УСТАВ СОВЕТА ЕВРОПЫ*

____________________________________________________________________

Действие настоящего документа прекращено в отношении Российской Федерации с 16 марта 2022 года - Федеральный закон от 28 февраля 2023 года N 43-ФЗ.

____________________________________________________________________

________________
     * Устав вступил в силу для Российской Федерации 28 февраля 1996 года.
     Российская Федерация присоединилась к Уставу (см. Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ)  


Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,

убежденные, что укрепление мира, основанного на справедливости и международном сотрудничестве, отвечает жизненной необходимости сохранения человеческого общества и цивилизации,

вновь утверждая свою приверженность духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства Права, лежащих в основе любой истинной демократии,

убежденные, что для поддержания и дальнейшего осуществления этих идеалов и в интересах социального и экономического прогресса необходимо более тесное единство между всеми европейскими странами, разделяющими эти взгляды,

считая, что в ответ на ясно выраженные устремления своих народов необходимо без промедления создать организацию, которая сблизила бы европейские государства в более тесный союз,

основываясь на этом, приняли решение учредить Совет Европы, состоящий из Комитета представителей правительств и Консультативной Ассамблеи*, и с этой целью приняли настоящий Устав.

________________

* В июле 1974 года Постоянная Комиссия Ассамблеи приняла решение о переименовании "Консультативной Ассамблеи" в "Парламентскую ассамблею", что в большей степени соответствовало бы роли и составу этого органа. В феврале 1994 года Комитет министров постановил впредь использовать новое название во всех документах Совета Европы.

     

Глава I - Цель Совета Европы

     

Статья 1

а. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

b. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

с. Участие Государств-Членов в работе Совета Европы не должно отрицательно влиять на их вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций и союзов, в которых они состоят.

d. Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию Совета Европы.

     

Глава II - Состав

Статья 2

Члены Совета Европы являются Участниками настоящего Устава.

Статья 3

Каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в главе I.

Статья 4

Любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено Комитетом министров стать Членом Совета Европы. Любое приглашенное таким образом государство рассматривается в качестве Члена Совета Европы с даты передачи Генеральному Секретарю от имени этого государства акта о присоединении к настоящему Уставу.

Статья 5

а. В особых обстоятельствах европейская страна, которая рассматривается как способная и стремящаяся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашена Комитетом министров стать Ассоциированным Членом Совета Европы*. Любая приглашенная таким образом страна становится Ассоциированным Членом с даты передачи Генеральному Секретарю от имени этой страны акта о согласии с настоящим Уставом. Ассоциированные Члены могут быть представлены только в Консультативной Ассамблее.

________________

* В настоящее время ни одна из стран не пользуется данным статусом.

b. Термин "член" Совета Европы, употребляемый в настоящем Уставе, подразумевает равным образом и Ассоциированных Членов, за исключением тех случаев, когда он употребляется в связи с представительством в Комитете министров.

Статья 6

До направления приглашения, предусмотренного в статьях 4 и 5 выше, Комитет министров определяет число мест в Консультативной Ассамблее, на которые будущий Член Совета Европы имеет право, и размеры его части финансового взноса.

Статья 7

Любой Член Совета Европы может выйти из его состава, официально уведомив о своем намерении Генерального Секретаря. Прекращение членства наступает в конце текущего финансового года, если уведомление сделано в течение первых девяти месяцев этого года. Если уведомление направлено в течение последних трех месяцев финансового года, то прекращение членства наступает в конце следующего финансового года.

Статья 8

Право на представительство любого Члена Совета Европы, грубо нарушающего положения статьи 3, может быть приостановлено, и Комитет министров может предложить ему выйти из состава Совета на условиях, предусмотренных в статье 7. Если такой Член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров может принять решение о том, что Член, о котором идет речь, перестает состоять в Совете с даты, которую определяет сам Комитет.

Статья 9

Если какой-либо Член Совета Европы не выполняет своих финансовых обязательств,  Комитет министров может приостановить  его право на  представительство в Комитете и в Консультативной Ассамблее до тех пор, пока упомянутые обязательства не будут им выполнены*.

________________

* В ноябре 1994 года Комитет министров принял решение, согласно которому статья 9 Устава, за исключением крайних обстоятельств, применяется в отношении любого Государства-Члена, которое в течение двух лет не выполняет полностью или частично свои обязательства.

     

Глава III - Общие положения

Статья 10*

________________

* В соответствии с уставной резолюцией Комитета министров (94)3 с 1994 года функционирует третий орган Совета Европы -  Конгресс местных и региональных властей Европы.

     
     Органами Совета Европы являются:

     i. Комитет министров;

     ii. Консультативная Ассамблея.

Работу этих органов обеспечивает Секретариат Совета Европы.

Статья 11

Местопребыванием Совета Европы является Страсбург.

