• Текст документа
  • Статус

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (постатейный)          

Комментарий к статье 1

1. Согласно ст.1 комментируемый закон (далее по тексту - Закон N 230-ФЗ) был принят в целях противодействия коррупции. Закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов доходу определенного круга лиц.

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года N 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 года N Пр-1568, в России была создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В 2010 году Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года N 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Национальная стратегия противодействия коррупции разрабатывается:

- исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

- на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

- с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно должны решаться следующие задачи:

1) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

2) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

3) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, комментируемый закон N 230-ФЗ был принят во исполнение Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годыКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ , а также во исполнение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Следует отметить, что законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции основывается также и на положениях международных Конвенций.
________________
Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 года N 226.


Так, согласно Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) каждое государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

Как указано в преамбуле к данной Конвенции предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств и для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин. Незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку, поэтому необходимо более эффективно предупреждать, выявлять и пресекать международные переводы незаконно приобретенных активов и укреплять международное сотрудничество в принятии мер по возвращению активов.

В соответствии с ст.20 Конвенции ООН против коррупции при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Как указано в Конвенции "публичное должностное лицо" означает:


- любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица;

- любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника;

- любое другое лицо, определяемое в качестве "публичного должностного лица" во внутреннем законодательстве государства-участника. Тем не менее, для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой 2 Конвенции, "публичное должностное лицо" может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника;

- "иностранное публичное должностное лицо" означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;

Пунктом "а" части 1 статьи 23 указанной Конвенции предусмотрено, что каждое государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

- конверсию или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Правонарушения включают преступления, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции соответствующего государства-участника. Однако преступления, совершенные за пределами юрисдикции какого-либо государства-участника, представляют собой основные правонарушения только при условии, что соответствующее деяние является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству государства, в котором оно совершено, и было бы уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству государства-участника, в котором осуществляется или применяется статья 23, если бы оно было совершено в нем.

Согласно статьи 2 Конвенции ООН против коррупции "имущество" означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них; "доходы от преступления" означают любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления; "основное правонарушение" означает любое правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в статье 23 Конвенции деяния, образующие состав преступления.


Кроме того, согласно требованиям статьи 14 Конвенции против коррупции государства-участники рассматривают вопрос о применении практически возможных мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежащего использования информации, и не создавая каких-либо препятствий перемещению законного капитала. Такие меры могут включать требование о том, чтобы физические лица и коммерческие предприятия сообщали о трансграничных переводах значительных объемов наличных денежных средств и передачах соответствующих оборотных инструментов. Государства-участники рассматривают вопрос о применении надлежащих и практически возможных мер для установления требования о том, чтобы финансовые учреждения, включая учреждения по переводу денежных средств:

- включали в формуляры для электронного перевода средств и связанные с ними сообщения точную и содержательную информацию об отправителе;

- сохраняли такую информацию по всей цепочке осуществления платежа;

- проводили углубленную проверку переводов средств в случае отсутствия полной информации об отправителе.

2. Согласно статье 1, комментируемый закон N 230-ФЗ устанавливает правовые основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки. Кроме того, Закон N 230-ФЗ определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Следует отметить, что контроль за расходами и доходами государственных служащих и членов их семей широко применяется и за рубежом. Декларирование расходов чиновников предусмотрено во всех странах, которые подписали международные конвенции и открыто борются с коррупцией. Как указывала директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Т.Хабриева, например, в Сингапуре госчиновник обязан предоставлять 4 декларации: об инвестициях, недвижимости, ценных бумагах, финансовых обязательствах. В них отражаются все основные виды не только доходов, но и расходов. В большинстве развитых стран подаются документы, подтверждающие расходы на социальное и медицинское страхование, лечение, зарубежные туристические поездки и обучение детей. Кроме того, во многих странах учитываются расходы на содержание имущества, информация о получении кредитовКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ .

________________

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ См. интервью с Т.Хабриевой "Доходы пишем, расход в уме" Интернет-портал "Российской газеты", 26 мая 2011 года. http://www.rg.ru/2011/05/26/habrieva.html


Согласно докладу в 2011 году представителя Минэкономразвития России А.А.ЮлегинаКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ в Италии налоговое агентство предусматривает возможность проведения так называемой "оценки покупательской способности" конкретного физического лица, однако по итогам такой оценки не следует применение каких-либо санкций, даже в случаях, если отмечено превышение покупательской способности над заявленным доходом. Как правило, такая проверка служит в последующем для углубленного изучения декларации о доходах.

________________

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ См. Доклад представителя Минэкономразвития России А.А.Юлегина "Декларирование чиновниками сведений о доходах, имуществе и основных расходах: зарубежный опыт и российская практика" в рамках семинара "Институт декларирования доходов и имущества публичными должностными лицами как инструмент противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии" в Национальном Исследовательском Университете Высшая Школа Экономики. Доклад от 09 декабря 2011 года. Официальный сайт Минэкономразвития России, http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depGosRegulirInEconomy/doc20111209_018


Федеральное законодательство Канады предусматривает предоставление всеми трудоспособными гражданами страны, получающими регулярный доход от своей трудовой деятельности вне зависимости от своей профессиональной принадлежности к государственной службе, единого документа (декларации о доходах) в целях налогообложения.


В Китае все государственные служащие и приравненные к ним лица ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах. В декларации указывается информация о наличии у государственного служащего недвижимости, банковских вкладов, иного имущества. Сотрудник государственного органа КНР заполняет декларацию на себя, а также на ближайших родственников (супругу, детей). При этом в декларации также указывается, занимаются ли государственный служащий или его родственники коммерческой деятельностью, проживают ли за границей.


В соответствии с законодательством Дании в отношении государственных служащих применяется только декларирование доходов. Различия в форме налогообложения государственных служащих и занятых в частном секторе Дании отсутствуют. Информация о других источниках дохода граждан поступает в налоговую службу Дании при возникновении каждого конкретного источника дохода - сбережений, пенсионных вкладов, акций и облигаций, недвижимости. Приобретение недвижимости фиксируется регистрационной конторой городского (поселкового) совета и данная информация автоматически передается в налоговую службуКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ .

________________
Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ Там же


В Норвегии обязанность представлять декларацию о доходах распространяется на каждое лицо, проживающее в Норвегии, в том числе государственных служащих (без каких-либо особенностей). После представления декларации Налоговая Служба направляет налоговому резиденту так называемое "уведомление об окончательном определении размера налога".


В Швеции декларирование гражданами своих расходов законодательством не предусмотрено, что отнюдь не исключает практически тотального контроля за всеми совершаемыми шведами крупными приобретениями движимого и недвижимого имущества. Отработанная и четко отлаженная система представления деклараций о доходах абсолютно всеми гражданами в сочетании с эффективной системой финансового контроля, охватывающей всю банковскую и платежную систему страны, является весьма эффективной в реалиях шведских социальных и политических условий.


В Финляндии предусмотрено осуществление декларирования расходов сотрудниками полиции. Кроме того, государственные органы, к компетенции которых относится регистрация крупных сделок, включая приобретение имущества, также обязаны информировать Налоговое ведомство Финляндии о произведенных по соответствующим сделкам расходах. В случае обнаружения несоответствия доходов и расходов гражданина Налоговое ведомство Финляндии направляет письмо налогоплательщику с просьбой дать разъяснения и указать источник дохода.


В Сингапуре с 1952 года государственные служащие ежегодно предоставляют отчеты о своих расходах. Сведения о наличии осуществления государственными служащими крупных расходов, несопоставимых с полученными доходами, могут стать основаниями для проверок, которые проводятся Бюро по расследованию случаев коррупции. Агенты Бюро проверяют банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей. Если чиновник и его семья живут не по средствам, Бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. "Горячая линия" Бюро работает круглосуточно, при этом охотно принимаются и анонимные жалобыКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ .

________________

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ В.Моисеев "Сингапурское чудо: как стать процветающей страной", журнал "Человек и труд" N 3, 2011 год.


Члены Парламента и члены Палаты Лордов Великобритании обязаны декларировать свои доходы. При этом в ходе проведенных в 2009 году проверок были выявлены факты расходования бюджетных средств членами Парламента на личные цели. В этой связи в 2010 году в законодательство Великобритании включены положения, предусматривающие предоставление членами Палаты Общин (нижней палаты британского парламента) после их избрания ежегодного подробного отчета о своих доходах и расходах.


В США государственный служащий обязан предоставлять в Управление по вопросам этики следующую информацию о своих расходах и доходах, а также расходах и доходах его близких родственников (детей, супруга (супруги), родителей), в том числе:


- сведения об источниках происхождения имущества, его составе и стоимости;

- сведения об имеющихся депозитах, полученных и выданных займах, а также полученных кредитах;

- перечень полученных подарков, стоимость которых превышает $50;

- перечень транспортных, развлекательных и иных сопоставимых услуг, оплаченных не из личных или бюджетных средств (с указанием источника).

В США в отношении сотрудников органов полиции сформирована ведомственная система контроля их расходов, которая включает: декларирование расходов, контроль баланса кредитных карт всех сотрудников и получение в банках сведений о сотрудниках, являющихся должниками по потребительским кредитам.

В Бразилии предотвращение незаконного обогащения государственных служащих в Бразилии производится посредством ежегодного представления в кадровое подразделение государственного органа декларации об имуществе и доходах, второй экземпляр которой направляется в налоговый орган.


Таким образом, по результатам проведения анализа законодательства ряда иностранных государств можно сделать вывод, что предотвращение незаконного обогащения государственных служащих осуществляется посредством проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (соответствующая процедура в настоящее время предусмотрена законодательством Российской Федерации) или применения жестких мер налогового администрирования и противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путемКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ .
________________

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ См. Доклад представителя Минэкономразвития России А.А.Юлегина "Декларирование чиновниками сведений о доходах, имуществе и основных расходах: зарубежный опыт и российская практика" в рамках семинара "Институт декларирования доходов и имущества публичными должностными лицами как инструмент противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии" в Национальном Исследовательском Университете Высшая Школа Экономики. Доклад от 09 декабря 2011 года. Официальный сайт Минэкономразвития России, http://www.economy.gov.ru


В Российской Федерации с 2008 года проводится планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающей новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления. Для государственных и муниципальных служащих установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционных мер.


В 2008 году был принят Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который является основополагающим законодательным актом федерального уровня в данной области.

В 2009 году Президентом РФ был издан Указ от 18 мая 2009 года N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера". Указом определялись документы, подлежащие предоставлению по установленным формам - справки о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, а также его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно данному указу чиновники должны представлять сведения о доходах из всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты). В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверка достоверности сведений осуществляется на основании Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".


Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" был определен круг субъектов, которые обязаны представлять сведения о своих доходах.


Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" было утверждено соответствующее Положение и формы справок. Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, замещающими государственные должности РФ, осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации".


Порядок размещения сведений о доходах чиновников на официальных Интернет-сайтах федеральных органов исполнительной власти и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования был определен Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 561 "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования". В настоящее время Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года N 561 утратил силу.


В 2013 году был принят новый "Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования" утв. Указом Президента РФ от 8 июля 2013 года N 613.


За истекший период и до настоящего времени в Российской Федерации были приняты и другие нормативные правовые акты, направленные на предупреждение коррупции и устанавливающие контроль за доходами государственных служащих.

3. Статья 1 Закона N 230-ФЗ в целом дает общую характеристику тех правоотношений, которые урегулированы рассматриваемым законодательным актом. Комментируемый закон представляет собой один из способов (мер) противодействия коррупции в нашей стране. Об этом говорится и в самом начале комментируемой статьи. По сути, содержание статьи 1 комментируемого закона, представляет собой одну правовую норму, состоящую только из гипотезы, дальнейшее её правовое развитие происходит в других статьях Закона N 230-ФЗ.

