РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 апреля 2016 года N 669-р
[Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"]
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - план мероприятий).
2. Утвердить следующие целевые индикаторы демографического развития Российской Федерации на 2020 год:
увеличение численности населения до 147,5 млн. человек;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни (оба пола) до 74 лет;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87;
обеспечение миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
3. Федеральным органам исполнительной власти - ответственным исполнителям плана мероприятий представлять в Минтруд России 1 раз в полугодие, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, информацию о ходе выполнения плана мероприятий.
4. Минтруду России осуществлять контроль за реализацией плана мероприятий и представление информации о ходе его выполнения в Правительство Российской Федерации до 30-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации уточнить региональные планы мероприятий по улучшению демографической ситуации с учетом плана мероприятий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Наименование мероприятия | Срок испол- | Ответственный исполнитель | Вид документа | Ожидаемый результат | |
I. Мероприятия по повышению рождаемости | |||||
1. | Разработка дополнительных механизмов экономического стимулирования рождения вторых и последующих детей | 2017 год | Минтруд России, Минэкономразвития России, | проект федерального закона | повышение уровня рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости) с 1,78 |
2. | Поддержка молодых женщин и молодых семей в целях рождения первых и последующих детей и оказания им содействия по совмещению обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью | 2017 год | Минтруд России, Минэкономразвития России, | проект указа Президента Российской Федерации, проект постановления Правительства Российской Федерации, правовой акт субъекта Российской Федерации | повышение уровня рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости) с 1,78 |
3. | Подготовка предложений о продлении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет и ее софинансирова- | 2017 год | Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России, | проект указа Президента Российской Федерации, проект постановления Правительства Российской Федерации, правовой акт субъекта Российской Федерации | повышение уровня рождаемости в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже среднего значения по Российской Федерации, за счет увеличения рождения третьих и последующих детей |
4. | Реализация региональных "дорожных карт", предусматрива- | 2016- | Минобрнауки России, | "дорожная карта" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации | содействие совмещению родителями воспитания детей и профессиональных обязанностей |
5. | Проработка вопроса по механизмам оказания помощи семьям, являющимся заемщиками по ипотечным жилищным кредитам (займам), имеющим детей в возрасте до 3 лет | 2017 год | Минстрой России, Минтруд России, Минэкономразвития России, | доклад в Правительство Российской Федерации | повышение доступности жилья для семей с детьми и решение проблемы откладывания рождения ребенка до окончания выплаты кредита |
6. | Подготовка предложений о включении в проект Генерального соглашения между общероссий- | II полуго- | Минтруд России | предложения в проект Генерального соглашения между общероссий- | формирование среды, доброжелательной к работникам с семейными обязанностями |
II. Мероприятия по снижению предотвратимых причин смертности | |||||
7. | Реализация мероприятий по повышению доступности первичной медико- | 2016- | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт федерального органа исполнительной власти | выездные формы работы - не реже 2 раз в год; |
8. | Реализация мероприятий по диспансеризации определенных групп взрослого населения и совершенство- | 2016- | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития; охват диспансеризацией взрослого населения - не менее 23 процентов в 2020 году; охват диспансерным наблюдением граждан с впервые выявленными в ходе диспансеризации и профилактических медицинских осмотров сердечно-сосудистыми заболеваниями и факторами риска их развития с 39 процентов в 2014 году до не менее 80 процентов в 2020 году |
9. | Обеспечение маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения со строгим соблюдением принципов "терапевтичес- | 2016- | Минздрав России, ФАНО России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт субъекта Российской Федерации, клинические рекомендации (протокол лечения) | снижение смертности от болезней системы кровообращения с 631,8 случая на 100 тыс. населения в 2015 году до 622,4 случая в 2020 году; |
10. | Реализация мероприятий, направленных на раннее, в том числе активное, выявление онкологических заболеваний в соответствии с рекомендован- | 2016- | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт субъекта Российской Федерации, клинические рекомендации (протокол лечения) | снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) с 203,2 случая на 100 тыс. населения в 2015 году до 190 случаев - к 2020 году; увеличение выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях |
11. | Реализация мероприятий, направленных на профилактику, выявление, лечение и совершенство- | 2016- | Минздрав России, Минтруд России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор, ФСИН России, ФАНО России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт Правительства Российской Федерации | разработка и утверждение государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации; увеличение доли лиц, состоящих на диспансерном учете, в общем числе выявленных лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, с 60 процентов в 2014 году до 85 процентов в 2020 году; |
диагнозом | |||||
12. | Обеспечение маршрутизации пострадавших при дорожно- | 2016- | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт субъекта Российской Федерации, клинические рекомендации (протокол лечения) | снижение смертности от дорожно- |
13. | Реализация мероприятий, направленных на снижение смертности от дорожно- | 2016 год | Минтруд России, МВД России, Минтранс России | проект федерального закона | снижение к 2020 году смертности от дорожно- |
14. | Реализация мероприятий надзорного, инженерного и пропагандист- | 2016- | МВД России, Минтранс России, Минздрав России, Минобрнауки России, | доклад в Минтруд России (для подготовки полугодовых отчетов о ходе реализации плана мероприятий) | сокращение числа лиц, погибших в дорожно- |
15. | Совершенство- | 2016- | Минздрав России, Роспотребнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт федерального органа исполнительной власти | снижение заболеваемости корью с 5,8 случая в год на 1 млн. населения в 2015 году до уровня менее 1 случая в год в 2020 году; |
16. | Увеличение объемов оказания высокотехноло- | 2016- | Минздрав России, ФАНО России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 660 тыс. человек в 2015 году до 950 тыс. человек в 2020 году |
17. | Обеспечение комплексности, повышение доступности и эффективности медицинской помощи гражданам пожилого возраста (развитие гериатрической службы) | 2016- | Минздрав России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт федерального органа исполнительной власти | увеличение обеспеченности населения старше трудоспособного возраста геронтологическими койками с 0,7 на 10 тыс. человек в 2014 году до 3,06 в 2020 году |
18. | Внедрение клинических рекомендаций (протоколов лечения) при оказании медицинской помощи | I квартал 2017 года | Минздрав России, Минэкономразвития России, | проект федерального закона | охват клиническими рекомендациями (протоколами лечения) 90 процентов нозологических форм заболеваний, формирующих основные причины смертности населения Российской Федерации |
III. Мероприятия по снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья | |||||
19. | Мероприятия, направленные на раннее выявление заболеваний у детей, включая скрининговые программы, в том числе до рождения ребенка, и использование современных методов диагностики, лечения и реабилитации | 2016- | Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, | правовой акт субъекта Российской Федерации | снижение младенческой смертности с 6,5 случая на 1000 родившихся живыми в 2015 году до 5,8 в 2020 году; |
процентов в 2014 году до 70 процентов в 2020 году; | |||||
медицинскими осмотрами детей с 70 процентов в 2014 году до 95 процентов в 2020 году; сохранение до 2020 года охвата диспансеризацией не менее 97 процентов детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в стационарных учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты | |||||
20. | Развитие перинатальных центров в Российской Федерации, оснащение их современным медицинским оборудованием | 2018 год | Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, | доклад в Правительство Российской Федерации | ввод в эксплуатацию 30 перинатальных центров |
21. | Обеспечение маршрутизации беременных женщин и рожениц, в том числе с преждевремен- | 2016- | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт субъекта Российской Федерации | увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем числе таких женщин, |
22. | Создание обучающих симуляционных центров на базе федеральных государственных бюджетных учреждений в целях подготовки врачей (акушеров- | 2016- | Минздрав России | проект распоряжения Правительства Российской Федерации | подготовка ежегодно не менее 2,5 тыс. высококвалифициро- |
23. | Реализация мероприятий, направленных на охрану репродуктивного здоровья, включая расширение сети центров медико- | 2016- | Минздрав России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт субъекта Российской Федерации | увеличение не менее чем на 10 процентов доли женщин, отказавшихся от прерывания беременности и принявших решение о вынашивании беременности, в общем числе проконсультирован- |
24. | Разработка и апробация на базе социально ориентирован- | 2017- | Минтруд России, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | информационно- | стимулирование деятельности некоммерческих организаций, оказывающих методическую, юридическую и информационно- |
25. | Реализация мероприятий, направленных на обеспечение пациентов с бесплодием медицинской помощью с применением вспомогатель- | 2016- | Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, | правовой акт субъекта Российской Федерации | повышение доступности вспомогательных репродуктивных технологий; повышение результативности процедуры экстракорпорального оплодотворения до 30 процентов, увеличение числа родов после экстракорпорального оплодотворения с 18,4 тыс. в 2014 году до 20,5 тыс. в 2020 году |
IV. Мероприятия по снижению смертности за счет улучшения условий и охраны труда | |||||
26. | Разработка и внедрение механизмов профилактики производствен- | 2017- | Минтруд России, Минздрав России, Минпромторг России, Минобрнауки России, | проект федерального закона, | сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; улучшение условий труда на 1900 тыс. рабочих местах до 2020 года; установление на федеральном уровне общих рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда; обеспечение гибкости работодателя в построении системы управления охраной труда; |
