Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (постатейный)

              

Комментарий к преамбуле


Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ были ратифицированы сразу несколько актов Международной организации труда (далее - МОТ), затрагивающих вопросы обеспечения безопасности условий труда трудящихся в процессе их работы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция МОТ N 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция МОТ N 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция МОТ N 155), принятые Генеральной конференцией МОТ в г.Женеве.

Согласно Конвенции N 155 каждый член МОТ обязался в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Формированию новой правовой базы, затрагивающей вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также способствовало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества независимых государств (далее - СНГ) ряда модельных законов: Модельного закона об охране труда (принят в г.Санкт-Петербурге постановлением от 8 июня 1997 года N 9-8), Модельного закона о государственном социальном страховании (принят в г.Санкт-Петербурге постановлением от 6 декабря 1997 года N 10-4); Модельного закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (принят в г.Санкт-Петербурге постановлением от 15 июня 1998 года N 11-7). Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ - это адаптированные к условиям СНГ международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. После принятия в Межпарламентской ассамблее модельные законы предлагаются странам СНГ как образцы для местного законодательства.

________________

URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/modelnye_kodeksy_i_zakony/?PAGEN_1=14#

URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/modelnye_kodeksy_i_zakony/?PAGEN_1=13#

URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/modelnye_kodeksy_i_zakony/?PAGEN_1=13#


Таким образом, было положено начало в развитии нового этапа правого регулирования национальным законодательством, ориентированным на международные требования безопасности труда, отношений связанных с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Спустя 12 лет с даты ратификации указанных выше актов МОТ, Российская Федерация, признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения, ратифицировала Конвенцию МОТ N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 года) (см. Федеральный закон от 4 октября 2010 года N 265-ФЗ), подчеркнув тем самым важность постоянного развития национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда. В рамках указанной Конвенции каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. Такая национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Комментируемый Закон в развитие положений международного законодательства закрепил следующие основные моменты.

Во-первых, установил, что средства на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

- обязательных страховых взносов страхователей;

- взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Во-вторых, регламентировал, что субъектами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, в случае если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы; иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

В-третьих, определил, что право на получение возмещения вреда по обязательному социальному страхованию наступает с момента наступления страхового случая, каковым является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет за собой возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

В-четвертых, установил конкретные виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К таковым относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое во всех случаях составляет 100% среднего заработка застрахованного лица; единовременная и ежемесячные страховые выплаты, а также оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Следует отметить, что с 1 января 2015 года комментируемый Закон действует в новой редакции. Практически все внесенные изменения обусловлены вступлением в силу новых "пенсионных" законов - Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Комментарий к главе I. Общие положения      

Комментарий к статье 1. Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов обязательного социального страхования, которое регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Социальное страхование граждан в широком смысле слова представляет собой государственную систему социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Данная система социальной защиты представляет собой комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию произошедших для гражданина негативных последствий, наступивших в случаях несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, рождения ребенка (детей), необходимости ухода за ребенком, потери кормильца, а также наступления пенсионного возраста, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В комментируемой статье четко определены задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые состоят в следующем.

Во-первых, это обеспечение социальной защиты застрахованных и экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска.

Во-вторых, это возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных комментируемым Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

И, в-третьих, это обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это одна из важнейших задач системы обязательного социального страхования, требующая своевременных действий со стороны работодателей-страхователей и страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). Предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются, естественно, соблюдение правил охраны труда, в том числе приобретение качественных сертифицированных средств индивидуальной защиты, периодическое проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", а также своевременное проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, обеспечение и оплата профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников. В особенности данные предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний необходимы и актуальны для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, поэтому этому вопросу уделяется особое внимание. Так, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 года N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", с 1 января 2013 года введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Указанными Правилами установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем финансовом году. Данными Правилами регламентированы порядок обращения страхователя с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, мероприятия, которые подлежат финансовому обеспечению за счет страховых взносов страхователя и т.д.

