Внимание! Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства. См. ярлык "Примечания"


Вопрос:

Проектом федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Законопроект) предусмотрено кардинальное изменение существующих требований и порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ), которое затронет около 4 млн. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране. Законопроектом предлагается заменить весь парк существующей ККТ на новый, а также расширить сферу применения ККТ, сделав ее обязательной для предпринимателей - плательщиков ЕНВД и патента. В новую ККТ добавляют функцию передачи данных, которыми сегодня ККТ не оснащены. При этом следует особо подчеркнуть, что передача информации с ККТ будет идти не в налоговые органы, а оператору фискальных данных (коммерческая организация), за услуги которой обязан платить владелец ККТ. Это сильно напоминает набившую уже оскомину систему ПЛАТОН.

Законопроектом практически не предусмотрено время на подготовку и внедрение новой системы. ФНС РФ ссылается на проведенный эксперимент, однако при этом не сильно распространяются, что в эксперименте участвовали всего лишь около трех тысяч штук ККТ, притом в подавляющем большинстве это были компьютерные кассы со стационарным сетевым подключением интернета.

Согласно положениям законопроекта, с 1 февраля 2017 года запрещается регистрация "старой" ККТ, а в период до 1 июля 2017 года необходимо будет заменить всю имеющуюся в эксплуатации технику то есть 1.5 млн штук ККТ за 6 месяцев! Следует учитывать, что согласно текущей редакции Закона 54-ФЗ, использование ККТ после исключения её из реестра допускается до нормативного срока эксплуатации (10 лет). Запретить их использование в 2017 году, как предполагает законопроект - это нарушение прав предпринимателей и правоприменительной практики! Более того, к 1 января 2018 года нужно будет уже завершить оснащение новыми ККТ плательщиков ЕНВД, а к 1 июля 2018 года - плательщиков патента, это еще примерно 2,6 млн штук ККТ. Это означает, что за 2017, начало 2018 года нужно будет установить около 4,1 млн ККТ, то есть более чем по 300 тыс. штук ККТ в месяц! Между тем, по данным из налоговой службы, более 80 тыс. штук в месяц первичной регистрации ККТ никогда не осуществлялось. Это всё при том, что раньше ККТ были более простыми. Сейчас же изготовить и установить более 4 млн. ККТ с новыми функциями за такой короткий срок - это практически не решаемая задача! Усугубляется ситуация ещё и тем, что до сих пор нет технических требований, нет нормативно-правовых актов по новой технологии.

Учитывая, что в составе ККТ 60-80% импортных комплектующих и материалов (импортозамещение в этой отрасли идёт очень медленно), стоимость новой техники, в отличие от приводимых ранее расчётов ФНС, сильно возрастёт. В итоге получится, с одной стороны нужно будет установить ККТ плательщикам ЕНВД, а с другой - заменить ККТ сегодняшними владельцами. Всё это приведет к тому, что в 2017 и 2018 годах совокупные затраты бизнес-сообщества на внедрение новой ККТ составят около 160 млрд. рублей (в том числе для малого и среднего бизнеса около 100 млрд. рублей), с последующими ежегодными издержками на эксплуатацию ККТ в размере около 80 млрд рублей в год.

Общие выводы:

- ККТ станет дороже,

- фискальный накопитель станет дороже, чем сегодняшняя ЭКЛЗ,

- появляется коммерческий посредник между ФНС и предпринимателем,

- затраты предпринимателей на содержание ККТ возрастут,

- сроки внедрения - за гранью реального.

Учитывая, что основное внедрение приходится на 2017 год, то непродуманность и поспешность при реализации положений законопроекта может вызвать массовое недовольство предпринимателей, что неминуемо негативным образом сказаться на предвыборной кампании Президента России.

Предложения:

1. Основным раздражающим фактором является то, что безальтернативно навязывается коммерческий посредник в виде оператора фискальных данных (ОФД). Необходимо данные из ККТ переливать напрямую в ФНС России. Тем более, что ФНС имеет несколько мощных вычислительных центров, в том числе совсем недавно введенных в эксплуатацию.

2. Необходимо изменить сроки внедрения и их этапность. Оптимально начать внедрение следует не ранее, чем через один год после вступления в силу нормативно-правовых актов, которые прописаны действующим законом, чтобы производители смогли изготовить и сертифицировать свою технику, то есть не ранее 01.01.2018. При этом начать с той категории предпринимателей, которые сегодня не применяют ККТ и где, по мнению налоговых органов, наименее благоприятная ситуация с прозрачностью за оборотами наличных денежных средств. Этой категорией предпринимателей являются плательщики патента и плательщики ЕНВД. Тогда, с учетом изложенного, этапы внедрения необходимо будет установить в следующие сроки:

- плательщики патента, плательщики ЕНВД, выполняющие работы, оказывающие услуги (примерно 500 тыс. предпринимателей) - минимум 1 год на внедрение, то есть в период с 01.01.2018 по 01.01.2019;

- остальные плательщики ЕНВД (примерно 2,1 млн. предпринимателей) - минимум 2 года на внедрение, то есть в период с 01.01.2019 по 01.01.2021;

- остальные предприниматели и организации (примерно 1,5 млн.) - минимум 1,5 года на внедрение, то есть в период с 01.01.2021 по 01.07.2022. С целью плавного перехода, разрешить данной категории налогоплательщиков переходить на новую систему в добровольном порядке с момента запуска её в действие. Тем самым можно будет оценить востребованность новой кассовой техники дли бизнеса, если она будет удобна, бизнес сам на неё перейдёт.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.