Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 11 июня 1987 года N 789

Об усовершенствовании эпидемиологического надзора за зоонозами

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857

____________________________________________________________________



Интенсификация животноводства, увеличение производства продуктов животноводства в ходе реализации Продовольственной программы СССР, активизация мероприятий по преобразованию природы обусловливают необходимость оптимизации эпидемиологического надзора, повышение эффективности мероприятий по профилактике заболеваний людей зоонозами. Нуждается в усовершенствовании организация противоэпидемических мероприятий, которые в настоящее время нередко проводятся не в связи с заболеванием животного, обусловившего риск заражения людей, а уже после выявления заболевания человека.

В целях дальнейшего усовершенствования эпидемиологического надзора за зоонозами

утверждаю:

1. "Инструкцию по эпидемиологическому надзору за зоонозами" (приложение 1).

2. "Карту эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания" и вкладыш к ней "Сведения о больном" (приложение 2).

3. Дополнение к перечню форм первичной медицинской документации (утвержденному приказом Минздрава СССР N 1030 от 04.10.80) (приложение 3).

4. "Инструкцию по заполнению карты эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания и вкладыша к ней" (приложение 4).

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:

1.1. Обеспечить принятие эффективных мер, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости населения зоонозными инфекциями.

1.2. Обеспечить издание утвержденных выше документов необходимым тиражом для бесперебойного снабжения всех санитарно-эпидемиологических станций.

2. Центральному научно-исследовательскому институту эпидемиологии Минздрава СССР (тов.Покровский В.И.) обеспечить методическое руководство организацией и осуществлением эпидемиологического надзора за зоонозными инфекциями.

3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Главное управление карантинных инфекций Минздрава СССР (тов.Сергиев В.П.).

Первый заместитель министра
О.П.Щепин

     

     

Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
от 11 июня 1987 года N 789

     
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава СССР
от 11 июня 1987 года N 789

СОГЛАСОВАНО
с Главным управлением
ветеринарии Госагропрома СССР
10 июня 1987 года

     

Инструкция по эпидемиологическому надзору за зоонозами



Основные учреждения - разработчики:

Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Минздрава СССР (директор - академик АМН СССР, профессор В.И.Покровский), Главное управление карантинных инфекций Минздрава СССР (начальник - д.м.н. В.П.Сергиев), Казахский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней Минздрава Казахской СССР (директор - д.м.н. И.Х.Шуратов).

Ответственные исполнители:

Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Минздрава СССР - заведующий лабораторией, д.м.н., профессор Б.Л.Черкасский, к.м.н., с.н.с. А.Г.Кноп.

Главное управление карантинных инфекций Минздрава СССР - заместитель начальника ГУКИ, к.м.н. Ю.М.Федоров, инспектор ГУКИ, к.м.н. А.В.Лисин.

Казахский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней - заведующий лабораторией, к.м.н. С.А.Амиреев.

1. Общие положения


Широкая программа преобразования природы, осуществляемая в нашей стране, обусловливает необходимость разработки мер предупреждения возможных негативных эпидемиологических последствий вторжения в природные очаги инфекций. В связи с интенсификацией животноводства и переводом его на промышленную основу возникает необходимость активизации усилий по предупреждению возможного обострения эпизоотической и эпидемической ситуации в животноводческих хозяйствах.

Эти процессы обусловливают актуальность совершенствования мер профилактики и борьбы с зоонозами, в частности формирования концепции и разработки системы эпидемиологического надзора за ними, включающей ветеринарные, медицинские и другие аспекты.

Эпидемиологический надзор при зоонозах можно определить как комплексное, многоаспектное изучение динамики конкретной болезни, охватывающее как биологический (экологию, биологию и географию возбудителя, животных - хозяев и переносчиков), так и социальный (комплекс природно-социальных факторов, которые определяют масштабы распространения инфекции среди животных и людей на данной территории) компоненты эпидемического процесса.

Программа эпидемиологического надзора предусматривает эпидемиологическое обследование очагов, передачу, обобщение и анализ эпизоотологических и эпидемиологических данных в отношении определенного зооноза и влияющих на его распространение факторов.

Эпидемиологический надзор за зоонозами на районном уровне осуществляется районной санитарно-эпидемиологической станцией совместно с ветеринарной службой.

В эпидемиологическом надзоре можно выделить два основных структурных компонента: оперативное слежение за заболеваемостью и углубленное эпидемиологическое наблюдение за эпидемическим процессом, который развивается на основе эпизоотического процесса.

