Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)     

Введение


Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - комментируемый Закон) заменил собой Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (обозначен в настоящем комментарии как Закон 1995 года об информации) и Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (далее - Закон 1996 г. об информационном обмене).

Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона, внесен в Государственную Думу на основании п.1 Плана действий межведомственной рабочей группы по выработке комплекса мер, необходимых для ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года в соответствии с поручением Руководителя Администрации Президента РФ от 28 июля 2005 года N А4-13440, поручением Правительства РФ от 1 августа 2005 года N АЖ-П4-3825, поручением Правительства РФ от 12 августа 2005 года N АЖ-П2-4082.

В отношении концепции законопроекта и необходимости его принятия авторами законопроекта отмечалось следующее.

Информационная сфера - это одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. Законодательные акты в данной сфере были приняты во второй половине 90-х годов и уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, по отдельным вопросам вступают в противоречие с более поздними законодательными актами, в т.ч. с Гражданским кодексом РФ, тормозят развитие информационного общества. Очевидной становится необходимость их корректировки и, в первую очередь, базового законодательного акта - Закона 1995 года об информации.

Основные причины разработки проекта Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" следующие:

1) несоответствие Закона 1995 года об информации современным реалиям использования информационных технологий;

2) концептуальные дефекты Закона 1995 года об информации, противоречивость и несогласованность основных положений и норм;

3) необходимость устранения пробелов в праве, связанных, в т.ч., с передачей информации как объекта гражданских прав и отсутствием регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Разработка законопроекта направлена на достижение следующих целей:

1) устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, в т.ч. определение понятий "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "электронное сообщение" и др.;

2) решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования Закона 1995 г. об информации (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей);

3) создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий;

4) уточнение закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации. Принятие комментируемого Закона позволит:

1) приблизить законодательство РФ к международной практике регулирования информационных отношений;

2) устранить пробел в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав;

3) унифицировать, как с понятийной, так и с содержательной точки зрения, принципы и правила регулирования информационных отношений;

4) заложить эффективную правовую основу создания и эксплуатации государственных и иных информационных систем;

5) законодательно закрепить принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. при международном информационном обмене;

6) установить основные правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.

Законопроектом в соответствии с Гражданским кодексом РФ и с учетом Федерального закона "О коммерческой тайне" предусмотрено использование понятия "обладатель информации". Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. Кроме того, детализирована конструкция передачи информации по договору другому лицу полностью (по договору об уступке прав на информацию) либо частично (по лицензионному договору).

В новой редакции законопроект имеет новое название: "Об информации, информационных технологиях и защите информации", полностью отвечающее его содержанию. В законопроекте раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких, как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети. В этой связи использование понятия "информационные технологии" в названии законопроекта признано целесообразным и приоритетным по сравнению с применением такого неопределенного понятия, как "информатизация".

Центральное место Закона в системе информационного законодательства РФ определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволяет обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы.

Учитывая вышеизложенное, принятие настоящего Закона предполагало создание правовой основы для реализации государственных задач, связанных с построением в России информационного общества и с обеспечением вхождения страны в мировое информационное пространство.

Изменения в федеральные законы, обусловленные принятием комментируемого Закона, внесены лишь с принятием Федерального закона от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Как отмечалось в пояснительной записке к проекту названного Федерального закона, его принятие обусловлено существенными изменениями понятийного аппарата, используемого законодательством РФ, в сфере применения информационных технологий, обеспечения защиты информации и осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации в связи с принятием комментируемого Закона.

________________

СЗ РФ, 2011, N 29, ст.4291.


В комментируемый Закон изменения вносились следующими законодательными актами федерального уровня:

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

________________

СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4196.


Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи";

________________

СЗ РФ, 2011, N 15, ст.2038.


Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

________________

СЗ РФ, 2011, N 30 (ч.I), ст.4600.


Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

________________

www.pravo.gov.ru, 2012, 30 июля.


Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 50-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)";

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 8 апреля.


Федеральный закон от 7 июня 2013 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 7 июня.


Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях";

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 3 июля.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.


Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.


Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей";

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 5 мая.


Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 222-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 22 июля.


Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях";

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 22 июля.


Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 364-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации";

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 25 ноября.


Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 531-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 31 декабря.     

     

Комментарий к статье 1. Сфера действия настоящего Федерального закона


В части 1 комментируемой статьи в рамках определения сферы действия комментируемого Закона названы три группы общественных отношений, соответствующие трем понятиям, использованным в названии данного Закона - "информация", "информационные технологии" и "защита информации". В частности, в рассматриваемой норме названы:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs