Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 30. Капитан судна

1. Капитан судна относится к командному составу экипажа судна, является должностным лицом, которое находится в непосредственном подчинении судовладельца и которому подчиняется весь экипаж судна. Несмотря на наличие коммуникативных систем на ВВТ, плавание судна - автономная операция, поэтому капитан судна наделен широким кругом как прав (вплоть до применения силы) так и обязанностей. Требование о российском гражданстве капитана судна, плавающего под Государственным флагом РФ, является императивным. Капитаном такого судна не может являться иностранец, апатрид или лицо с двойным гражданством. Правовой статус капитана судна определяется КВВТ РФ, а также рядом иных нормативно-правовых актов, в частности, Уставом службы на судах ВВТ, где подробно регламентируются его права, обязанности и ответственность. Что касается ответственности капитана, то данный правовой институт также определен нормами различной отраслевой принадлежности - капитан является субъектом гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

Капитан судна, относясь к командному составу экипажа, должен иметь диплом капитана (см. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349). Данный диплом должен действовать на момент исполнения капитаном его обязанностей. Капитан должен иметь судоводительское образование, которое дифференцировано в зависимости от пяти групп судов. Думается, что образование капитана судна должно быть независимо от класса, назначения и группы судна высшим профессиональным. Права, обязанности и ответственность капитана судна, определенная главой V КВВТ РФ, а также Уставом службы на судах ВВТ и иными нормативно-правовыми актами, касающимися статуса капитана судна, являются общими для капитанов всех групп судов.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Положение об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, о котором идет речь в абз.2 п.1 комментируемой статьи, утверждено приказом Минтранса РФ от 14.10.2013 N 316. Аттестация проводится комиссией Росморречфлота. В ее состав включаются (по согласованию) представители госорганов, судовладельцев, образовательных и общественных организаций. Для прохождения аттестации капитану необходимо направить в Росморречфлот заявление, а также представление судовладельца. Документы отправляются на электронную почту Росморречфлота (соответствующая информация доступна на сайте Агентства) в формате pdf. Установлено, какие сведения содержат заявление и представление. В заявлении, в частности, указываются:

- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

- дата и место рождения заявителя;

- данные паспорта гражданина РФ заявителя (серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего паспорт, место пребывания или место жительства);

- почтовый адрес заявителя;

- номер контактного телефона заявителя;

- номер факса (при наличии) заявителя;

- адрес электронной почты заявителя;

- номер диплома капитана судна, выданного заявителю, дата и место его выдачи;

- имеющиеся ограничения, указанные в дипломе капитана судна, выданного заявителю;

- информация о работе заявителя на судах внутреннего плавания в должности старшего помощника капитана с указанием названия каждого судна, его группы, грузоподъемности/пассажировместимости, периода работы на судне и бассейнов ВВП, в которых эксплуатировалось судно;

- дата заполнения заявления.

Планы и графики аттестации размещаются на сайте Росморречфлота. Аттестация проводится в присутствии заявителя и не менее 2/3 состава комиссии. Решение принимается открытым голосованием простым большинством (в отсутствие заявителя). Заявителю, успешно прошедшему аттестацию, в течение 5 рабочих дней выдается свидетельство. В документе, в частности, указываются ФИО капитана, учетный номер, место и дата его выдачи. Если заявитель не получает свидетельство лично, оно направляется по почте в течение 14 рабочих дней после проведения аттестации.

2. Общими для капитанов всех групп судов являются права, обязанности и ответственность, определенные Уставом службы на судах ВВТ и иными нормативно-правовыми актами, касающимися статуса капитана судна. Капитан судна как должностное лицо обязан обеспечивать надлежащее управление судном, руководство судовождением, безопасность плавания судна и его эксплуатации в рейсе, обеспечить соблюдение всеми членами экипажа требований Правил плавания по ВВП РФ, требований технической, санитарной, пожарной безопасности на судах. Капитан судна обязан обеспечивать поддержание порядка на судне, предотвращение причинения вреда судну, находящимся на нем людям (экипажу, пассажирам, иным лицам) и грузу, обеспечивать охрану окружающей водной среды на рейсе и во время стоянки судна, а также, насколько позволяет ситуация, во время работ по спасанию, авральных и аварийных работ.

Перед началом рейса капитан обязан:

- проверить техническую готовность судна к плаванию и принять меры к обеспечению такой готовности, при необходимости привлекая для этого судовладельца;

- проверить укомплектование судна экипажем, снаряжением и оборудованием;

- удостовериться в соответствии классификации и подготовленности членов экипажа к предстоящему рейсу исходя из его задач;

- проверить наличие и обеспечить на судне карт, схем и пособий для плавания;

- ознакомить экипаж с характером и особенностями рейса;

- проконтролировать проведение грузовых операций вместе иными представителями грузоотправителя.

Что касается обеспечения судна необходимыми судовыми документами, а экипажа - нормативно-правовыми актами, регламентирующими его деятельность, эта обязанность лежит на судовладельце.

В ходе рейса к повседневным обязанностям капитана, помимо указанных в п.2 рассматриваемой статьи и рассмотренных выше, относятся также обязанности:

- обеспечивать соблюдение экипажем и иными находящимися на судне лицами требований законодательства РФ о ВВТ и иных граничащих с ВВТ сферах;

- организовывать проверки подготовки экипажа к действиям в соответствующих ситуациях;