Статья 12

Официальными языками Совета Европы являются английский и французский. Правила процедуры Комитета министров и Консультативной Ассамблеи определяют обстоятельства и условия, при которых допускается использование других языков.

     

Глава IV - Комитет министров

Статья 13

Комитет министров является органом, действующим от имени Совета Европы в соответствии со статьями 15 и 16.

Статья 14

Каждый Член имеет одного представителя в Комитете министров, и каждый представитель наделен одним голосом. Представителями в Комитете являются министры иностранных дел. В случае, если министр иностранных дел не имеет возможности присутствовать на заседании или в силу иных обстоятельств, когда это целесообразно, для участия в работе Комитета вместо министра может быть назначено замещающее его лицо, которое, по мере возможности, должно обладать статусом члена Правительства своей страны.

Статья 15

а. Комитет министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов. О сделанных Комитетом министров заключениях Генеральный Секретарь уведомляет Членов Совета Европы.

b. Заключения Комитета министров в надлежащих случаях могут быть сделаны в форме рекомендаций правительствам Членов, и Комитет министров может запрашивать правительства Членов о ходе выполнения таких рекомендаций.

Статья 16

С учетом полномочий Консультативной Ассамблеи, как они определены в статьях 24, 28, 30, 32, 33 и 35, Комитет министров принимает решения, имеющие обязательный характер, по любому вопросу, касающемуся внутренней организации и порядка работы Совета Европы. С этой целью он принимает необходимые финансовые и административные правила.

Статья 17

Комитет министров вправе по своему усмотрению учреждать комитеты и комиссии консультативного или технического характера для достижения конкретных целей.

Статья 18

Комитет министров принимает свои Правила процедуры, в которых, в частности, определены:

i. кворум;

ii. порядок назначения Председателя и срок его полномочий;

iii. процедура включения пунктов в свою повестку дня, в том числе порядок представления предложений для подготовки резолюций; и

iv. порядок уведомления о назначении заместителей в соответствии со статьей 14.

Статья 19

Во время проведения сессии Консультативной Ассамблеи Комитет министров представляет ей отчеты о своей деятельности, прилагая к ним соответствующую документацию.

Статья 20*

________________

* В ноябре 1994 года в Комитете министров было достигнуто "джентльменское соглашение", в соответствии с которым ни одна делегация не будет требовать применения правила единогласия, предусмотренного статьей 20 (а) (i) Устава Совета Европы, для блокирования принятия рекомендаций правительствам Государств-Членов, если об этом достигнуто согласие большинства в соответствии со статьей 20 (d) Устава.

а. Резолюции Комитета министров по следующим важным вопросам:

i. рекомендации согласно пункту b статьи 15;

ii. вопросы, относящиеся к статье 19;

iii. вопросы, относящиеся к подпункту (i) пункта а и пункту b статьи 21;

iv. вопросы, относящиеся к статье 33;

v. рекомендации, касающиеся поправок к подпункту d статьи 1 и статьям 7, 15, 20 и 22; и

vi. любой иной вопрос, ввиду важности которого Комитет может путем принятия резолюции, согласно положениям, предусмотренным в пункте d ниже, счесть подлежащим применению правила единогласия, должны приниматься  единогласно  представителями,   участвующими   в голосовании, и    большинством    представителей,    имеющих   право участвовать в работе Комитета.

b. Вопросы, относящиеся к Правилам процедуры либо к финансовым и административным правилам, решаются простым большинством голосов представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета.

с. Резолюции Комитета во исполнение статей 4 и 5 принимаются большинством в две трети голосов от общего числа представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета.

d. Все другие резолюции Комитета, включая принятие бюджета, Правил процедуры, финансовых и административных правил, рекомендации относительно поправок к статьям настоящего Устава, за исключением упомянутых в вышеуказанном в подпункте v пункта а, и определение, в случае сомнения, пункта настоящей статьи, который следует применить, принимаются большинством в две трети от числа представителей, участвующих в голосовании, и большинством представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета.

Статья 21

а. Комитет министров, если он не принимает иного решения, проводит свои заседания:

i. при закрытых дверях; и

ii. в местопребывании Совета.

b. Комитет решает, какая информация о заключениях и обсуждениях в ходе заседаний при закрытых дверях подлежит публикации.

с. Комитет в обязательном порядке проводит заседание перед открытием каждой сессии Консультативной Ассамблеи и в начале каждой сессии. Заседания также проводятся всякий раз, когда Комитет сочтет это полезным.

     

Глава V - Консультативная Ассамблея

Статья 22

Консультативная Ассамблея является совещательным органом Совета Европы. Она обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции, как она определена в настоящем Уставе, и передает свои заключения Комитету министров в форме рекомендаций.

Статья 23

а. Консультативная Ассамблея может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы, как они определены в главе I. Она также обсуждает и может давать рекомендации по любому вопросу, который передан ей на заключение Комитетом министров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»