РЕШЕНИЕ

об утверждении Положения о Коллективных силах
по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств

Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:

1. Утвердить Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (прилагается), имея в виду, что проведение каждой миротворческой операции в Содружестве осуществляется в соответствии с Уставом ООН.

2. Поручить Совету глав правительств Содружества подготовить проекты соответствующих документов, определяющих содержание и порядок финансирования, всестороннего обеспечения деятельности, а также социальной защищенности персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, и представить их на рассмотрение Совета глав государств Содружества.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

Совершено в городе Москве 19 января 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)

Примечания: Республика беларусь подписала Решение с оговоркой: "Беларусь не направляет контингент в состав миротворческих сил".

Решение не подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Туркменистаном, Украиной.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета
глав государств Содружества
Независимых Государств
о Положении о Коллективных
силах по поддержанию мира в
Содружестве Независимых Государств
от 19 января 1996 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о Коллективных силах по поддержанию мира в
Содружестве Независимых Государств


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Коллективные силы по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (далее - КСПМ) являются временным коалиционным формированием, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства - участника Содружества Независимых Государств.

2. Международно-правовую основу создания и применения Коллективных сил по поддержанию мира составляют:

Устав Организации Объединенных Наций;

Устав Содружества Независимых Государств;

Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года;

Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года;

Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;

Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года;

двусторонние и многосторонние международные соглашения в области миротворческой деятельности.

3. На проведение каждой операции по поддержанию мира (далее ОПМ) принимается соответствующее решение.

Принципиальное политическое решение о проведении операций с использованием КСПМ принимается Советом глав государств Содружества Независимых Государств (далее - Совет глав государств) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств - участников Содружества, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.

Мандат на каждую ОПМ утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел государств - членов Содружества (далее - Совет министров иностранных дел) и Совета министров обороны государств - участников Содружества ( далее Совет министров обороны)

О принятом решении о проведении ОПМ Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ.

Исходя из обстановки, масштабов конфликта и в соответствии с Уставом ООН, Совет глав государств может запрашивать полномочия (мандат) и финансовые средства у Совета Безопасности ООН на проведение ОПМ

Деятельность КСПМ не должна нарушать суверенитет, территориальную целостность и нерушимость границ государств, на территории которых она осуществляется.

ОПМ не заменяет урегулирования конфликта путем переговоров.

4. Выделение воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала в состав КСПМ осуществляется в соответствии с законодательством посылающих государств.

II. СОСТАВ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ
СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА

5. Состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются:

Объединенное командование;

боевые части (подразделения);

группа военных наблюдателей;

группа экспертов;

подразделения полиции (милиции);

части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения;

другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

6. При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться следующие задачи:

наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;

обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;

создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;

установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследования;

контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;

контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;

охрана жизненно важных объектов;

принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;

контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций;

содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;

содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;

обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;

участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта.

7. Объединенное командование является органом военного управления, предназначенным для руководства КСПМ, и может состоять из:

командования в составе Командующего КСПМ (далее командующий), начальника штаба - первого заместителя командующего, заместителей командующего и других должностных лиц, предусмотренных организационно-штатной структурой Объединенного командования, утверждаемой Советом министров обороны;

штаба в составе начальника штаба, его заместителей, представителей вооруженных сил государств - участников операции по поддержанию мира (далее - государств - участников операции) и соответствующих структур подразделений;

подразделений родов войск, специальных войск и тыла в соответствии с организационно - штатной структурой Объединенного командования.

8. В функции Объединенного командования входят:

реализация решений Совета глав государств о применении КСПМ в зоне конфликта;

анализ военно-политической обстановки в зоне конфликта и представление докладов с выводами и предложениями Совету глав государств и Совету министров обороны;

управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ;

разработка и осуществление мер по повышению уровня подготовки органов управления, частей и подразделений КСПМ;

взаимодействие с руководством принимающего государства, конфликтующих сторон, местными органами власти, представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;

взаимодействие с пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств в зоне конфликта;

участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне конфликта;

осуществление взаимодействия с органами управления государствучастников и Штабом по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (далее Штаб по координации военного сотрудничества) по вопросам комплектования частей и подразделений КСПМ личным составом, обеспечения их вооружением, военной техникой и материальнотехническими средствами.

9. Командующий назначается решением Совета глав государств по совместному представлению Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны. Командующий подотчетен Совету глав государств. Он является прямым начальником для всего личного состава КСПМ.

В функции командующего входят:

обеспечение реализации решений Совета глав государств о применении КСПМ;

представление докладов Совету глав государств и Совету министров обороны о военно-политической и оперативной обстановке в зоне конфликта, результатах выполнения задач и предложений о дальнейших действиях КСПМ;

координация и согласование с Главой миссии по поддержанию мира или Специальным представителем (в случае их назначения Советом глав государств Содружества) деятельности КСПМ в целях содействия решению задач политического урегулирования конфликта;

руководство КСПМ при подготовке и проведении операций по поддержанию мира;

организация и поддержание рабочих контактов с представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта министерствами иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел государств - участников Содружества, политическим руководством принимающего государства и представителями конфликтующих сторон;

ведение в пределах своих полномочий переговоров с представителями конфликтующих сторон и международных организаций;

предоставление представителям миссий и других органов ООН и ОБСЕ оперативной информации о деятельности КСПМ в объеме, необходимом для решения ими задач в зоне конфликта, а также возможности посещения частей и подразделений, входящих в их состав;

организация и руководство специальной подготовкой подчиненных штабов и войск;

распоряжение финансовыми и материально-техническими средствами, выделенными для обеспечения деятельности Объединенного командования;

организация и руководство выводом войск из зоны конфликта по завершении или прекращении ОПМ.

Командующему предоставляется право вносить в организационно-штатную структуру Объединенного командования изменения по увеличению или уменьшению до 10 процентов установленной штатной численности личного состава по согласованию с министрами обороны посылающих государств.

10. Штаб является основным органом управления Объединенного командования КСПМ. Он формируется на коалиционной основе с участием представителей всех государств - участников операции.

В функции штаба входят:

сбор и анализ данных военно-политической обстановки в зоне конфликта, подготовка выводов и предложений для доклада командующему;

выработка предложений по подготовке и проведению операции;

планирование применения КСПМ и своевременное доведение задач до частей и подразделений в соответствии с решением командующего;

организация управления взаимодействия и всестороннего обеспечения;

поддержание взаимодействия с генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств - участников операции по поддержанию мира, Штабом по координации военного сотрудничества по вопросам всестороннего обеспечения КСПМ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»