Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации

1. Внутренний водный транспорт, как отрасль единой транспортной системы, с необходимостью предполагает наличие в системе права специфического базового нормативного массива, осуществляющего регулирование деятельности по использованию инфраструктуры данного вида транспорта. КВВТ РФ призван выполнять функции этого массива. Отношения, возникающие в сфере деятельности ВВТ, многогранны, вследствие чего они и попадают в поле регулятивного воздействия норм различных отраслей права - КВВТ РФ содержит нормы гражданского и административного (наибольший удельный вес), экологического и иных отраслей права. В силу особенностей развития отраслей российского права, у нас сложилось транспортное законодательство, к которому и относится КВВТ РФ, но о транспортном праве как отрасли права (не законодательства - это разные социально-правовые явления), думается, нет пока оснований говорить. Поэтому КВВТ РФ, аккумулирует в себе нормы институтов различных отраслей права, направляя их регулирующее воздействие на деятельность субъектов права, когда они соприкасаются с таким технологическим комплексом, как ВВТ.

Назначение ст.1 - определение сферы регулятивного воздействия КВВТ РФ, системы отношений, которые являются предметом (не следует отождествлять с предметом регулирования отрасли права) его регулирования. В п.1 обобщенно очерчен круг субъектов, отношения между которыми при осуществлении судоходства на ВВП попадают под юрисдикцию КВВТ РФ, а также констатировано, что КВВТ РФ устанавливает права, обязанности и ответственность данных субъектов. Здесь видно в общих чертах действие КВВТ РФ по кругу лиц - организации ВВТ, грузоотправители, грузополучатели, пассажиры - все они становятся участниками транспортных обязательств и иных отношений, когда используют инфраструктуру ВВТ. Действие норм КВВТ РФ по кругу лиц означает, что его правила распространяются на всех физических и юридических лиц, являющихся субъектами соответствующих отношений на ВВТ. Здесь субъекты указаны предельно обобщенно - конкретнее они определяются исходя из той формы, в которой осуществляется использование инфраструктуры ВВТ. Например, под организациями ВВТ следует понимать, прежде всего, судовладельцев, но если вести речь о перевозках - на первый план выступает статус судовладельца именно как стороны в обязательствах по перевозке.

К субъектам, попадающим в сферу нормативного воздействия КВВТ РФ, в соответствующих рамках относятся и органы государственной власти - например, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Конечно статус, компетенция, предметы ведения и полномочий - все это регулируется положениями об этих органах, но применительно к ВВТ ряд вопросов их деятельности регулируется и КВВТ РФ. К числу иных лиц будут относиться, например, диспашеры в случае общей аварии, лоцманы и лоцманские организации, и иные субъекты. Что касается установления КВВТ РФ прав, обязанностей и ответственности данных субъектов, то следует указать, что эти права, обязанность и ответственность - лишь часть их общего правового статуса, а именно - определенный вид специального правового статуса, которым они начинают обладать, когда вступают в отношения, регулируемые КВВТ РФ.

2. В п.2 комментируемой статьи определяется действие КВВТ РФ в пространстве, а также специально указываются суда и иные плавучие объекты, эксплуатация которых осуществляется на ВВП РФ. Действие КВВТ РФ в пространстве здесь определено не так, как обычно, указанием территориальных пределов юрисдикции нормативного акта. В данном случае перечисляются лишь определенные части материального мира, называемые ВВП, портами, судами и гидротехническими сооружениями. Что касается юрисдикции КВВТ РФ в общем плане, то ее пределы очерчены Государственной границей РФ.

Понятие ВВП дано в абзаце 2 ст.3 КВВТ РФ, что касается судоходных гидротехнических сооружений (например, шлюзов), то они не нуждались в отдельном упоминании, так как функционально они представляют собой неотъемлемую часть самих путей, поэтому положения КВВТ РФ должны на них распространяться. Расширенный перечень гидротехнических сооружений дан в Федеральном законе от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". К таковым в частности относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, дамбы, сооружения для защиты от наводнений и разрушений берегов и дна водохранилищ, и иные сооружения. Непосредственно судоходными ГТС являются шлюзы, судоподъемники, а также портовые ГТС. Но при этом, некоторые нормы КВВТ РФ распространяются и на те ГТС, которые не являются судоходными. Например, согласно п.4 ст.10 КВВТ РФ, установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Данная императивная норма распространяется и на деятельность по использованию несудоходных ГТС.

3. Регулирующее воздействие КВВТ РФ направлено на отношения, возникающие в рамках использования инфраструктуры ВВП.

Инфраструктура ВВП - это единый технологический комплекс, включающий в себя сами пути, а также порты, навигационные системы, ГТС, словом все, за счет чего и осуществляется эксплуатация ВВП. В п.2 комментируемой статьи указано, что действие норм КВВТ РФ распространяется на суда и иные плавучие объекты (например, плоты), эксплуатируемые на ВВП РФ. Пункт 3 комментируемой статьи исключает из сферы действия КВВТ РФ военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях. К таким иным судам относятся, например, суда гидрографического флота, за исключением случаев, указанных в самом КВВТ РФ.

4. Четвертый пункт ст.1 КВВТ РФ обладает спецификой в том смысле, что разграничивает сферы регулятивного воздействия КВВТ РФ и КТМ РФ в зависимости от навигационно-гидрографических условий плавания судов и безопасности судоходства. Навигационно-гидрографические условия указываются с помощью текстовых характеристик участков моря (реки) и берега с базирующимися на этих характеристиках рекомендациями для плавания, а также с помощью графического изображения (карты) соответствующего района судоходства. Обеспечение навигационно-гидрографических условий плавания является одной из основных составляющих обеспечения безопасности судоходства. В этом смысле применяется еще термин "навигационно-гидрографическое обеспечение" (НГО). Главная цель НГО заключается в изучении морей и ВВП для того, чтобы создавать новые и корректировать уже действующие рекомендации (пособия, руководства) для плавания и навигационные карты. Главный смысл правила п.4 комментируемой статьи заключается в том, что на тех участках ВВП, где навигационно-гидрографические условия плавания и обеспечения безопасности судоходства отвечают условиям морского режима судоходства (это имеет место, например, на участках некоторых северных рек), вместо соответствующих правил КВВТ РФ должны применяться требования и правила КТМ РФ. Формулировка "отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания" отличается крайней степенью аморфности и неясности. Что значит "возникнуть из безопасности"? Предпочтительнее представляется формулировка "отношения, связанные с обеспечением безопасности судоходства". Правила КТМ РФ, которые будут подлежать применению на указанных участках ВВП - это, прежде всего, правила гл.6 КТМ РФ "Морские лоцманы", правила ст.53 КТМ РФ "Минимальном состав экипажа судна", гл.20 КТМ РФ "Спасание судов и другого имущества", а также правила об общей аварии. Частично сюда относятся и правила о возмещении вреда при столкновении судов.