Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 3. Основные понятия

1. В данной статье законодатель раскрывает сущность основных понятий, которыми обозначаются элементы инфраструктуры ВВТ и некоторые виды деятельности на ВВТ. КВВТ РФ специально не оговаривает, является ли данный перечень понятий исчерпывающим, или нет, но по смыслу и способу изложения можно полагать, что это так.

Отметим, что часть приведенных в комментируемой статье понятий не нуждается в специальном пояснении, поскольку они относятся к общеизвестным (например, пассажир, перевозчик). Вместе с тем, отсутствуют некоторые понятия, которые не помешало бы раскрыть, например, понятия условий плавания, судового хода, безопасности судоходства. При этом такие понятия, как пассажир, или, скажем, перевозчик - не особо нуждались в пояснениях - они общеизвестны.

Предмет правового регулирования КВВТ РФ направлен на определение основных аспектов использования ВВТ, а также связанных с ним иных объектов. В связи с чем ключевым понятием по смыслу КВВТ РФ выступают внутренние водные пути (ВВП) и внутренний водный транспорт (ВВТ) РФ. Указанные объекты неразрывно связаны и представляют собой комплекс, способствующий обеспечению перевозки объектов и иных видов эксплуатации водных объектов.

Внутренний водный транспорт представляет собой совокупность технических средств, обеспечивающих движение по водным объектам, отнесенным к категории ВВП. КВВТ РФ указывает, что ВВТ выступает в качестве одного из видов транспорта РФ, т.е. является самостоятельным комплексом, направленным на обеспечение решения вопросов транспортировки ряда объектов. В самом общем виде транспорт представляет собой технологический комплекс, обеспечивающий перевозку людей и грузов. Однако анализ отдельных положений транспортного законодательства позволяет говорить о более широком применении данного понятия. Таким образом, транспорт можно рассматривать в качестве технологического комплекса, обеспечивающего взаимодействие различных субъектов в рамках перевозочного процесса. Поскольку в данном случае речь идет о водном транспорте, то его особенностью выступает использование специальных средств транспортировки - водных объектов, причем по смыслу КВВТ РФ, такие объекты рассматриваются в качестве внутренних.

Внутренний водный транспорт представляет собой один из видов транспорта России, т.е. занимает самостоятельное место в транспортной системе государства, выполняет собственные задачи для достижения целей, установленных действующим законодательством.

В большинстве случаев понятие транспорт рассматривается как в широком, так и в узком смыслах. В узком смысле данное понятие представляет собой непосредственно совокупность транспортных средств, обеспечивающих транспортировку объектов по специально оборудованным для данного вида транспорта путям его передвижения. В данном случае речь идет о ВВП. В рамках комментируемой статьи указанное понятие рассматривается в широком смысле и включает в себя не только сами транспортные средства, но и иные объекты. Транспорт в широком смысле представляет собой совокупность объектов, способствующих достижению целей использования ВВТ. КВВТ РФ рассматривает данный вид транспорта в качестве производственно-технологического комплекса, включающего в себя и организации, осуществляющие судоходство, и иную связанную с судоходством деятельность на ВВП РФ. Указанное понятие включает в себя ряд основных элементов:

- субъектов: это перевозчики, пассажиры, грузоотправители, грузополучатели, организации, осуществляющие деятельность в данной сфере и т.п.;

- объекты, специфика которых определяется применительно к отдельным видам перевозок: пассажиры, грузы, багаж и т.п.

Содержание правоотношений составляют отношения по поводу перевозки ВВТ по ВВП объектов в соответствии с требованиями КВВТ РФ.

Комплексность рассматриваемого понятия позволяет не ограничивать его смысловое значение исключительно процессом транспортировки объекта до пункта назначения, а рассматривать в данном случае весь цикл правоотношений с момента реализации заинтересованным субъектом его намерения по перевозке объекта и до передачи такого объекта его получателю и т.п.

2. Особенностью рассматриваемых правоотношений выступает исключительное использование ВВП РФ, т.е. использование иных средств перемещения объектов не подпадает под действие норм КВВТ РФ. Данные пути являются водными, т.е. предусматривают возможность передвижения исключительно речных, а в отдельных случаях морских судов, т.е. допускают применение только водного транспорта для перемещения объектов. КВВТ РФ рассматривает в качестве ВВП РФ как естественные водоемы, так и искусственно созданные. К числу естественных объектов относятся те, которые созданы природой, без активного воздействия на них человека, т.е. реки, озера и т.п. Искусственные внутренние водные пути создаются при непосредственном участии человека и направлены на обеспечение водного сообщения между отдельными регионами или иными местностями, например, каналы, водохранилища и т.п.

Одновременно КВВТ РФ устанавливает два существенных требования к объектам, которые могут быть отнесены к числу ВВП РФ:

- исключительная федеральная собственность, т.е. такие водные объекты принадлежат государству, которое в качестве собственника устанавливает и регламентирует порядок их использований, и в первую очередь, судоходства по ним;

- наличие навигационных знаков или иных средств и систем обозначения водного объекта. Указанные знаки и системы позволяют не только определять местоположение самого водного объекта, его берега, но и особые условия передвижения по нему, например, мелководье, мели и т.п.

Только в случае соответствия водного объекта указанным требованиям он может рассматриваться в качестве внутреннего водного пути РФ.

3. Понятием "судоходство" охватывается два вида деятельности:

1) деятельность непосредственно по эксплуатации судов и ВВП;

2) деятельность (сама эксплуатация), связанная с данной эксплуатацией опосредованно.

К первому виду относятся непосредственно перевозки, буксировка судов и иных плавучих объектов, проведение путевых работ, спасательных операций, подъема затонувшего имущества, а также деятельность по обеспечению безопасности судоходства, куда включается навигационно-гидрографическое обеспечение и лоцманская или ледокольная проводка судов.

Такие виды деятельности, как подводно-технические работы, мероприятия по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, мероприятия по осуществлению контроля, относятся к судоходству опосредованно в том смысле, что не связаны непосредственно с обеспечением движения судов и эксплуатацией судов и ВВП. Такая деятельность способствует первому виду деятельности, поэтому она не относится к самому судоходству как использованию судов на ВВП. Учебные, спортивные и культурные мероприятия (например, экскурсии с берега) также могут как непосредственно включать в себя эксплуатацию судов на ВВП, так и относиться к этому косвенно. Что касается научных исследований, то они могут вообще не относиться к движению судов и их иной эксплуатации, но они в любом случае связаны с эксплуатацией ВВП (на участках судового хода или за их пределами).

Судоходство выступает одним из основных видов использования ВВП России, поскольку достижение любой из целей эксплуатации объектов инфраструктуры водных путей непосредственно связано с движением судна по водному объекту. К основным видам судоходства (применительно к достижению целей перемещения судна по водному пути) относятся перевозки водным транспортом: грузов; пассажиров и их багажа; почтовых отправлений; буксировки судов и иных плавучих объектов; проведения поисков; разведки и добычи полезных ископаемых.

Немаловажное значение в эксплуатации ВВП занимает и выполнение отдельных видов работ, в частности, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ. Таким образом, несмотря на то, что основное смысловое значение понятия "судоходство" связано с перемещением судна по водному пути, КВВТ РФ рассматривает его сущность в более широком понимании, применительно к деятельности различных субъектов в данной сфере.

4. Внутренний водный транспорт представляет собой совокупность объектов, объединенных в производственно-технологический комплекс, направленный на обеспечение водного перемещения объектов. В этой связи целесообразно говорить о формировании инфраструктуры ВВТ, т.е. совокупности объектов, способствующих движению ВВТ по соответствующим путям. Действующее российское законодательство предусматривает необходимость формирования и развития инфраструктуры применительно к каждому виду транспорта. Однако в отношении ВВТ КВВТ РФ рассматривает необходимость формирования инфраструктуры ВВП, т.е. фактически указанные объекта способствуют обеспечению движения водного транспорта по соответствующему пути и обеспечивают его беспрепятственное прохождение до пункта назначения.

Анализ понятия инфраструктуры в отношении отдельных видов транспорта позволяет говорить о тождественности понятий "инфраструктура ВВТ" и "инфраструктура ВВП". Смысловое значение указанных понятий представляется различным. Так, инфраструктура транспорта представляет собой совокупность объектов, которые способствуют передвижению судна по водному объекту. Как правило, такая инфраструктура включает в себя само судно, маяки, иные средства навигации и т.п. Инфраструктура ВВП - понятие более широкое, оно включает в себя не только инфраструктуру транспорта, но и ряд иных объектов, применение которых направлено на достижение основных целей эксплуатации данного вида транспорта.

Положения комментируемой статьи определяют примерный перечень объектов инфраструктуры, к числу которых относятся: судоходные ГТС; маяки; рейды; пункты отстоя; места убежища; средства навигационного оборудования; объекты электроэнергетики; сети связи; сооружения связи; системы сигнализации; информационные комплексы; системы управления движением судов; суда технического флота.

Совокупность данных объектов свидетельствует о включении инфраструктуры ВВТ инфраструктуру водных путей. Причем в большинстве своем данная система включает в себя ряд объектов, способствующих обеспечение движения судов по ВВП. Однако функционирование ряда объектов невозможно вне деятельности специализированных организаций. В этой связи представляется целесообразным включение в понятие инфраструктуры ВВТ не только указанных в комментируемой статье объектов, но и субъектов, в том числе организаций, обеспечивающих их эксплуатацию.

5. Движение судов представляет собой наиболее распространенный вид эксплуатации водного пути, в связи с чем закон значительное внимание уделяет понятию "судно", а также его отдельным разновидностям. В самом общем понимании судно представляет собой транспортное средство, перемещаемое по водным путям для перевозки отдельных объектов и выполнения отдельных видов работ. Судно - это сооружение, используемое в целях судоходства, т.е. комплекс механизмов, способствующих перемещению объекта по водной поверхности на длительные расстояния. В зависимости от основных характеристик и целей использования суда могут быть разделены на различные категории, например, пассажирские, нефтевозы, баржи, паромы и т.п. Однако КВВТ РФ в целях обеспечения эффективной реализации его правовых предписаний предусматривает лишь выделение самоходных и несамоходных плавучих сооружений, а также судов смешанного плавания. Выделяя указанные виды судов, КВВТ РФ между тем не регламентирует понятие несамоходного судна, оставляя его за рамками правового регулирования. Поскольку несамоходные суда при их использовании предполагают одновременное применение и самоходных транспортных средств для их буксировки, то они не могут быть составлять в полном объеме предмет правового регулирования КВВТ РФ. Самоходные суда представляют собой сооружения, самостоятельно перемещающиеся по поверхности водного объекта. Основной целью использования указанного вида судов является перевозка пассажиров, грузов и багажа, а также выполнение отдельных видов работ на водном объекте. Несмотря на то, что КВВТ РФ допускает использование самоходного судна для проведения работ, в большинстве своем их деятельность направлена на обеспечение перевозочного процесса, причем перевозка может предполагать собой как непосредственное перемещение объектов, так и буксировку иных плавучих сооружений. Поскольку правовые предписания КВВТ РФ направлены на урегулирование судоходства по ВВП РФ, то сооружения, перемещающиеся под водой, предмет его регулирования не составляют.

КВВТ РФ определяет наиболее распространенные виды судов, используемые для судоходства по ВВП, к их числу могут быть отнесены: