Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна

1. К экипажу судна, помимо требований о минимальном составе в отношении количества, предъявляются обязательные требования относительно квалификации лиц, входящих в его состав, что относится как к командному составу, так и к судовой команде. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания утверждено постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349. Данное Положение действует в отношении эксплуатируемых на ВВП судов с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт, несамоходных судов вместимостью не менее 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ и получивших свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.

Положение подразделяет квалификационные документы на два вида: дипломы и квалификационные свидетельства. В частности, выдаются дипломы: капитана (в том числе капитана судна с главными двигателями мощностью от 55 до 110 кВт), старшего и второго помощников капитана, третьего помощника капитана, механика и его помощников, капитана скоростного судна, электромеханика и его помощников, начальника радиостанции, командира земснаряда, землесоса и дноочистительного снаряда, помощника командира данных видов судов, механика, электромеханика и их помощников на земснаряде, землесосе и дноочистительном снаряде. Остальным специалистам выдаются квалификационные свидетельства, в частности: шкипера, боцмана, рулевого, кормщика, машиниста, электрика судового, радиооператора, матроса, моториста, проводника, повара и лебедчика. Данные виды документов выдаются квалификационными комиссиями,, а квалификационные испытания проводятся по утверждаемым Минтрансом РФ программам.

Определение порядка проведения квалификационных испытаний, выдачи дипломов и подтверждений к ним также возложено на Минтранс РФ. Приказом Минтранса РФ от 30.10.2007 N 154 утвержден Порядок образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания. Квалификационные комиссии образуются в соответствии с приказом Минтранса РФ от 16.01.2006 N 7.

Особый порядок установлен по отношению к должностям командного состава. Дипломы, выданные лицам командного состава, дают им право занимать такие должности в течение 5 лет со дня выдачи диплома, не реже одного раза в 5 лет такие лица должны проходить курсы повышения квалификации с последующим прохождением квалификационных испытаний. Такой повышенный уровень требований к лицам командного состава является необходимым в силу выполняемых ими должностных обязанностей, в силу их функций в процессе эксплуатации судна (см. комментарий к ст.26). В целях установления требований к образованию членов экипажей судов самоходные транспортные суда поделены на 5 групп в зависимости от их мощности, а также вне групп - спортивные и прогулочные суда мощностью от 55 кВт. Земснаряды, землесосы и дноочистительные снаряды поделены на три группы в зависимости от производительности (м/час). Смысл таких требований в том, что к прохождению квалификационных испытаний допускаются лица с требуемым уровнем образования, например, для прохождения испытаний на должности командного состава на самоходных судах 1-4 групп (кроме должности капитана пассажирского судна 3 группы, капитана и старшего помощника капитана всех типов судов 4 группы), земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядов 1-3 групп (кроме должности командира и механика) допускаются лица, имеющие начальное профессиональной образование соответствующей специальности. Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности, допускаются к квалификационным испытаниям на должности командного состава на самоходных судах всех групп, земснарядах, землесосов и дноочистительных снарядах - тоже всех групп. Но представляется все же целесообразным повысить требования к образованию лиц, претендующих на должность капитана любого судна. Оно должно быть высшим профессиональным.

Еще одним критерием для прохождения квалификационных испытаний является стаж плавания, который варьируется также в зависимости от 5 групп судов по соотношению с должностью. Данные требования представлены в Положении о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания весьма развернуто, они содержатся в его третьем разделе. Нет смысла это цитировать здесь. С ними можно ознакомиться по тексту самого Положения, реквизиты которого указаны выше. Порядок выдачи справки о стаже плавания утвержден приказом Минтранса РФ от 12.05.2006 N 59. Помимо указанных требований, обязательным требованием к лицам, входящим в состав экипажа (всех) является наличие справки с медицинского учреждения о годности их к работе на судне по состоянию здоровья (п.2 комментируемой статьи), это обеспечивается путем проведения регулярных медицинских осмотров.

В случае ненадлежащего выполнения членами экипажа своих обязанностей, которое привело к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, дипломы, подтверждения к ним и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, также предусматривается приостановление их действия (см. текст приказа Минтранса РФ от 30.10.2007 N 154).

2. Вполне обоснованной, даже необходимой, является норма п.3 комментируемой статьи о запрещении иностранным гражданам и апатридам (лицам без гражданства) занимать должности капитана, его старшего помощника, старшего механика и радиоспециалистов. Это необходимо в целях обеспечения безопасности, причем не только судоходства. Данное правило КВВТ РФ соответствует аналогичному запрету, установленному подп.2 п.1 ст.14 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, установлены приказом Минтранса от 08.07.2009 N 110. Под судном применительно к указанному документу понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства на ВВП, а также судно смешанного (река-море) плавания, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и ВВП.

Допуск иностранных граждан и лиц без гражданства к работе на судно осуществляется в соответствии с требованиями ТК РФ, Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иных нормативно-правовых актов. Законно находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства допускаются к работе на судно при условии получения разрешения на работу в соответствии с законодательством, а также при соблюдении следующих условий:

- наличие документов, подтверждающих годность к работе по состоянию здоровья;

- наличие документов, подтверждающих годность к работе на море, - для работы на судне смешанного (река-море) плавания;

- владение русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение служебных обязанностей по занимаемой на судне должности, за отдельными исключениями.

Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, дублируют положения комментируемой статьи о запрете для иностранцев и апатридов, входящих в состав экипажа судна, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов.

Уровень профессиональной подготовки иностранных граждан и лиц без гражданства, допускающихся к работе на судно, подтверждается следующими документами:

- диплом, квалификационное свидетельство, выданные в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349;

- действительный диплом, квалификационное свидетельство, специальное свидетельство специалиста, выданное уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Лондон, 7 июля 1978 года) (ПДМНВ 78/95) (с поправками 1995 года) при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных в установленном порядке, - для занятия должностей на судне смешанного (река-море) плавания, осуществляющих выход в море;

- документ о профессиональном образовании, квалификации, полученный иностранным работником в иностранном государстве, и свидетельство об установлении эквивалентности такого документа.

В зависимости от конкретных обстоятельств работодатель в соответствии с Конвенцией ПДМНВ-78/95 может принять на работу на судно смешанного (река-море) плавания лицо, владеющее стандартным морским разговорником.