Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах"


(в ред. Федеральных законов от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ, от 10 февраля 1999 года N 32-ФЗ, от 2 января 2000 года N 20-ФЗ, от 14 мая 2001 года N 52-ФЗ, от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ, от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ, от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ, от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 15 апреля 2006 года N 49-ФЗ, от 25 октября 2006 года N 173-ФЗ, от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ, от 1 декабря 2007 года N 295-ФЗ, от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ, от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ, от 18 июля 2008 года N 120-ФЗ и от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, от 17 июля 2009 года N 164-ФЗ, от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ, от 19 мая 2010 года N 89-ФЗ, от 26 июля 2010 года N 186-ФЗ, от 5 апреля 2011 года N 45-ФЗ, от 5 апреля 2011 года N 52-ФЗ, от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ, от 18 июля 2011 года N 222-ФЗ, от 18 июля 2011года N 224-ФЗ, от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ, от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ, от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ, от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ, от 14 июня 2012 года N 74-ФЗ, от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ, от 30 декабря 2012 года N 323-ФЗ, от 7 мая 2013 года N 85-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 227-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ, от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ, от 28 декабря 2013 года N 408-ФЗ, от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, от 21 июля 2014 года N 260-ФЗ, от 21 июля 2014 года N 261-ФЗ, от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ, от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ, от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ и от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ)

(постатейный)

Комментарий к преамбуле


Положения преамбулы комментируемого Закона определяют понятие недр (абз.1), а также предмет регулирования данного Закона или, говоря иначе, - сферу применения данного Закона. Следует отметить, что согласно правилам юридической техники преамбула (введение) не является обязательной частью законодательного акта. Из юридико-технических требований, предъявляемых к преамбулярной части федерального закона, целесообразно упомянуть о двух следующих: преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания и не формулирует предмет регулирования законопроекта (см. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленные письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 года N вн2-18/490).

________________

СПС.


Первый абзац преамбулы комментируемого Закона содержит определение понятия недр. Таковыми являются часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Это определение воспроизведено в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 8.645-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения", утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 октября 2008 года N 259-ст.

________________

М., Стандартинформ, 2008.

СПС.


В этом же стандарте даны следующие определения:

геологическое изучение недр - вид пользования недрами, включающий в себя проведение регионального геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых;

недропользование - выполнение работ, соответствующих лицензии на право геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

охрана недр - система мероприятий, осуществляемых с целью наиболее полного (комплексного) извлечения полезных ископаемых из недр и максимально возможного и экономически целесообразного уменьшения потерь при разработке месторождений, а также сохранения геологической среды в состоянии равновесия с техногенными воздействиями.

В положениях абз.2 и 3 преамбулы комментируемого Закона определен предмет регулирования данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Положения абз.2 преамбулы комментируемого Закона в качестве элементов предмета регулирования данного Закона называют отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Данный абзац изложен с 1 февраля 2015 года полностью в новой редакции Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 261-ФЗ. В прежней редакции абзаца предусматривалось, что комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. До внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ изменения указывалось не на рапу лиманов и озер, а на рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Упомянутый Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 261-ФЗ (а им внесен ряд изменений в комментируемый Закон), принят в целях совершенствования правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья в части квалификации вод, попутно добываемых и используемых при добыче углеводородного сырья. В рамках характеристики проблемы, для решения которых вносятся изменения, в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Федерального закона от 21 июля 2014 года N 261-ФЗ, указывалось следующее: в настоящее время в законодательстве РФ неоднозначно квалифицируются попутно добываемые в больших количествах одновременно с нефтью и газом и подвергаемые обратной закачке в глубокие подземные горизонты и пласты горных пород минерализованные пластовые воды и воды, используемые при промысловой подготовке нефти; в российской и мировой практике обратная закачка (размещение) попутно добываемых вод в недра широко применяется как природоохранное мероприятие, требующее от недропользователя значительных затрат; размещение вод в пластах горных пород осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами после проведения предусмотренных законодательством экспертиз, в т.ч. - экспертизы на соблюдение природоохранных требований, и получения согласований уполномоченных органов, является согласованным проектным решением, предусмотренным проектной документацией на разработку месторождений углеводородного сырья.

Абзац 3 преамбулы комментируемого Закона содержит положения, которые также можно рассматривать как определяющие предмет регулирования данного Закона. Так, в данном абзаце установлено, что комментируемый Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр. В то же время нельзя не отметить, что эти положения носят в большей степени декларативный характер.

Комментируемый Закон, подписанный Президентом РСФСР 21 февраля 1992 года и кодифицированный под N 2395-1, заменил собой Кодекс РСФСР о недрах, утв. Законом РСФСР от 9 июля 1976 года. Данный Кодекс, который отсылал также к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, утв. Законом СССР от 9 июля 1975 года, признан утратившим силу в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 21 февраля 1992 года N 2396-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах".

________________

Ведомости ВС РСФСР, 1976, N 28, ст.895.

Ведомости ВС СССР, 1975, N 29, ст.435.

Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 16, ст.835.


В соответствии с Федеральным законом от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" комментируемый Закон был изложен полностью в новой редакции, однако это не означает, что в него были внесены радикальные изменения. В дальнейшем в комментируемый Закон неоднократно вносились изменения, которые проанализированы при рассмотрении соответствующих норм данного Закона.

________________

СЗ РФ, 1995, N 10, ст.823.

Раздел I. Общие положения

     

     

     

          Комментарий к статье 1. Законодательство Российской Федерации о недрах

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет основу законодательства РФ о недрах, а также структуру системы нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства. При этом понятие "законодательство" использовано в широком его смысле, т.е. охватывающем не только непосредственно законодательные, но и иные нормативные правовые акты.

Согласно части 1 комментируемой статьи законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ. Данное положение не только воспроизводит один из таких элементов основ конституционного строя, закрепленного в ч.2 ст.4 Конституции РФ, как верховенство данной Конституции на всей территории России. Как представляется, в рассматриваемом положении ч.1 комментируемой статьи подчеркивается комплексный характер законодательства РФ о недрах - самостоятельной отрасли законодательства РФ, не являющейся подотраслью других законодательных отраслей.

Среди конституционных положений, на которых основывается законодательство РФ о недрах, следует назвать, прежде всего, следующие: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.36); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36); вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, разграничение государственной собственности, природопользование и законодательство о недрах находятся в совместном ведении России и ее субъектов (п."в", "г", "д" и "к" ч.1 ст.72).

Именно на основании положения п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ, относящего законодательство о недрах к предметам совместного ведения России и ее субъектов, основано определение в ч.1 комментируемой статьи двухуровневой структуры системы нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства: 1) комментируемый Закон и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 2) принимаемые в соответствии с комментируемым Законом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Иными нормативными правовыми актами федерального уровня, нежели федеральные законы, являются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст.90 Конституции РФ. Согласно части 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этом у следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ) установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

________________

СЗ РФ, 1997, N 51, ст.5712; 1998, N 1, ст.1.


Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 года N 418), издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 4 мая 2007 года N 88.

________________

СЗ РФ, 1997, N 33, ст.3895; 2006, N 29, ст.3251.

РГ, 2007, 24 мая, N 108.


О нормативных правовых актах субъектов РФ см. коммент. к ст.1_1 Закона.

2. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи комментируемый Закон действует на всей территории России. Данное положение основано на норме ч.2 ст.4 Конституции РФ, согласно которой данная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Как установлено в ч.1 ст.67 Конституции РФ, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны России устанавливает Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", что и закреплено в его преамбуле. О понятиях внутренних вод и территориального моря России см. коммент. к ст.2_1 Закона.

________________

СЗ РФ, 1998, N 31, ст.3833.


Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что комментируемый Закон также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе России в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Статус континентального шельфа России, суверенные права и юрисдикцию России на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России определяет Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", что закреплено в его преамбуле. Там же предусмотрено, что вопросы, относящиеся к континентальному шельфу России и деятельности на нем, не предусмотренные названным Законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу России. О понятии континентального шельфа России см. комментарий к ст.2_1 Закона.

________________

СЗ РФ, 1995, N 49, ст.4694.


В части 2 ст.67 Конституции РФ установлено, что Россия обладает суверенными правами и осуществляет в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права, юрисдикцию не только на континентальном шельфе России, но и в исключительной экономической зоне России. Статус исключительной экономической зоны России, суверенные права и юрисдикцию России в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России определяет Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", что закреплено в его преамбуле.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs