ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2018 года N 288-Пр


О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области



В соответствии с федеральным проектом "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10, в целях внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, позволяющей обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Саратовской области:


1. Определить региональным координатором, ответственным за внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Саратовской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", министерство образования области.


2. Наделить статусом регионального модельного центра дополнительного образования детей (далее - региональный модельный центр), осуществляющего организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области, а также координацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования".


3. Утвердить комплекс мер по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области согласно приложению N 1.


4. Утвердить Концепцию внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области согласно приложению N 2.


5. Министерству образования области обеспечить проведение мероприятий по созданию и функционированию регионального модельного центра за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, предусмотренных на указанные цели законом области об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.


6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Гречушкину В.В.



Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ



Приложение N 1
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 29 октября 2018 г. N 288-Пр



КОМПЛЕКС МЕР ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок

1.

Разработка и утверждение государственной программы Саратовской области "Развитие образования" с учетом мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей

региональный координатор

IV квартал 2018 года

2.

Создание ведомственного проектного офиса министерства образования области по реализации национального проекта "Образование" в Саратовской области

региональный координатор

до 1 марта 2019 года

3.

Создание регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование"

региональный координатор

до 1 марта 2019 года

4.

Согласование с проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта) кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса

региональный координатор

до 1 марта 2019 года

5.

Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Саратовской области между ПО национального проекта, Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Саратовской области

региональный координатор

до 15 марта 2019 года

6.

Проведение ежегодного повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта

региональный координатор

ежегодно

7.

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также научных организаций, организаций культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

региональный координатор, ведомственный проектный офис, региональный модельный центр дополнительного образования детей

один раз в 3 года, начиная с 2019 года

8.

Разработка и утверждение "дорожной карты" по реализации мероприятий

региональный координатор, ведомственный проектный офис, региональный модельный центр дополнительного образования детей

1 апреля 2019 года



Приложение N 2
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 29 октября 2018 г. N 288-Пр



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета


а) Проблематика и предполагаемые результаты.


В Саратовской области выстроена продуктивная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников дополнительного образования, вместе с тем ощущается недостаток методической, экспертно-консультационной поддержки инновационных процессов в дополнительном образовании.


Завершен процесс перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования детей, но не решена проблема перенаправления финансовых средств вслед за изменением выбора ребенка и его семьи.


Реализуются программы всех направленностей, в том числе технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, однако обновление их содержания затруднено в связи с использованием устаревшей материально-технической базы.


Реализуются общеобразовательные программы в формате сетевого взаимодействия, но число участников сетевого взаимодействия ограничено из-за отсутствия финансового механизма, обеспечивающего заинтересованность сетевых партнеров.


Высокий риск недостижения целевого показателя по охвату детей дополнительным образованием (80 процентов к 2024 году), отмечаемая позитивная динамика охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами: в 2015 году - 49,2 процента; в 2016 году (с учетом понижающего коэффициента) - 44,3 процента; в 2017 году - 47,98 процента - недостаточна. Отмечаются различия в доступности программ дополнительного образования в городской и сельской местности. На начало 2018 года в городской местности охвачено 66,89 процента детей; в сельской местности - 59,96 процента.


Создана система информирования детей и родителей в системе дополнительного образования, однако она не отвечает современным требованиям.


При внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области предполагается получить следующие результаты:


1. В 2019 году будет создан региональный модельный центр дополнительного образования детей и сеть муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Саратовской области, в том числе будет обеспечена координация развития существующих организаций дополнительного образования детей.


2. В 2019 году будет внедрена и распространена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. 50 процентов муниципальных образований Саратовской области внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которой будут охвачены не менее 25 процентов детей. В 2020 году 50 процентов детей будут охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования в 75 процентов муниципальных образований. Будут обеспечены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственным, муниципальным и частным организациям, осуществляющим деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Внедрены эффективные модели государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей. Эти меры позволят увеличить охват детей дополнительным образованием до запланированных значений.


3. Будет сформирована современная система сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ. Ежегодно будет проводиться переподготовка (повышение квалификации) кадров сферы дополнительного образования: 100 процентов педагогических работников, 100 процентов руководителей, 100 процентов привлекаемых специалистов-практиков (наставников) а также студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования.


4. В 2019 году будет проведена инвентаризация инфраструктурных материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ: в 100 процентов государственных (муниципальных) образовательных организациях; 80 процентов государственных (муниципальных) организаций культуры и спорта. Будет проанализирован кадровый потенциал для повышения эффективности системы образования региона в 100 процентов государственных (муниципальных) образовательных организациях и 80 процентов государственных (муниципальных) организаций культуры и спорта.


5. К концу 2021 года будет реализовано 18 дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме не менее 6 различных типов.


6. Будет обеспечена доступность дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) за счет внедрения 5 моделей. К концу 2021 года до 76 процентов увеличено число детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеразвивающими программами, в том числе 25 процентов программами технической и естественно-научной направленностей. К 2021 году будут реализовываться 20 дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий и электронного обучения (за исключением физкультурно-спортивной направленности), предоставляющие доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения для детей вне зависимости от их места проживания. Кроме того, реализуются 25 дополнительных общеразвивающих разноуровневых программ, в том числе краткосрочных, и 18 программ, реализуемых в формате сетевого взаимодействия.


7. Будет внедрен общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, позволяющий семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.


б) Данные по сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству.


В Саратовской области функционируют 233 организации дополнительного образования (в том числе 87 муниципальных учреждений, 2 - подведомственных министерству образования области, 122 - подведомственных иным органам исполнительной власти области, 22 - негосударственные). В них занимаются более 323 тысяч детей. Лицензию на ведение образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам имеют 1052 организации.


в) Данные о кадровом составе, привлекаемом к реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".


В системе дополнительного образования занято 5381 педагогических работников, из них в учреждениях, подведомственных министерству образования области, трудится 1781 педагогический работник.


Согласно данным статистики самая многочисленная группа педагогических работников дополнительного образования - это возрастная группа от 45 до 49 лет - 27 процентов. Другие возрастные группы:


от 54 лет и старше - 10 процентов.


от 50 до 54 лет - 21 процент,


от 40 до 44 лет - 15 процентов,


от 35 до 39 лет - 9 процентов,


от 30 до 34 лет - 7 процентов,


от 25 до 29 лет - 6 процентов,


моложе 25 лет - 5 процентов.


Из 1781 педагогических работников дополнительного образования, работающих в системе образования, почти 72 процента имеют высшее образование, из них высшее педагогическое образование или переподготовку по дополнительной профессиональной программе "Педагогические и методологические основы работы воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования образовательных организаций всех видов и типов" - около 98 процентов. 45,8 процента педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории.



2. Опыт Саратовской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования


В 2012 - 2013 годах Саратовская область стала победителем федерального конкурсного отбора региональных программ "Развитие образования" по направлению: "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" на 2012 - 2015 годы. В регионе были открыты две стажировочные площадки по проблемам "Развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и "Распространение в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся". Стажировочные площадки созданы в рамках федеральной целевой программы развития образования по мероприятию "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей". Деятельность площадки была рассчитана до 2016 года.


По итогам работы стажировочной площадки "Развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Саратовской области стабильно функционирует оптимальная модель профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»