СОГЛАШЕНИЕ
о Советско-Иранском железнодорожном
сообщении

Министерство путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Министерство путей сообщения Ирана, с другой, в лице своих уполномоченных заключили Соглашение о нижеследующем.

Статья I

Между государственными железными дорогами СССР и Ирана устанавливается Советско-Иранское железнодорожное сообщение.

Статья II

Перевозка в Советско-Иранском железнодорожном сообщении производится с пересадкой пассажиров и перегрузкой багажа, товаро-багажа и грузов на пограничной станции дороги принимающей.

Статья III

1. Перевозка пассажиров в Советско-Иранском железнодорожном сообщении производится между нижеперечисленными станциями:

а) на железных дорогах СССР -Москва-пасс. Московско-Курско-Донбасской железной дороги, Ереван, Тбилиси, Джульфа Советская;

б) на железных дорогах Ирана - Тегеран, Тавриз, Джульфа Иранская.

2. На проезд между станциями, включенными в это сообщение, пассажирам продаются купонные книжки с двумя билетами-купонами на проезд от станции отправления до госграницы и от госграницы до станции назначения.

Продажа купонных книжек производится:

а) в СССР - Всесоюзным акционерным обществом "Интурист";

б) в Иране - железнодорожными станциями, перечисленными в 1 "б".

Продажа этих купонных книжек производится на основе договора между Всесоюзным акционерным обществом "Интурист" и государственными железными дорогами Ирана.

3. Срок годности купонной книжки устанавливается 30 суток со дня начала поездки, обозначенного компостером.

4. Провозная плата и дополнительные сборы за проезд пассажиров по железным дорогам СССР и Ирана исчисляются по ставкам внутренних тарифов этих железных дорог.

5. Плата за проезд пассажира взыскивается на станции отправления за все расстояние до станции назначения пассажира в валюте страны отправления.

6. Пассажир имеет право провозить при себе бесплатно легкопереносимые предметы (ручную кладь) в количестве 30 кг на билет.

7. Пассажиры должны соблюдать таможенные и другие административные правила как в отношении себя, так и в отношении досмотра багажа и ручной клади. Пассажиры обязаны присутствовать при досмотре багажа.

Железная дорога не несет никакой ответственности за последствия несоблюдения пассажирами этих правил.

Статья IV

1. Прием багажа, товаро-багажа и грузов на станциях отправления и выдача их на станции дороги принимающей производятся по правилам, действующим для внутренних перевозок, с соблюдением, однако, условий, изложенных в 3-11 настоящей статьи.

Вес отдельного места багажа не должен превышать 75 кг, а товаро-багажа - 165 кг.

2. Перевозка багажа, товаро-багажа и грузов между железными дорогами СССР и Ирана производится от станции отправления до пограничной станции дороги принимающей по правилам и документам внутреннего сообщения железных дорог страны отправления в адрес определенного получателя на этой станции, а от пограничной станции дороги принимающей до станции назначения - по правилам и документам внутреннего сообщения железных дорог страны назначения.

3. Не допускается прием к перевозке:

а) предметов, составляющих монополию почтового ведомства (посылки, письма, газеты, журналы);

б) разрывных снарядов, огнестрельных и боевых припасов, а также взрывчатых веществ.

Кроме того, к перевозке в качестве багажа и товаро-багажа не допускаются:

а) вещества, которые могут причинить вред багажу других пассажиров или железной дороге;

б) предметы, которые могут внести инфекцию или обладающие зловонным запахом;

в) золото, серебро, платина и изделия из них, ценные бумаги, деньги металлические и бумажные, настоящий жемчуг, драгоценные камни и другие драгоценности, предметы искусства (например ценные картины, статуи, художественные изделия);

г) животные и птицы;

д) скоропортящиеся продукты.

Если во время совершения перевозки будет установлен провоз в качестве багажа или товаро-багажа запрещенных предметов или запрещенных к перевозке грузов, они задерживаются и с ними поступают по правилам и законам страны, где это будет установлено.

4. Перевозка тяжеловесных (свыше 5000 кг в одном месте), негабаритных грузов, а также грузов, относящихся к категории опасных, может быть осуществлена, если особые условия таких перевозок будут предварительно согласованы между железными дорогами Союза ССР и Ирана. Габариты железных дорог СССР и Ирана должны быть взаимно объявлены.

5. Не допускается совместная перевозка по одной накладной или по нескольким накладным в одном вагоне:

а) скоропортящихся грузов с другими грузами;

б) повагонных отправок грузов, погрузка которых производится отправителем, с грузами, погрузка которых производится железной дорогой;

в) других грузов, предусмотренных внутренними правилами железных дорог страны отправления.

6. Отправитель должен нанести на тару грузов или на ярлыки (бирки) четкие нестирающиеся надписи с указанием в них следующих данных на языке страны отправления латинским шрифтом:

а) знаки отправителя и порядковый номер места;

б) наименование станции и дороги отправления;

в) наименование станции и дороги назначения;

г) наименование получателя согласно накладной.

Отправитель обязан поместить также на отдельных местах груза надписи об осторожном обращении с грузом, как, например, "Легкобьющийся", "Не бросать", "Осторожно, стекло", "Верх" и т.д.

При отправке багажа пассажир или по его просьбе железная дорога, за особую плату, должны прикрепить к каждому багажному месту наклейку из бумаги, картона или ткани или дощечку (бирку) размером не менее 8х15 см, где должны быть обозначены имя и фамилия пассажира, станция отправления и назначения на языке страны отправления латинским шрифтом.

7. Тарные грузы, вес которых определяется при упаковке и указывается на каждом грузовом месте, а также грузовые места одинакового стандартного веса при приеме к перевозке не взвешиваются.

В этих случаях отправитель обязан указать в накладной число мест и общий вес груза, исходя из стандартного веса или веса, указанного на грузовых местах, а в графе "Вес определен" указать, каким порядком определен вес груза (по стандартному весу или по весу, указанному на грузовых местах). Железные дороги имеют право производить проверку веса таких грузов.

8. Навешиваемые на вагоны пломбы должны содержать четкие знаки, установленные внутренними правилами дороги отправления.

9. Перевозка скоропортящихся грузов, а также живности осуществляется по внутренним правилам железных дорог следования груза.

10. Перевозки грузов должны сопровождаться накладной, двумя экземплярами дорожных ведомостей, один из которых задерживается на пограничной станции сдающей железной дороги. Накладная выдается получателю груза на пограничной станции стороны принимающей.

Перевозки багажа и товаро-багажа должны сопровождаться дорожной багажной ведомостью. Багажная квитанция выдается пассажиру.

11. По прибытии на пограничную станцию железных дорог страны назначения груз, багаж или товаро-багаж должны быть выданы получателю или, соответственно, пассажиру.

12. Если при выдаче груза, товаро-багажа или багажа будет установлена неисправность перевозки, пограничная станция, производящая выдачу, обязана составить коммерческий акт, один экземпляр которого должен быть выдан получателю груза или багажа. О составлении акта должна быть сделана отметка в документах на перевозку груза, товаро-багажа или багажа.

Статья V

Платежи за перевозку багажа, товаро-багажа и груза исчисляются по внутренним правилам и тарифам соответственно железных дорог СССР и Ирана.

Эти платежи взыскиваются:

а) по перевозкам грузов станцией отправления - с отправителя за перевозку от этой станции до государственной границы и с получателя - от государственной границы до станции назначения;

б) по перевозкам багажа и товаро-багажа - от станции отправления до государственной границы - на станции отправления, а от государственной границы до пограничной станции дороги принимающей - на этой станции.

Статья VI

Передача багажа, товаро-багажа, грузов и вагонов производится на пограничной станции дороги принимающей порядком, предусмотренным Пограничным железнодорожным соглашением, которое заключается обеими сторонами одновременно с настоящим Соглашением.

Статья VII

Перегрузка грузов на пограничной станции дороги принимающей, в случае дальнейшей их перевозки по железным дорогам, производится средствами этой дороги за счет грузополучателя.

Статья VIII

1. Служебная корреспонденция ведется от имени железнодорожных учреждений за подписями лиц, уполномоченных на это согласно внутренним правилам.

2. Железнодорожные учреждения пограничных железных дорог СССР и Ирана ведут между собой переписку на языке своей страны. Переписка с Министерством путей сообщения СССР и Министерством путей сообщения Ирана ведется на языке своей страны с приложением перевода на французский или английский язык.

3. Корреспонденция между станциями железных дорог СССР и Ирана адресуется на пограничную станцию своей страны, которая должна обеспечить дальнейшую отправку этой корреспонденции по назначению.

4. Служебная корреспонденция между центральными органами железных дорог СССР и Ирана и служебные посылки пересылаются по почте.

Статья IX

Управления железных дорог каждой стороны несут ответственность за убытки, причиненные неправильными действиями или упущениями своих агентов.

Ответственность за убытки, возникшие вследствие неисправности подвижного состава, железнодорожных сооружений на станциях и перегонах, кроме ответственности по договору перевозки, регулируется Пограничным железнодорожным соглашением.

Статья X

1. Ответственность по договору перевозки за полную или частичную утрату, недостачу веса, повреждение, порчу, неправильное исчисление и взыскание провозных платежей (переборы) несут по своим внутренним правилам:

железные дороги СССР - за перевозки по дорогам СССР от момента приема до момента сдачи на пограничной станции Джульфа Иранская;

железные дороги Ирана - за перевозки по дорогам Ирана от момента приема до момента сдачи на пограничной станции Джульфа Советская.

2. Претензии, возникающие из договора перевозки, предъявляются в письменном виде пассажиром (по багажу), отправителем или получателем (по грузам и товаро-багажу) железным дорогам страны отправления или страны назначения согласно внутренним правилам, с соблюдением, однако, условий, изложенных в 3-8 настоящей статьи.

3. Претензии могут быть заявлены:

а) в случае полной утраты груза или товаро-багажа отправителем при условии представления квитанции о приеме к перевозке или получателем - при условии представления квитанции или накладной;

б) в случае частичной утраты, повреждения или порчи груза отправителем или получателем при условии представления накладной и коммерческого акта, выданных получателю железной дорогой;

в) в случае полной утраты багажа - пассажиром, при условии представления багажной квитанции;

г) в случае частичной утраты или повреждения багажа пассажиром при условии представления выданного железной дорогой коммерческого акта об утрате или повреждении;

д) в случае перебора платежей - отправителем груза при условии представления им квитанции о приеме к перевозке - по платежам, уплаченным отправителем на станции отправления, или получателем груза - при условии представления им накладной - по платежам, оплаченным получателем груза на станции назначения.

4. Срок для предъявления претензий по договору перевозки, а также для требований железных дорог к отправителям или получателям грузов, багажа и товаро-багажа устанавливается 12 месяцев.

Началом течения этого срока считается в случаях частичной утраты или порчи груза, багажа и товаро-багажа дата составления коммерческого акта, а при полной утрате - со дня приема груза, багажа и товаро-багажа к перевозке.

Началом течения срока для предъявления претензий по платежам (переборам), взысканным с отправителя, считается день отправления груза.

5. Претензии адресуются:

на железных дорогах СССР - Управлению Азербайджанской железной дороги СССР (городу Баку);

на железных дорогах Ирана - Дирекции Азербайджанской дороги Ирана (город Тавриз).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»