2. В п.2 комментируемой статьи указано, что комментируемый Закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, предусмотренное настоящим законом. Это означает, что для отдельных категорий застрахованных граждан Федеральными законами и нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные виды социальных гарантий, не предусмотренные комментируемым Законом. Как правило, дополнительные меры социального страхования работников устанавливаются локальными нормативными актами по отраслям.

Так, например, по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации между работниками в лице Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства с одной стороны, и работодателями в лице Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности с другой стороны заключено Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014-2016 годы, утвержденное Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Наблюдательным советом Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности.

________________

URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/agreements/120


Указанное Соглашение действует в отношении:

- работодателей, являющихся членами Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности;

- работодателей, не являющихся членами Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;

- работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующих отраслях, виде деятельности, не представивших в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему;

- всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями.

Данным Соглашением, в частности, установлено, что работодатели в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, локальными нормативными актами обеспечивают единовременную денежную выплату для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, в размере не менее:

- при смертельном исходе - 350 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);

- при установлении 1 группы инвалидности - 200 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);

- при установлении 2 группы инвалидности - 100 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);

- при установлении 3 группы инвалидности - 50 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);

- при временной утрате трудоспособности более 4-х месяцев подряд - 20 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);

- при получении профессионального заболевания, не повлекшего установления инвалидности, - 30 величин прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты).

Размер единовременной денежной выплаты для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, учитывает выплаты по соответствующим системам добровольного страхования, применяемым в отрасли.

Возмещение расходов на погребение, сверх установленных законодательством, в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, либо профессионального заболевания определяются коллективным договором, локальным нормативным актом.

С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 226-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", комментируемая статья дополнена нормой о том, что в случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного лица, обеспечение по страхованию осуществляется в соответствии с комментируемым Законом независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В данном случае речь идет о применении норм Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

3. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также организации вправе помимо обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренного комментируемым Законом, осуществлять за счет собственных средств виды личного страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Таким образом, любая организация вправе (наряду с обязательным страхованием своих работников в ФСС РФ) дополнительно застраховать своих работников на взаимоприемлемых условиях в любой коммерческой страховой компании. В настоящее время данная норма Закона в основном реализуется в форме добровольного страхования сотрудников организаций и предприятий за счет собственных средств работодателя. Данный вид социального обеспечения имеет множество положительных моментов - повышается авторитет предприятия и самого работодателя, снижается текучесть кадров, работники чувствуют свою социальную защищенность, так как при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания уровень социальной защищенности работников значительно повышается. Кроме того, работодатель имеет право выбора страховой компании, с которой им будет заключен договор на добровольное страхование работников. Добровольное страхование работников по своей структуре аналогично обязательному социальному страхованию, с той разницей, что страховые взносы уплачиваются работодателем и в соответствии с комментируемым Законом, и страховой компании, с которой им будет заключен договор на добровольное страхование своих сотрудников. Также отличие данных видов страхования состоит в том, что по договору о добровольном страховании работник чаще всего получает бесплатное медицинское, причем качественное, обслуживание, а не денежные суммы, что, подчас, гораздо важнее и эффективнее.

Кроме того, страхование работников за счет собственных средств организации может быть обусловлено характером работы и предусматривается в отраслевых соглашениях, коллективных договорах.

Так, например, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года, утвержденное Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности, предусматривает, что наряду со страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию стороны Соглашения считают целесообразным осуществлять дополнительное добровольное страхование работников организаций угольной промышленности, включая следующие виды такого страхования:

________________

URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/agreements/100


- страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- медицинское страхование.

Работодатель совместно с соответствующим профсоюзным органом организует работу комиссии по социальному страхованию в соответствии с Типовым положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию. Права, гарантии и обязанности членов комиссии оговариваются в коллективных договорах или в Положении о комиссии по социальному страхованию организации.

Конкретный комплекс мер в возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве, подлежащих расследованию и учету, или профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей устанавливается в коллективном договоре, соглашении.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs