Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2014 года N ГКПИ14-306


[Суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемые нормы не устанавливают никаких дополнительных ограничений водопользования и не расширяют круг хозяйственных и иных объектов, которым ст.6_4 ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" сброс сточных вод разрешен, а предусматривают обязательные санитарно-эпидемиологические требования, которые необходимо соблюдать при организации сброса сточных вод, установленные указанным Законом и ВК РФ]

___________________________________________________________________
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2014 года N АПЛ14-393 данное решение отменено в части
     ___________________________________________________________________     

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре Березиной А.В., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ксенофонтова П.А. о признании недействующим абзаца пятого пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года, пункта 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10,

установил:

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (далее - СанПиН 2.1.5.980-00). СанПиН опубликованы в Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, 2001 год, N 2.

Согласно пункту 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные данными санитарными правилами гигиенические нормативы.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02). СанПиН опубликованы 8 мая 2002 года в "Российской газете", 13 мая 2002 года в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

Ксенофонтов П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца пятого пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые положения противоречат части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), устанавливающей полный запрет на сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Кроме того, согласно статье 6_4 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ) сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, допускается с соблюдением санитарных правил и норм только тем хозяйственным и иным объектам, которые введены в эксплуатацию до введения в действие ВК РФ.

Ксенофонтов П.А. и его представитель Жукова А.Р. в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Черненко С.М., Калеева Н.О., Лихачев А.В., Романова К.А, Минеева О.Н. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с предоставленной Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) компетенцией Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации приняты оспариваемые в части нормативные акты, которыми в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены в дополнение к статье 44 ВК РФ требования к санитарной охране водных объектов, мероприятия на территории зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения с целью максимального снижения микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

СанПиН 2.1.5.980-00 и СанПиН 2.1.4.1110-02 утверждены и введены в действие руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 статьи 38, пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пунктами 3, 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569, пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554.

В силу статьи 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных, в том числе дренажных, вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Кодексом целей.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, использование водного объекта для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод регулируется ВК РФ, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.

Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно которым водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1); критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (пункт 2); использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3); для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4).

В соответствии с приведенными положениями Закона СанПиН 2.1.5.980-00 устанавливают гигиенические требования к условиям отведения сточных вод в водные объекты (пункт 1.1), в частности требования к санитарной охране водных объектов (раздел 4); СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2), в частности мероприятия на территории ЗСО поверхностных источников водоснабжения в целях максимального снижения микробного и химического загрязнения воды (раздел 3.3).

Оспариваемые заявителем пункт 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункт 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 запрещают в границах второго пояса зоны санитарной охраны сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых загрязняющих, химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды, что соответствует приведенным положениям федерального законодательства.

Довод заявителя о том, что оспариваемые положения противоречат пункту 1 части 3 статьи 44 ВК РФ, которым сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещен не может быть признан обоснованным.

Пункт 1 части 3 статьи 44 ВК РФ в части запрета сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, действует с учетом статьи 6_4 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ, согласно которой сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.

Таким образом, ВК РФ допускает при определенных условиях осуществление сброса сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в порядке, предусмотренном санитарными правилами.

Оспариваемые нормы не устанавливают никаких дополнительных ограничений водопользования и не расширяют круг хозяйственных и иных объектов, которым статьей 6_4 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ сброс сточных вод разрешен, а предусматривают обязательные санитарно-эпидемиологические требования, которые необходимо соблюдать при организации сброса сточных вод, установленные указанным законом и ВК РФ.

Неправильное применение оспариваемых нормативных положений, на что ссылается заявитель, основанием для признания их недействующими не является.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ксенофонтова П.А. о признании недействующим абзаца пятого пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года, пункта 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.Емышева

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка