Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 7. Общие положения

1. Внутренние водные пути - это реки, озера, каналы, заливы и иные естественные и антропогенные (знаменитый Беломорканал) поверхностные водные объекты (кроме морей, территории территориального моря, исключительной экономической и прилежащей зоны и континентального шельфа), которые являются пригодными для судоходства. По этим путям осуществляется движение судов и иных плавучих объектов, на них и в их пределах осуществляются виды работ, относящихся к судоходству. Существует классификация ВВП на естественные (в свободном состоянии) - сток которых не зарегулирован и искусственные - на которых функционируют ГТС для регулирования стока и создания подпора на всем протяжении ВВП или на определенных его участках. Среди последних выделяются ВВП, полностью созданные человеческим трудом. Протяженность ВВП определяется по осевой линии судовых ходов, из которых выделяются пути со знаками судоходной обстановки и с гарантированными габаритами судовых ходов.

Судовой ход - это часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте.

Внутренние водные пути находятся в федеральной собственности, что следует из конституционной нормы, согласно которой федеральные транспорт, связь, и пути сообщения находятся в федеральной собственности и в ведении РФ (единый балансодержатель всех ГТС, находящихся в федеральной собственности - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). Это объясняется важной ролью транспорта вообще в обеспечении нормального гражданского оборота и вообще всей хозяйственной, экономической и иной деятельности. ВВП не могут находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. ВВП свободно используются в целях судоходства любыми физическими и юридическими лицами. Свободно - не значит произвольно - для осуществления большинства деятельности на ВВТ требуется наличие лицензии, а также ряд иных обязательных условий, о которых подробнее в соответствующих главах. Согласно ВК РФ для осуществления судоходства не требуется специального разрешения и заключения договора водопользования, что подтверждалось и судебной практикой.

Так, по одному из дел судом установлено, что Росприроднадзор неправомерно привлек организацию, являющуюся специализированным перевозчиком грузов ВВТ, к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ за сплав леса в плотах без наличия специального разрешения. Суд указал, что данный вид деятельности относится к судоходству, а судоходство, согласно подп.1 ч.3 ст.11 ВК РФ, не требует получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2008 по делу N А13-9/2008). Охрана водных объектов при осуществлении судоходства осуществляется иными средствами - экологической экспертизой, требованиями обеспечения безопасности судоходства, и иными, о которых подробнее далее.

Перечень ВВП РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р, периодически в него вносятся изменения и дополнения. Он составлен в табличной форме по схеме трех колонок: наименование внутреннего водного пути; граница по течению (верхняя и нижняя); протяженность в километрах. В целом, общая протяженность ВВП РФ составляет около 102 тыс.км, многие из них являются важнейшими транспортными артериями страны, имеющими большой потенциал для осуществления международного грузооборота и способствования интеграции России в международную транспортную систему, следовательно, и дальнейшей интеграции на международный рынок в целом. Но для этого недостаточно одного только правового регулирования - многое зависит от экономических и финансовых средств и, прежде всего, - в подготовке и улучшения состояния инфраструктуры ВВП. Вообще, безопасность судоходства является фундаментом функционирования и развития всей отрасли ВВТ, вследствие чего необходимо относиться как к принципу к тому положению, что мероприятия по НГО и иным составляющим безопасности на ВВП должны проводиться раньше, чем намечено какое-либо сугубо экономическое, хозяйственное мероприятие. Более подробно о безопасности судоходства, насколько позволит объем, будет сказано в комментарии к гл.6 КВВТ РФ, специально посвященной этой сфере.

2. Внутренние водные пути оснащаются знаками судоходной обстановки и на них обеспечиваются гарантированные габариты судовых ходов. Для обеспечения безопасности судоходства и его нормального и бесперебойного осуществления, на требуемых участках ВВП - как естественного, так и антропогенного происхождения - сооружаются судоходные ГТС - например, шлюзы, которые так же, как и сами ВВП, могут находиться только в федеральной собственности.

Категория средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, сроки работы судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в порядке, установленном правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Порядок судовождения и иные правила, непосредственно регулирующие процесс движения судов по ВВП, установлены Правилами плавания по ВВП РФ. Проведение работ по изучению участков ВВП, изучению гидрографических и природных особенностей участков ВВП и составлению карт и схем плавания, устройство и поддержание в надлежащем состоянии средств навигационного оборудования, а также некоторые иные виды аналогичных работ в совокупности называются навигационно-гидрографическим обеспечением условий плавания по ВВП. Оно является одной из важнейших составляющих безопасности судоходства и включает в себя сбор навигационной информации (гидрографическое и метеорологическое изучение, русловые изыскания и т.д.) и непосредственно обеспечение навигации - составление новых и корректировка действующих карт, составление пособий и схем плавания, ввод в эксплуатацию и поддержание средств навигационного оборудования.

В настоящее время действуют распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 31.12.2013 N АД-381-р "О категориях средств навигационного оборудования и сроках их работы, гарантированных габаритах судовых ходов, а также сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2014-2016 годов" и распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 26.12.2014 N АД-484-р "О категориях средств навигационного оборудования и сроках их работы, гарантированных габаритах судовых ходов, а также сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2015-2017 годов".

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит в некотором смысле бланкетную норму, исходя из которой, Министерство транспорта РФ должно устанавливать бассейны ВВП. Так, согласно приказу Министерства транспорта РФ от 17.08.2012 N 316 "Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации" определены указанные бассейны. Например, Беломорско-Онежский бассейн ВВП определен в отношении Беломорского морского канала, озера Сегозеро, озера Сандал; Волго-Балтийский бассейн ВВП определен в отношении реки Свирь, реки Нева.

4. НГО условий плавания судов по ВВП, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, осуществляется администрациями бассейнов ВВП.

В целом, выполняются следующие виды работ:

- дноуглубительные, дноочистительные, выправительные, тральные;

- работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования;

- по подготовке и материалов для составления и издания карт и схем ВВП, по корректировке карт и схем, реализации карт, схем и пособий по плаванию;

- по навигационному обслуживанию судов (диспетчерское регулирование и информационной обеспечение судоводителей относительно обстановки на ВВП); по осуществлению безопасного прохода по ВВП негабаритных судов и иных плавсредств и многие другие виды.

К таким работам можно относить и работы, способствующие НГО, например, по подъему и удалению затонувших судов и иных объектов.

Пограничные зоны, о которых идет речь в п.4 рассматриваемой статьи, находятся на реках, которые в международном праве называют многонациональными - они протекают по территории двух и более государств. Когда такие реки открыты для судоходства всех стран, они называются международными. Также пограничные зоны есть на трансграничных водотоках и международных озерах.

Трансграничный водоток - это любая поверхностная или подземная часть водного пространства, которая пересекает границы между двумя или более государствами или которая расположена на этих границах. К трансграничным водотокам относятся и международные озера, в частности, Каспийское море. Что касается трансграничных водотоков и международных озер, то здесь основным международным документом является Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 17 марта 1992 года), которая вступила в силу для РФ в 1996 году. Вопросы судоходства, в том числе и НГО на реках, регулируются в основном международными договорами прибрежных государств. В данных договорах содержатся не только вопросы НГО, а вообще судоходства, кроме того - в области НГО они часто могут отсылать к национальному праву соответствующего прибрежного государства. В частности, вопросы судоходства на Дунае регулируются на международном уровне Конвенцией о режиме судоходства на Дунае (Белград, 18 августа 1948 года), участницей которой является и Россия как правопреемник СССР. Согласно ст.1 данной Конвенции, навигация на Дунае должна быть открытой и свободной для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Это не распространяется на перевозки между портами одного и того же государства. Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства и не ставить препятствий или помех судоходству на фарватерах Дуная (ст.3 КВВТ РФ). То есть, работы по реализации и обеспечению НГО (например, поддержание в надлежащем состоянии средств навигационного оборудования или дноуглубительные работы) возложены на соответствующие государства. По всем вопросам, в том числе и по НГО, прибрежные государства могут обращаться к Дунайской Комиссии, в компетенцию которой, в числе прочего, входит также установление единой системы навигационной путевой обстановки на всем судоходном течении реки, а также, с учетом специфики отдельных участков (например, участок от г.Ульм до г.Кельхайм проходим только для судов грузоподъемностью не более 300 тонн), основных положений о плавании по Дунаю, включая положения лоцманской службы (ст.8 КВВТ РФ). Также Комиссия координирует гидрометеорологическую службу на Дунае, издает справочники, лоции, навигационные карты и атласы.

Согласно ст.4 Конвенции о режиме судоходства на Дунае, если какое-либо из придунайских государств не в состоянии будет само предпринять работы, входящие в его территориальную компетенцию, необходимые для обеспечения нормального судоходства (ясно, что сюда могут относиться и работы по НГО), то такое государство должно передать выполнение данных работ Комиссии на условиях, которые она укажет, без права передоверия выполнения этих работ другому государству, за исключением той части речного пути, которая составляет границу этого государства. В последнем случае Комиссия сама определяет и условия выполнения этих работ.