27. | Разработка и реализация государственной программы Российской Федерации "Безопасный труд" на | 2017- | Минтруд России, Минздрав России, Минпромторг России, Минобрнауки России, | проект постановления Правительства Российской Федерации | формирование культуры безопасного труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; обеспечение приоритета профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; постоянный мониторинг условий и охраны труда |
28. | Усиление роли профилактики страховых случаев в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональ- | 2017 год | Минтруд России, Фонд социального страхования Российской Федерации | проект федерального закона | реализация целевых программ по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; создание механизма постоянного наблюдения за состоянием здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда |
29. | Проведение целевых мероприятий по выводу застрахованного из вредных условий труда при наличии первичных признаков профессиональ- | 2017 год | Минтруд России, Фонд социального страхования Российской Федерации | проект федерального закона | реализация целевых программ по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; создание механизма постоянного наблюдения за состоянием здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда |
30. | Осуществление комплексной реабилитации пострадавших на производстве, включая раннюю и активную реабилитацию, для восстановления трудоспособ- | 2017 год | Минтруд России, Фонд социального страхования Российской Федерации | проект федерального закона | реализация целевых программ по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; создание механизма постоянного наблюдения за состоянием здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда |
31. | Совершенство- | 2016- | Минздрав России, Минтруд России, Роспотребнадзор, Фонд социального страхования Российской Федерации, | правовой акт федерального органа исполнительной власти, | качественное наблюдение за состоянием здоровья работников; повышение уровня выявляемости профессиональных заболеваний в начальных стадиях развития |
32. | Сокращение числа рабочих мест с вредными и (или) опасными для репродуктивного здоровья условиями труда | 2016- | Минтруд России, Минздрав России, Роспотребнадзор, Росстат, | доклад в Правительство Российской Федерации | сокращение числа работников, подверженных воздействию вредных (опасных) факторов производственной среды, способных оказывать негативное воздействие на репродуктивную функцию |
V. Мероприятия по формированию мотивации к здоровому образу жизни, занятию физкультурой и спортом | |||||
33. | Проведение коммуникацион- | 2016- | Минздрав России, Минспорт России, Минтруд России, Минкультуры России, Росмолодежь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | проведение мероприятий, направленных на формирование и поддержание интереса населения к ведению здорового образа жизни: |
34. | Реализация государственной политики, направленной на снижение потребления алкогольной продукции | 2016- | Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Роспотребнадзор | доклад в Правительство Российской Федерации | сокращение доступности алкогольной продукции; повышение информированности населения об ущербе здоровья, обусловленном злоупотреблением алкоголя; |
35. | Разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на | 2016- | Минздрав России, Роспотребнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | проект постановления Правительства Российской Федерации | обеспечение условий для защиты здоровья населения Российской Федерации от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 27,6 процента в 2014 году до 26 процентов в 2020 году |
36. | Разработка национальных стандартов с повышенными требованиями к качественным показателям пищевой продукции | 2016- | Росстандарт, Минпромторг России, Минэкономразвития России, | правовой акт федерального органа исполнительной власти | повышение качества пищевых продуктов как основы улучшения состояния здоровья населения за счет создания национальной системы управления качеством пищевой продукции и установления повышенных требований к качеству пищевой продукции |
37. | Мониторинг уровня физической подготовлен- | 2016- | Минспорт России | доклад Президенту Российской Федерации | повышение уровня физической подготовленности населения; увеличение доли лиц, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно- |
38. | Проведение многоэтапных физкультурных мероприятий, а также мероприятий информационно- | 2016- | Минспорт России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт федерального органа исполнительной власти | увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Российской Федерации, до 40 процентов в 2020 году |
39. | Разработка и реализация комплекса мер по совершенство- | 2016- | Минспорт России, Минсельхоз России | правовой акт федерального органа исполнительной власти | повышение привлекательности сельских территорий и увеличение доли сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности сельского населения, до 29,3 процента в 2020 году |
40. | Расширение сети объектов спорта для занятия физической культурой и спортом | 2016- | Минспорт России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации об итогах реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" | повышение доступности физкультурно- |
VI. Мероприятия по регулированию миграции в соответствии с социально-экономическими потребностями Российской Федерации | |||||
