединенного командования входят:
реализация решений Совета глав государств о применении КСПМ в зоне конфликта;
анализ военно-политической обстановки в зоне конфликта и представление докладов с выводами и предложениями Совету глав государств и Совету министров обороны;
управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ;
разработка и осуществление мер по повышению уровня подготовки органов управления, частей и подразделений КСПМ;
взаимодействие с руководством принимающего государства, конфликтующих сторон, местными органами власти, представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;
взаимодействие с пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств в зоне конфликта;
участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне конфликта;
осуществление взаимодействия с органами управления государствучастников и Штабом по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (далее Штаб по координации военного сотрудничества) по вопросам комплектования частей и подразделений КСПМ личным составом, обеспечения их вооружением, военной техникой и материальнотехническими средствами.
9. Командующий назначается решением Совета глав государств по совместному представлению Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны. Командующий подотчетен Совету глав государств. Он является прямым начальником для всего личного состава КСПМ.
В функции командующего входят:
обеспечение реализации решений Совета глав государств о применении КСПМ;
представление докладов Совету глав государств и Совету министров обороны о военно-политической и оперативной обстановке в зоне конфликта, результатах выполнения задач и предложений о дальнейших действиях КСПМ;
координация и согласование с Главой миссии по поддержанию мира или Специальным представителем (в случае их назначения Советом глав государств Содружества) деятельности КСПМ в целях содействия решению задач политического урегулирования конфликта;
руководство КСПМ при подготовке и проведении операций по поддержанию мира;
организация и поддержание рабочих контактов с представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта министерствами иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел государств - участников Содружества, политическим руководством принимающего государства и представителями конфликтующих сторон;
ведение в пределах своих полномочий переговоров с представителями конфликтующих сторон и международных организаций;
предоставление представителям миссий и других органов ООН и ОБСЕ оперативной информации о деятельности КСПМ в объеме, необходимом для решения ими задач в зоне конфликта, а также возможности посещения частей и подразделений, входящих в их состав;
организация и руководство специальной подготовкой подчиненных штабов и войск;
распоряжение финансовыми и материально-техническими средствами, выделенными для обеспечения деятельности Объединенного командования;
организация и руководство выводом войск из зоны конфликта по завершении или прекращении ОПМ.
Командующему предоставляется право вносить в организационно-штатную структуру Объединенного командования изменения по увеличению или уменьшению до 10 процентов установленной штатной численности личного состава по согласованию с министрами обороны посылающих государств.
10. Штаб является основным органом управления Объединенного командования КСПМ. Он формируется на коалиционной основе с участием представителей всех государств - участников операции.
В функции штаба входят:
сбор и анализ данных военно-политической обстановки в зоне конфликта, подготовка выводов и предложений для доклада командующему;
выработка предложений по подготовке и проведению операции;
планирование применения КСПМ и своевременное доведение задач до частей и подразделений в соответствии с решением командующего;
организация управления взаимодействия и всестороннего обеспечения;
поддержание взаимодействия с генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств - участников операции по поддержанию мира, Штабом по координации военного сотрудничества по вопросам всестороннего обеспечения КСПМ;