Прежде всего, определимся с тем, что следует считать коррупцией, поскольку комментируемый закон устанавливает один из видов мероприятий, призванных противодействовать коррупции. Долгое время в российском законодательстве не давалось четкого определения термина "коррупция". В Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в ст.1 дается следующее определение коррупции:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Однако данному явлению в настоящее время практически невозможно дать единого определения. Так, в статье 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 года), "коррупция" означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового.


В Главе 30 УК РФ содержится перечень преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Практически все составы статей Главы 30 УК РФ можно охватить единым понятием "коррупция", когда они совершаются должностным лицом органов государственной власти или местного самоуправления в личных корыстных целях. Наиболее обобщенно коррупцию можно охарактеризовать как совершение или несовершение должностным лицом определенных действий, когда оно в силу своих служебных обязанностей государственной или муниципальной службы имеет полномочия их совершить (или не должно совершать), происходящее в личных корыстных целях должностного лица.

Если коррупцию охарактеризовать просто составом ст.290 УК РФ - "получение взятки", то можно сказать, что коррупция заключается не только в получении взятки должностным лицом государственной или муниципальной службы, но, например, нецелевое расходование бюджетных средств также можно расценивать как одно из проявлений коррупции.

Далее в тексте правовой нормы комментируемой статьи 1 раскрывается содержание того правового механизма, который вводится Законом N 230-ФЗ для борьбы с коррупцией. Наиболее обобщенно данный механизм можно охарактеризовать как мероприятия по контролю за расходами должностных лиц и их доходами. Официально подтвержденные доходы должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления должны полностью обеспечивать те расходы, которые такое лицо совершает. Более подробно в других статьях комментируемого закона раскрыты сами мероприятия по контролю. В связи с данным общим правилом контроля за расходами государственных, муниципальных чиновников и иных лиц, которое устанавливает комментируемый закон, рассмотрим следующие основные вопросы данных правоотношений:


- субъекты, в отношении которых действуют и применимы правила контроля;

- содержание самих мероприятий по контролю.


В качестве субъектов, на которых распространяется действие правовых норм комментируемого закона, установлено, что это лицо, замещающее государственную должность, лицо, состоящее на государственной, муниципальной службе, а также иные лица. В ст.2 Закона N 230-ФЗ подробно перечислены все категории лиц, на которых распространяется действие комментируемого закона. Члены семьи (первой степени родства), субъекта, в отношении которого применяются требования комментируемого закона, также подпадают под действие правовых норм Закона N 230-ФЗ. Здесь имеются в виду супруг или супруга, несовершеннолетние дети подконтрольного субъекта.

Правовые нормы, регламентирующие мероприятия по контролю, установлены ст.ст.3-15 комментируемого закона. Коротко можно сказать, что при наступлении определенных юридически значимых событий по совершению сделки субъектом, на которого распространяет свое действие комментируемый закон, начинается поэтапная реализация мероприятий по проверке размера доходов за последние три календарных года. Если размер таких доходов меньше суммы, потраченной субъектом при совершении сделки, то он имеет право предоставить пояснение с приложением документов, подтверждающих уровень его дохода. В том случае, когда в результате проверки установлено, что субъект, в отношении которого действуют правовые нормы комментируемого закона, не имел возможности и не получил законным образом дохода, размер которого обусловлен недавно совершенной сделкой, то наступают последствия предусмотренные ст.16 и ст.17 комментируемого закона.

Таким образом, комментируемый закон не только вводит правила контроля за доходами и расходами определенных лиц, но и предусматривает санкцию для тех субъектов, чьи расходы (или расходы членов их семьи) явно не соответствуют уровню дохода за последние три календарных года, предшествующих совершению сделки.

Помимо цели противодействия коррупции, Закон N 230-ФЗ фактически вводит еще одно дополнительное легальное основание пополнения доходов РФ. Обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, происходит в рамках искового производства по гражданскому делу на основании ст.17 комментируемого закона.