2. Оперативное слежение за зоонозными инфекциями


Задачей оперативного слежения за заболеваемостью является слежение за текущей эпидемической ситуацией в целях принятия оперативных решений по управлению эпидемическим процессом.

Основной источник сведений для оперативного слежения по линии санитарно-эпидемиологической службы - экстренное извещение об инфекционном заболевании (ф. N 58/у).

Оперативное слежение осуществляется по группе важнейших зоонозов: бешенство, бруцеллез, геморрагические лихорадки, клещевой весенне-летний энцефалит, Ку-лихорадка, лептоспироз, сальмонеллезная инфекция, сибирская язва, туляремия.

Оперативное слежение дает возможность оценить динамику эпидемической ситуации во времени (по дням, декадам, месяцам), в пространстве (по населенным пунктам или административным территориям) и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных), однако оно не дает возможности вскрыть причины, ее обусловливающие.

3. Углубленное эпидемиологическое наблюдение


Для углубленного эпидемиологического наблюдения, в результате которого проводится оценка ситуации и принятие решения, требуются данные более содержательные по сравнению с теми, которые могут быть получены на основе оперативного слежения за заболеваемостью.

Углубленное эпидемиологическое наблюдение включает анализ фоновой эпизоотолого-эпидемиологической ситуации и эпидемиологическое обследование очагов.

3.1. Фоновая эпизоотолого-эпидемиологическая ситуация


Анализ фоновой эпизоотолого-эпидемиологической ситуации по зоонозам проводится с учетом преимущественного характера очаговости. Принятое разделение очагов зоонозных болезней в определенной мере условно, поэтому, особенно учитывая современный уровень антропогенного воздействия на природу, следует говорить не об абсолютном, а преобладающем, или преимущественном характере очаговости. Исходя из преимущественного характера очаговости, санитарно-эпидемическая служба должна изучать природные и хозяйственные предпосылки возникновения заболеваний той или иной инфекцией.

3.1.1. Инфекции с преимущественно антропургическим характером очаговости (бруцеллез, сибирская язва, сальмонеллезная инфекция)




Эпизоотологический фон. В соответствии с Ветеринарным уставом Союза ССР (1972, раздел 3, п.24, стр.13) главный ветеринарный врач района (города) обязан немедленно сообщить местным органам здравоохранения о появлении заразных болезней, общих для человека и животных. Это требование создает не только предпосылки для оперативного проведения экстренных противоэпидемических мероприятий, но и для создания базы данных о риске заражения населения зоонозами. Факт заболевания человека зоонозной инфекцией с наличием четкого эпидемиологического анамнеза (контакт с больным, вынужденно убитыми животными или полученными от них продуктами), дает основание корректировать данные ветеринарной службы результатами эпидемиологического обследования очагов инфекций, общих для человека и животных.

Кроме абсолютного числа заболеваний животных необходимо знать показатели заболеваемости, отнесенные к поголовью общественного скота и животных, находящихся у населения. Источником сведений о численности скота у граждан являются данные сельских (поселковых) Советов народных депутатов, а общественного поголовья - районные (областные) агропромышленные объединения. Эти сведения должны иметься в разрезе хозяйств (населенных пунктов, местных советов). Данные о численности животных, как потенциальных источников инфекции, особенно находящихся у населения, являются косвенным показателем риска заражения людей зоонозами. Кроме того, необходимы сведения о ежемесячной заболеваемости животных за предшествующие годы для оценки степени эпизоотического неблагополучия за отчетный месяц (квартал).

Из зоонозных инфекций, характеризующихся антропургической очаговостью, сибирская язва имеет выраженную стационарность. В связи с этим следует иметь картографический материал, на котором расположение стационарно неблагоприятных пунктов совмещено с картой землепользования, а также с почвенно-ландшафтной картой. Такие сведения позволяют не только очертить зоны повышенного риска, но и выявить территории, где заболевания не регистрируются или регистрируются относительно редко, но почвенные и ландшафтно-хозяйственные условия создают предпосылки для ускоренения инфекции.

При оценке территориального распространения зоонозов, антропургические очаги которых не характеризуются строгой стационарностью (бруцеллез), очерчивание зон повышенного риска заражения населения следует проводить по данным ветеринарной службы, определяющей в соответствии с ветеринарным законодательством и решениями местных органов власти состояние неблагополучия по той или иной инфекции или устанавливающей карантин на хозяйства, отделения, бригады, откормочные пункты, гурты, отары, табуны, фермы, отдельные дворы и т.п.

