РЕШЕНИЕ
о Концепции охраны воздушного пространства
государств - участников
Содружества Независимых Государств

Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять Концепцию охраны воздушного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).

2. Поручить Совету министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с Советом министров иностранных дел государств - членов Содружества Независимых Государств и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза разработать и представить для рассмотрения Совету глав правительств Содружества проект Положения об основных направлениях реализации Концепции охраны воздушного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

Совершено в городе Москве 19 января 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)

Примечание. Решение не подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Молдова, Туркменистаном, Украиной.

КОНЦЕПЦИЯ
охраны воздушного пространства
государств - участников
Содружества Независимых Государств

Образование 10 февраля 1995 года Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - ОС ПВО) заложило основу обеспечения коллективной обороны воздушного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - государства участники).

I. Общие положения

1. Концепция охраны воздушного пространства государств участников ( далее - Концепция) представляет собой совокупность взглядов на противовоздушную оборону, координацию усилий и взаимодействие войск и сил ПВО государств - участников по охране границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно - политических центров, населения от ударов средств воздушно - космического нападения.

2. В настоящей Концепции изложены основные направления построения и поддержания объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников в состоянии, обеспечивающем решение задач противовоздушной обороны каждого из государств - участников Соглашения о создании Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых Государств и Содружества в целом, а также ее взаимодействия с системами противовоздушной обороны и управления воздушным движением сопредельных государств с государствами - участниками указанного Соглашения.

3. Концепция включает в себя основные принципы противовоздушной обороны государств - участников, военно - технические принципы совершенствования противовоздушной обороны государств - участников, основные направления подготовки войск и сил ПВО государств участников, а также пути реализации ее положений.

4. Правовой основой Концепции являются Устав Организации Объединенных Наций, Устав Содружества Независимых Государств, решения Совета глав государств Содружества, Совета министров обороны государств - участников, международные соглашения и нормативно правовые документы, принятые в рамках Содружества, а также национальное законодательство по военным вопросам государств участников.

5. В настоящей Концепции под термином "внешние границы" понимаются участки государственных границ государств - участников с государствами, не входящими в Содружество Независимых Государств, под термином "воздушное пространство" понимается воздушное пространство государств - участников Содружества Независимых Государств над их сухопутными и водными территориями, в том числе над территориальными водами (территориальными морями).

II. Основные принципы охраны воздушного
пространства государств-участников

В интересах согласованного решения задач охраны воздушного пространства государства - участники руководствуются следующими принципами:

неприкосновенности воздушного пространства и внешних границ государств - участников;

всестороннего сотрудничества по охране внешних границ государств - участников в воздушном пространстве;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности и равенства государств - участников;

признания приоритетности совместных решений, принятых на основе консенсуса;

применения войск и сил по планам государств - участников и согласованному Плану взаимодействия сил и средств ОС ПВО в интересах противовоздушной обороны всех государств - участников;

мирного разрешения возникающих конфликтных ситуаций при нарушении правил использования воздушного пространства;

ответственности каждого государства - участника за обеспечение надежной охраны своего участка внешней границы в воздушном пространстве с учетом интересов безопасности всех государств участников;

оснащение войск ПВО государств - участников вооружением и военной техникой на основе согласованной военно - технической политики;

взаимодействия войск и сил ПВО государств - участников на стыках их границ, а также в воздушном пространстве государств участников;

централизации оповещения и управления действиями сил и средств ОС ПВО с командных пунктов ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников и Центрального командного пункта Войск ПВО Российской Федерации;

единства основных требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления и войск ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников;

сосредоточения основных усилий войск и сил ПВО (ПВО и ВВС) на важнейших стратегических воздушно - космических (воздушных) направлениях и обороне наиболее важных объектов и группировок войск (сил);

эшелонированного построения противовоздушной обороны на всю глубину проникновения средств воздушно - космического нападения;

использования на основе отдельного соглашения резервов ОС ПВО в угрожаемый период для наращивания противовоздушной обороны государств - участников на направлениях ожидаемых действий средств воздушно - космического нападения;

комплексного использования всех сил и средств, решающих задачи противовоздушной обороны.

III. Основные военно-технические принципы
совершенствования охраны воздушного
пространства государств - участников

1. Государства - участники при совершенствовании производства, эксплуатации, ремонта вооружения и военной техники в интересах ОС ПВО и системы управления воздушным движением проводят единую техническую политику на основе следующих принципов;

обеспечения единой идеологии автоматизированного сбора, обработки информации и управления войсками;

планомерной замены морально устаревших образцов вооружения и военной техники на современные;

использования образцов вооружения, в которых воплощены последние достижения науки, созданных с максимальным учетом критерия "эффективность - стоимость";

возможности применения вооружения и инфраструктуры противовоздушной обороны государств - участников в интересах народного хозяйства;

сокращения номенклатуры и типажа вооружения с его унификацией и на этой основе создание и модернизация производственных мощностей, способных обеспечить потребности войск в вооружении;

создания рациональных запасов имущества и принадлежностей, а также материальных средств, обеспечивающих надежную эксплуатацию вооружения и военной техники;

использования единых критериев при оценке боевой готовности вооружения и военной техники;

создания единой информационно - разведывательной инфраструктуры ОС ПВО;

восстановления, создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ОС ПВО;

использования единых стандартов при разработке, производстве и ремонте вооружения и военной техники.

2. Научное обеспечение проблем противовоздушной обороны государства - участники направляют на упреждающую теоретическую проработку вопросов строительства и развития объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников, на совершенствование управления силами и средствами ПВО, информационного взаимодействия между пунктами управления ПВО и системы управления воздушным движением, на прогнозирование развития обстановки в границах воздушного пространства государств участников и прилегающих к нему пространствах, на обеспечение координации, модернизации и разработки вооружения и военной техники, на организацию научного сопровождения экспериментов, исследовательских учений, тренировок.

IV. Организация охраны воздушного
пространства государств - участников

1. Организация охраны воздушного пространства осуществляется государствами - участниками с учетом рекомендаций Совета министров обороны государств - участников (Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств - участников, далее - Координационного комитета). При этом обеспечивается постоянная готовность войск и сил ПВО.

На основе двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений отдельные государства могут содержать части и подразделения ПВО для усиления охраны воздушного пространства других государств - участников.

2. Состав сил и средств ОС ПВО определяется с учетом необходимости решения следующих задач:

обеспечения охраны внешних границ государств - участников в воздушном пространстве;

осуществления совместного контроля за порядком использования воздушного пространства;

оповещения государств - участников о воздушно - космической обстановке, предупреждения о ракетном и воздушном нападении;

ведения согласованных действий войск и сил ПВО государств участников по отражению воздушно - космического нападения в локальных и крупномасштабных войнах.

3. Порядок взаимодействия сил и средств ОС ПВО определяется Планом взаимодействия сил и средств ОС ПВО государств - участников.

4. Координация совместных действий сил и средств ПВО государств - участников осуществляется Председателем Координационного комитета с Центрального командного пункта Войск ПВО Российской Федерации через командующих войсками ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников. Непосредственное управление войсками и силами ПВО (ПВО и ВВС) каждого государства - участника осуществляют командующие войсками ПВО (ПВО и ВВС) этих государств с учетом Плана взаимодействия сил и средств ОС ПВО.

5. Органы Единой системы управления воздушным движением и войск ПВО (ПВО и ВВС) на территории государств - участников являются основными органами, регулирующими использование воздушного пространства и контроль за его использованием.

        Планы воздушного движения согласовываются  с  министерствами
обороны  государств - участников,  на территории которых планируется
использование воздушного пространства.

Главные оперативные органы по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением обеспечивают представление в органы ПВО международных расписаний движения воздушных судов и подачу заявок на разовые (вне расписаний) международные полеты воздушных судов государств - участников в соответствии с установленным порядком подачи заявок и сообщений на использование воздушного пространства в государствах - участниках Содружества.