В связи с принятием комментируемого закона была изменена и редакция Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Ранее правоотношения по борьбе с коррупцией регулировались главным образом именно Федеральным законом "О противодействии коррупции". Статья 8 названного закона содержит отдельные положения комментируемого закона в части контроля доходов и расходов лиц, которые претендуют на замещение определенной должности в органах государственной власти, местного самоуправления и иных организациях в соответствии со ст.2 Закона N 230-ФЗ. Следует отметить, что закон "О противодействии коррупции" не требует строгого копирования своих норм иными федеральными законами, напротив, в ст.2 закона "О противодействии коррупции" определено, что конкретные меры по борьбе с коррупцией могут устанавливаться и другими федеральными законами. Комментируемый закон N 230-ФЗ не содержит никаких норм относительно правовых основ борьбы с коррупцией, основополагающим законодательным актом федерального уровня в данной области по-прежнему остается Федеральный закон "О противодействии коррупции".

Комментарий к статье 2

1. Правовые нормы комментируемой статьи определяют перечень тех субъектов, в отношении которых распространяет свое действие Закон N 230-ФЗ. Перечень субъектов содержится в ч.1 комментируемой статьи и он сформулирован по принципу принадлежности, наличия трудовых правоотношений физического лица по определенной должности в органах государственного управления или ином хозяйствующем субъекте, на который частично возложены полномочия органов государственного управления. Последний пункт ч.1 комментируемой статьи является исключением из общего принципа определения субъектов, в отношении которых действуют правовые нормы комментируемого закона, поскольку он определяет субъекта посредством наличия определенной степени родства с физическим лицом, относящимся к перечню ч.1 комментируемой статьи.

Перейдем к более подробному рассмотрению перечня тех субъектов, в отношении которых применимы правовые нормы комментируемого закона.

1.1. Первая категория субъектов, на которых распространяется действие правовых норм комментируемого закона, определена в подп."а" п.1 ч.1 ст.2 как лица, замещающие (занимающие) государственные должности РФ, в отношении которых федеральными конституционными или федеральными законами не предусмотрен иной порядок контроля за их расходами.


Согласно ст.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ (далее также - государственные должности) - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (См. п.2 Примечания к ст.285 УК РФ).

Следует отметить, что государственные должности РФ необходимо отличать от должностей государственной службы. Лица, замещающие государственные должности, не являются федеральными государственными служащими, классные чины федеральной государственной гражданской службы им не присваиваются, однако присваиваются иные специальные звания, чины.

Указом Президента РФ от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" определен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. В соответствии с указанным перечнем государственными должностями Российской Федерации, в частности, являются:

- Президент РФ;

- Председатель Правительства РФ;

- Федеральный министр;

- Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;

- Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

- Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;

- Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

- Председатель Конституционного Суда РФ;

- Судья Конституционного Суда РФ;

- Председатель Верховного Суда РФ;

- Судья Верховного Суда РФ;

- Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;

- Судья Высшего Арбитражного Суда РФ;

- Генеральный прокурор РФ;

- Председатель Следственного комитета РФ;

- Секретарь Совета Безопасности РФ;

- Председатель Счетной палаты;

- Аудитор Счетной палаты;

- Председатель Центрального банка РФ;

- Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;

- Председатель федерального суда;

- Судья федерального суда.

Полный перечень содержит 48 наименований государственных должностей Российской Федерации.

Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера было утверждено Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 558. В соответствии с указанным Положением сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Президентом РФ в Федеральную налоговую службу, которая направляет эти сведения в Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры представляют указанные сведения в Федеральную налоговую службу, которая после обобщения направляет эти сведения Президенту РФ и в палаты Федерального Собрания РФ.

Необходимо отметить, что в комментируемом законе подчеркивается, что он применяется в отношении лиц, замещающих (занимающих) государственные должности РФ, только в том случае, если иными федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен другой порядок осуществления контроля за расходами.

1.2. В соответствии с подп."б" п.1 ч.1 ст.2 комментируемый закон распространяется на должности членов Совета директоров Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ). В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.


По информации Пресс-службы Банка РоссииКомментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ от 18 октября 2013 года "О назначении на должности членов Совета директоров Банка России" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла решение о назначении на следующие должности членов Совета директоров Банка России:
________________
Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ Информация Пресс-службы Банка России от 18 октября 2013 года "О назначении на должности членов Совета директоров Банка России". http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/if/131018_193719sov-direktoro.htm


- заместитель Председателя Банка России - директор Сводного экономического департамента;

- советник Председателя Банка России;

- первый заместитель Председателя Банка России;

- начальник Московского главного территориального управления Банка России;

- начальник Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу;

- первый заместитель Председателя Банка России;

- заместитель Председателя Банка России;

- заместитель Председателя Банка России;

- первый заместитель руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам;

- первый заместитель Председателя Банка России - руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам;

- первый заместитель Председателя Банка России.

Согласно ст.15.1. Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" граждане, претендующие на должность Председателя Банка России, должность члена Совета директоров, лица, занимающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и комментируемым законом N 230-ФЗ.

Члены Совета директоров могут быть освобождены от должности в случае непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В случае несоответствия расходов общему доход члена Совета директоров, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми, он может быть освобожден от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

ЦБ РФ как юридическое лицо не является органом государственной власти, между тем, все имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью, также ЦБ РФ создан и функционирует главным образом для обеспечения государственной функции по определению содержания и проведению денежно-кредитной политики РФ. Не только ЦБ РФ, но и ряд других организаций частично осуществляют функции органов государственной власти, осуществляют практическое выполнение каких-либо задач и функций государства, хотя сами не являются органами государственной власти. Поэтому в отношении сотрудников таких организаций, комментируемый закон распространяет свои требования о контроле за расходами и доходами в том же порядке и на условиях, которые применимы и для государственных служащих.

1.3. Согласно подп."в" п.1 ч.1 ст.2 комментируемый закон N 230-ФЗ распространяется и на государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственные должности субъектов РФ - это должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.


Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (См. п.3 Примечания к ст.285 УК РФ).

Перечень типовых государственных должностей субъектов РФ утвержден Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 года N 1381. В соответствии с указанным перечнем государственными должностями субъектов РФ являются:

- Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

- Член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

- Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- Первый заместитель, заместитель председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- Председатель конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- Заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- Председатель избирательной комиссии субъекта РФ;

- Заместитель председателя избирательной комиссии субъекта РФ;

- Секретарь избирательной комиссии субъекта РФ;

- Член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса;

- Председатель, заместитель председателя контрольно-счетного органа субъекта РФ;

- Аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта РФ;

- Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте РФ.

- Мировой судья.

На лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, за исключением мировых судей, распространяются ограничения, установленные также и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии с ст.5 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые предъявляются к судьям в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

Статья 8.1 закона "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает обязанность судей представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, определяемых комментируемым законом и Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.

Судья ежегодно представляет в суд, в котором он занимает должность судьи, сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460. Положение о представлении судьями арбитражных судов РФ, гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах РФ, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов РФ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждено приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2013 года N 117.

Проверка достоверности сведений, предоставленных судьей, осуществляется судом в порядке, определяемом соответственно Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При необходимости Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ может быть запрошена из соответствующего суда копия представленных судьей сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведена их дополнительная проверка. В случае непредставления указанных сведений в установленные сроки, а также в случае представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации требований к служебному поведению утверждено приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2012 года N 83.

1.4. Часть 1 комментируемой статьи среди субъектов, которые обязаны соблюдать требования комментируемого закона, определяет и муниципальных служащих. Муниципальная служба урегулирована Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.15 данного закона определяет обязанность муниципальных служащих, лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы, представлять сведения о своих доходах и расходах, как в отношении себя, так и в отношении своих близких родственников.

Согласно подп."г" п.1 ч.1 ст.2 комментируемый закон N 230-ФЗ применяется в отношении муниципальных должностей, исполняющих обязанности на постоянной основе. Пункт "ж" п.1 ч.1 этой же статьи включает и должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.


Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Лицо, замещающее муниципальную должность - это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.


Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Так, согласно Закону города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" (Приложение 5. Реестр должностей муниципальной службы в городе Москве) должностями муниципальной службы в администрации муниципального округа или аппарате Совета депутатов муниципального округа являются:

1) высшие должности муниципальной службы - глава администрации муниципального округа или руководитель аппарата Совета депутатов муниципального округа;

2) главные должности муниципальной службы - заместитель главы администрации муниципального округа;

3) ведущие должности муниципальной службы:

а) начальник отдела;

б) заместитель начальника отдела;

в) заведующий сектором;

г) советник;

д) консультант;

4) старшие должности муниципальной службы:

а) главный специалист;

б) ведущий специалист;

5) младшие должности муниципальной службы:

а) специалист I категории;

б) специалист II категории;

в) специалист.

В Законе Саратовской области от 2 августа 2007 года N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" (см. Приложение 1. Реестр должностей) к должностям муниципальной службы относятся:

1) высшие должности - глава администрации, первый заместитель главы администрации;

2) главные должности:

а) заместитель главы администрации;

б) управляющий делами;

в) руководитель аппарата;

г) председатель комитета;

д) заместитель управляющего делами;

3) ведущие должности:

а) начальник управления;

б) заместитель руководителя аппарата;

в) заместитель председателя комитета;

г) начальник управления в составе комитета и т.д.

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих доходах и расходах, а также доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для государственных гражданских служащих субъектов РФ. В перечень таких должностей включаются должности, отнесенные к высшей группе должностей, а также отнесенные к главной группе должностей категории "руководители". Кроме того, в перечень включаются должности, замещение которых связано с коррупционными рисками:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.);

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов РФ.

Органы местного самоуправления при разработке и утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 208.

Данным постановлением были утверждены "Правила представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей". Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460.

Проверка сведений осуществляется на основании "Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности", утв. постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 207.

1.5. В соответствии с подп."д" п.1 ч.1 ст.2 комментируемый закон распространяет свое действие на должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ. Федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Согласно ст.2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", система государственной службы в нашей стране включает в себя три вида государственной службы:


- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 557 был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно Указу N 557 в перечень должностей федеральной государственной службы включаются:

1) должности федеральной государственной гражданской службы:


- должности, отнесенные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы;

- должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ;

2) должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов:


- должности в Министерстве внутренних дел РФ (МВД России);

- должности в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

- должности в Министерстве обороны РФ (Минобороны России);

- должности в Государственной фельдъегерской службе РФ (ГФС России);

- должности в Службе внешней разведки РФ (СВР России);

- должности в Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ России);

- должности в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России);

- должности в Федеральной службе охраны РФ (ФСО России);

- должности в Федеральной миграционной службе (ФМС России);

- должности в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России);

- должности в Федеральном агентстве специального строительства (Спецстрой России);

- должности в Службе специальных объектов при Президенте РФ;

- должности в Федеральной таможенной службе (ФТС России);

- должности в Прокуратуре РФ;

- должности в Следственном комитете РФ;

3) другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.


Согласно ст.20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом РФ, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи. Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

1.6. Согласно подп."е" п.1 ч.1 ст.2 комментируемый закон N 230-ФЗ распространяется на должности государственной гражданской службы субъектов РФ, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.


Должности государственной гражданской службы субъектов РФ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 557 органы государственной власти субъектов РФ должны разработать и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, при назначении на которые гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Органы государственной власти субъектов РФ при разработке и утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 208. Данным постановлением были утверждены "Правила представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей". Проверка сведений осуществляется на основании "Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности", утв. постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 207.

1.7. В соответствии с подп."з" п.1 ч.1 ст.2 комментируемый закон распространяет свое действие на должности в Банке России, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России.


Указанием ЦБ РФ от 8 апреля 2013 года N 2991-У был утвержден перечень должностей Банка России, при приёме на которые граждане, претендующие на должности в Банке России, и служащие Банка России, занимающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанием ЦБ РФ от 24 февраля 2015 года N 3575-У данный перечень был изменен и изложен в новой редакции. Порядок и сроки представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утвержден Положением ЦБ РФ от 21 мая 2013 года N 399-П.

В соответствии с ст.90.1. Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" непредставление гражданином, претендующим на должность в Банке России, включенную в перечень, утвержденный Советом директоров, или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу в Банк России. Невыполнение служащим Банка России, занимающим должность, включенную в данный перечень, обязанности представлять указанные сведения и непринятие им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, являются правонарушениями, влекущими увольнение из Банка России.


Согласно п.4.1-4.2 Главы 4 Положения ЦБ РФ от 21 мая 2013 года N 399-П в случае невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащий Банка России должен обратиться с соответствующим заявлением в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих Банка России и урегулированию конфликта интересов.

В случае непредставления, представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:

1) отказывается в приеме на работу в Банк России (на должности, включенные в Перечень);

2) лица, указанные в абзаце 3 п.1.1 данного положения, подлежат увольнению из Банка России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. Подпункт "и" п.1 ч.1 комментируемой статьи к субъектам, которые обязаны соблюдать требования комментируемого закона, относит лиц занимающих должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ.


Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственными корпорациями являются:

- "Агентство по страхованию вкладов" было образовано в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";

- "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" образован в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития";

- государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" образовано в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства образован в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

- "Российская корпорация нанотехнологий" образована в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 года N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий";

- государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" образована в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии";

- государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта образована в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 560 "О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" был определен перечень соответствующих должностей. К ним относятся:

1) граждане, претендующие на замещение в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона:

- должности руководителя (единоличного исполнительного органа);

- должности заместителя руководителя;

- должности члена правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которой осуществляется на постоянной основе;

2) лица, замещающие указанные должности.

Впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации указанные сведения предоставляются в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 559 и по формам справок, которые определены Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, заместителей руководителя и членов правления государственной корпорации, фонда или иной организации, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей названных лиц размещаются на сайте соответственно государственной корпорации, фонда или иной организации и предоставляются общероссийским СМИ для опубликования в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 2013 года N 613 "Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования".

1.9. Подпункты "к", "л", "м" пункта 1 части 1 комментируемой статьи к субъектам, которые обязаны соблюдать требования Закона N 230-ФЗ, относят также:

- должности в Пенсионном фонде РФ;

- Фонде социального страхования РФ;

- Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;

- должности в иных организациях, созданных на основании федеральных законов;

- отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В Законе N 230-ФЗ указано, что такие должности должны включаться в соответствующие перечни, которые утверждаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных государственных органов. Следует отметить, что указанные фонды (ПФР, ФОМС, ФСС) хотя и не являются органами государственной власти, но выполняют важную государственную задачу по обеспечению социальной защиты отдельных категорий граждан РФ. Финансирование данных фондов осуществляется за счет средств бюджетной системы РФ и частично за счет отчислений работников и работодателей. Сами доходы фондов являются государственной собственностью.

Отметим, что комментируемая статья предусматривает соблюдение правовых норм закона не в отношении всех работников ПФР, ФСС, ФФОМС, а в отношении отдельных работников данных фондов, перечень которых должен закрепляться нормативными правовыми актами федерального уровня. Так, постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 4 июня 2013 года N 125п был утвержден Перечень должностей в Пенсионном фонде и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данный перечень должностей достаточно большой и состоит из нескольких разделов - Раздел I Руководство ПФР, Раздел II Исполнительная дирекция ПФР, Раздел III Ревизионная комиссия ПФР, Раздел IV Территориальные органы ПФР.

Соответствующий перечень должностей в ФСС был утвержден приказом Фонда социального страхования РФ от 18 июня 2013 года N 207 "О перечне должностей в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (постатейный)

Название документа: Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (постатейный)

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Дата принятия: 29 апреля 2015