Вместе с тем, следует учитывать отдельные случаи, когда животноводческие фермы объявляются благополучными, однако на территории хозяйства еще может продолжаться инфицирование людей от животных, принадлежащих населению. Поэтому такие очаги с высокой потенциальной опасностью заражения населения должны также находиться под контролем районной санитарно-эпидемиологической станции.

Важными данными, характеризующими эпизоотологический фон, являются результаты плановых обследований поголовья, характеризующие степень его пораженности, т.е. риск заражения населения.

Эпидемиологический фон должен быть представлен в первую очередь сведениями о ежемесячной заболеваемости населения в территориальном аспекте за последние 10 лет. Если наблюдалось выраженное изменение заболеваемости (количественное или качественное, например, в характере поражаемых контингентов), желательно располагать таким материалом по отдельным периодам. Если заболеваемость не регистрируется в последние годы, то необходимо иметь документированные сведения о последнем случае регистрации заболевания. В отношении редко встречающихся инфекций (бешенство) необходимо знать динамику контактов (укусы, ослюнения и т.п.) населения с больными или подозрительными на заболевание (безнадзорными, дикими, неизвестными) животными.

Кроме того, для работы в очагах необходимо знать:

- численность контингентов, подвергающихся профессиональному риску заражения (животноводов, зооветработников, рабочих предприятий по переработке животноводческого сырья и т.п.);

- степень выполнения плана профилактических прививок контингентов, подвергающихся риску заражения;

- результаты плановых (выборочных) исследований различных групп населения на пораженность (по данным серологических или аллергических реакций) зоонозными инфекциями.

3.1.2. Инфекции с преимущественно природным характером очаговости (туляремия, геморрагические лихорадки)


Эпизоотологический фон. В отличие от зоонозов, характеризующихся антропургической очаговостью, где потенциальные источники (сельскохозяйственные животные) находятся под ветеринарным надзором, при природно-очаговых инфекциях потенциальный риск заражения населения определяется по данным специальных плановых эпизоотологических исследований (организуемых учреждениями противочумной системы и отделами особо опасных инфекций областных (республиканских) санитарно-эпидемиологических станций).

Основная цель таких исследований - своевременное и возможно более полное освещение эпизоотической обстановки, наличия и степени опасности заражения населения в данное время и в ближайшем будущем. На основе полученных данных в районе планируется комплекс экстренных или заблаговременных мероприятий.

Конкретными задачами эпизоотологического надзора за природными очагами инфекций являются:

- своевременное выявление эпизоотий среди диких животных, определение их интенсивности, границ пораженных территорий, реальной опасности эпидемиологических осложнений;

- постоянный анализ и оценка состояния факторов, обусловливающих динамику эпизоотического процесса во времени и пространстве и составление прогноза тенденции дальнейшего развития процесса по отдельным ландшафтным районам;

- эпизоотологическая дифференциация очаговых территорий;

- изучение основных закономерностей эпизоотического процесса, механизма сохранения и распространения возбудителя на характерных для каждой конкретной инфекции территориях;

- оценка противоэпизоотической эффективности работ по истреблению носителей и переносчиков.

Эпидемиологический фон должен быть представлен сведениями о помесячной заболеваемости людей за предшествующий 10-летний период (или сведениями о датах последней регистрации заражений людей).

Кроме того, необходимы сведения о:

- численности и степени охвата специфической профилактикой контингентов, подвергающихся профессиональному риску заражения в природе (работников лесного, охотничьего хозяйства и др.);

- численности населения, проживающего на энзоотичных территориях, и степени охвата его профилактическими прививками (если они предусмотрены);

- планах привлечения к уборке урожая, заготовке, переработке кормов, к другим сельскохозяйственным, лесным, гидромелиоративным, строительным работам на энзоотичных территориях временных контингентов и о необходимости мер специфической защиты таких групп населения.

3.1.3. Природно-антропургические зоонозы (бешенство, лептоспироз, клещевой весенне-летний энцефалит, зоонозные риккетсиозы)


Информация об эпизоотологическом и эпидемиологическом фоне при природно-антропургических зоонозах должна соответствовать тому характеру очаговости, который преимущественно присущ данной конкретной территории, с учетом соответствующих рекомендаций, данных в пп.3.1.1-3.1.2.

3.2. Обследование очагов как основа эпизоотолого-эпидемиологического надзора за зоонозами

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»