Сообщения в органы ПВО о международных полетах воздушных судов государств - участников (планы полетов и изменения к ним, выполнение литерных и контрольных рейсов, вылет из последнего аэропорта (с аэродрома) перед пересечением государственной границы, нарушения порядка использования воздушного пространства, потери радиосвязи с воздушным судном, неприбытие воздушного судна в аэропорт (на аэродром) назначения) передаются Главным оперативным органом по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением в порядке, установленном в государствах - участниках Содружества.

О нарушениях порядка использования воздушного пространства при выполнении международных полетов органов Единой системы управления воздушным движением и войска ПВО (ПВО и ВВС) информируют министерства обороны государств - участников, на территории которых произошло нарушение.

Орган, осуществляющий управление воздушным движением в районе нарушения режима воздушного пространства, должен принять все доступные меры к прекращению этого нарушения вплоть до посадки воздушного судна - нарушителя.

Воздушное судно - нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном месте.

Если воздушное судно - нарушитель не выполняет распоряжения о посадке, для его принуждения к этому могут применяться оружие и боевая техника в порядке, установленном законодательством договаривающегося государства, в воздушном пространстве которого произошло нарушение режима.

Координация действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контролю возлагается на Главный центр Единой системы управления воздушным движением и ЦКП Войск ПВО Российской Федерации.

6. Контроль за воздушным пространством, оповещение войск и органов управления о воздушной обстановке ведутся силами и средствами государств - участников в интересах своего государства и ОС ПВО.

Детальный контроль воздушного пространства осуществляется силами и средствами радиотехнических войск ПВО государств участников, привлекаемыми к охране государственных границ в воздушном пространстве, во взаимодействии с национальными органами Единой системы управления воздушным движением, на которые возлагаются:

непрерывное ведение радиолокационной разведки воздушного пространства в приграничной полосе и выдача информации о воздушной обстановке на пункты управления ПВО для решения задач контроля за пересечением границы и предотвращения ее нарушения воздушными судами, своевременного предупреждения о воздушном нападении, оценки его масштабов и выявления главных направлений действий средств воздушного нападения;

контроль за использованием воздушного пространства с целью выявления и пресечения нарушений воздушными судами установленных государством - участником правил выполнения полетов;

информационное обеспечение своевременного приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности;

информационное обеспечение дежурных сил и средств ПВО при их действиях по воздушным судам - нарушителям государственной границы и правил использования воздушного пространства;

непрерывное оповещение взаимодействующих сторон о воздушной обстановке;

взаимное оповещение командных пунктов войск ПВО (ПВО и ВВС) соседних соединений и частей о воздушных судах, пересекающих государственную границу сопредельного государства - участника, совершающих полеты в 25 - километровой приграничной полосе, нарушающих порядок использования воздушного пространства, а также по всем неопознанным воздушным объектам.

7. Часть сил и средств ОС ПВО осуществляет постоянное боевое дежурство по охране воздушных границ государств - участников в воздушном пространстве на основе Плана взаимодействия сил и средств ОС ПВО.

Управление дежурными силами и средствами ОС ПВО осуществляется с командных пунктов ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников, а координация их действий - с Центрального командного пункта Войск ПВО Российской Федерации.

Количество и степени готовности дежурных сил и средств ПВО устанавливаются министрами обороны государств - участников. В особых случаях степени готовности могут повышаться Председателем Координационного комитета по согласованию с командующими войсками ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников.

Учет количества и степени готовности дежурных сил и средств ПВО ведется каждым государством - участником и на Центральном командном пункте Войск ПВО Российской Федерации по представляемым ежемесячным данным (при изменении - немедленно).

8. Для обеспечения действий истребительной авиации государства - участники выделяют необходимое количество основных и запасных аэродромов и пунктов управления авиацией, перечень которых определяется двусторонними соглашениями о порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО.

Командные пункты ПВО (ПВО и ВВС) взаимодействующих сторон осуществляют обмен информацией о местонахождении и действиях истребительной авиации по воздушным судам, совершающим полет в направлении границы сопредельного государства - участника.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»