41. | Совершенство- | 2016- | МВД России, Минтруд России, Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт субъекта Российской Федерации | доля участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", имеющих высшее либо среднее профессиональное образование, в общем числе участников - не менее 75 процентов; доля участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской |
Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", и членов их семей, в возрасте до 40 лет, в общем числе участников - не менее 60 процентов | |||||
42. | Анализ влияния миграционных потоков на рынок труда и социально- | 2016- | МВД России, Минобрнауки России, | доклад в Минтруд России (для подготовки полугодовых отчетов о ходе реализации настоящего плана мероприятий) | получение объективной информации о доступе на рынок труда высококвалифициро- |
VII. Информационно-аналитическое и методическое обеспечение проведения демографической политики | |||||
43. | Подготовка и проведение Всероссийской переписи населения | 2016- | Росстат | проект постановления Правительства Российской Федерации | получение данных о численности и составе населения |
44. | Публикация итогов социально- | 2016 год | Росстат | доклад в Правительство Российской Федерации | получение данных, обеспечивающих информационные потребности для анализа демографической результативности мероприятий, предусмотренных на II этапе реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года |
45. | Проведение выборочных обследований населения и подготовка по их итогам информационно- | Росстат | статистическая информация по итогам выборочных обследований, размещенная на официальном сайте Росстата в | получение данных, обеспечивающих информационные потребности для анализа демографической результативности мероприятий, | |
материалов: выборочное наблюдение репродуктивных планов населения; | 2017 год | информационно- | предусмотренных на III этапе реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период | ||
выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья; | 2018 год | ||||
выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах; | 2016- | ||||
комплексное наблюдение условий жизни населения; | 2016, 2018, 2020 годы | ||||
выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохране- | 2017, 2019 годы | ||||
выборочное наблюдение рациона питания населения; | 2018 год | ||||
выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением | 2019 год | ||||
46. | Разработка и реализация Концепции демографичес- | 2016- | Минвостокразвития России, | проект распоряжения Правительства Российской Федерации | стабилизация численности населения, создание условий для естественного и миграционного прироста численности населения Дальневосточного федерального округа |
47. | Разработка и утверждение методических рекомендаций, определяющих целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграционному приросту на период до 2020 года включительно, в разрезе субъектов Российской Федерации | 2017 год | Минтруд России, Минздрав России, МВД России, Росстат, | проект распоряжения Правительства Российской Федерации | рост уровня рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости) с 1,78 в 2015 году до 1,87 в 2020 году, ожидаемой продолжительности жизни с 71,4 года в 2015 году до 74 лет в 2020 году; миграционный прирост - на уровне не менее 200 тыс. человек в 2020 году |
48. | Разработка и реализация региональных планов мероприятий демографичес- | 2017- | Минтруд России, Минздрав России, МВД России, Росстат, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации | формирование эффективной региональной демографической политики с учетом региональных особенностей; улучшение демографической ситуации в субъектах Российской Федерации; рост уровня рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости) с 1,78 в 2015 году до 1,87 в 2020 году, ожидаемой продолжительности жизни с 71,4 года в 2015 году до 74 лет в 2020 году; миграционный прирост - на уровне не менее 200 тыс. человек в 2020 году |
49. | Отработка эффективных мер по повышению рождаемости и снижению смертности на примере пилотных субъектов Российской Федерации | 2017- | Минтруд России, Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | информационно- | формирование лучших практик по повышению рождаемости и снижению смертности; выявление наиболее результативных мероприятий, распространение положительного опыта |
50. | Организация: централизован- | 2016- | Минтруд России | доклад в Правительство Российской Федерации (ежегодно) | увеличение не менее чем на 10 процентов ежегодно количества федеральных государственных гражданских служащих, прошедших централизованное повышение квалификации по направлению подготовки "Государственная демографическая политика" в целях выработки у федеральных государственных гражданских служащих единых подходов по вопросам формирования и реализации государственной политики в области демографии |
51. | Организация повышения квалификации государственных гражданских служащих, занимающихся проблемами демографичес- | 2016- | заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, | доклад в Минтруд России (ежегодно) | увеличение не менее чем на 5 процентов ежегодно количества государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации по направлению подготовки "Государственная демографическая политика" в целях повышения качества подготовки документов, направленных на совершенствование и реализацию демографической политики, улучшение демографической ситуации в стране и регионах |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 21.04.2016,
N 0001201604210021