• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2016 года N 445

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(с изменениями на 26 декабря 2019 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 373 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2017, N 0001201704050006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 364 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2018, N 0001201804040008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 325 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2019, N 0001201903280006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300018).
____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".

2. Министерству финансов Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации, утвержденной настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст.371);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 695 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 35, ст.5082);

пункт 16 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 3, ст.447);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 465 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2922);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 198 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1294);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 310 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2156);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 года N 1485-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 33, ст.4632);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 года N 60 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 1108" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст.838).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Государственная программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2016 года N 445
(В редакции, введенной в действие
с 5 апреля 2019 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 марта 2019 года N 325
. -
См. предыдущую редакцию)

     Государственная программа Российской Федерации

     
"Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(с изменениями на 26 декабря 2019 года)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство финансов Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

Министерство юстиции Российской Федерации

Участники Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма 1 "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации";

подпрограмма 2 "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов";

подпрограмма 3 "Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";

подпрограмма 4 "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий"

Цель Программы

-

содействие устойчивому исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами

Задачи Программы

-

совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности, содействие сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами, создание стимулов для наращивания собственного экономического (налогового) потенциала территорий;

совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

показатель 4 "Количество субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации";

показатель 5 "Доля просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации";

показатель 7 "Темп роста расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации (нарастающим итогом к уровню 2012 года)";

показатель 8 "Доля исполнительно-распорядительных, контрольно-надзорных и разрешительных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве указанных полномочий, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации";

показатель 9 "Количество субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания (1)"

Этапы и сроки реализации Программы

-

2013-2024 годы, в том числе:

I этап - 2013-2015 годы;

II этап - 2016-2020 годы;

III этап - 2021-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 832951475,3 тыс. рублей, в том числе:

на 2013 год - 603023145,9 тыс. рублей;

на 2014 год - 631005469,9 тыс. рублей;

на 2015 год - 672249972,7 тыс. рублей;

на 2016 год - 661058971,9 тыс. рублей;

на 2017 год - 739701038 тыс. рублей;

на 2018 год - 841525791,2 тыс. рублей;

на 2019 год - 900493439 тыс. рублей;

на 2020 год - 945212071,7 тыс. рублей;

на 2021 год - 949459853,4 тыс. рублей;

на 2022 год - 962745851,7 тыс. рублей;

на 2023 год - 963064534 тыс. рублей;

на 2024 год - 963411335,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение количества субъектов Российской Федерации, имеющих уровень расчетной бюджетной обеспеченности, превышающий критерий выравнивания (1) к 2024 году, - до 16 регионов;

сокращение количества субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, на II этапе (2016-2020 годы) - до 6 регионов и сохранение на III этапе (2021-2024 годы) достигнутого значения; снижение доли просроченной кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на III этапе (2021-2024 годы) - до 0,12 процента;

рост расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации (нарастающим итогом к уровню 2012 года)

на I этапе (2013-2015 годы) - до 124 процентов,

на II этапе (2016-2020 годы) - до 162 процентов,

на III этапе (2021-2024 годы) - до 170 процентов;

повышение доли исполнительно-распорядительных, контрольно-надзорных и разрешительных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве указанных полномочий, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на II этапе (2016-2020 годы) и на III этапе (2021-2024 годы) - до 50 процентов;

формирование и актуализация перечней полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (2019-2024 годы).

Реализация Программы позволит:

совершенствовать систему распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

повысить прозрачность и предсказуемость предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

сократить уровень просроченной кредиторской задолженности;

стимулировать рост собственного экономического (налогового) потенциала субъектов Российской Федерации, собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

обеспечить развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях;

обеспечить рост качества управления региональными и муниципальными финансами;

исключить случаи закрепления за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий с нарушением общих принципов разграничения полномочий между уровнями публичной власти;

повысить эффективность реализации федеральных полномочий, возложенных на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также эффективность контроля за осуществлением указанных полномочий;

минимизировать установленные на федеральном уровне требования, предопределяющие объемы финансовых средств на реализацию собственных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Паспорт подпрограммы 1 "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство финансов Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

обеспечение эффективного распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Задачи подпрограммы

нормативно-правовое регулирование в сферах управления государственными финансами в системе межбюджетных отношений;

совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти - субъектов бюджетного планирования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за эффективное использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 1.1 "Доля дотаций в объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в сопоставимых условиях без учета межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках реализации национальных и (или) федеральных проектов)";

показатель 1.4 "Количество субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в сопоставимых условиях без учета субсидий, предоставляемых в рамках реализации приоритетных программ, национальных и (или) федеральных проектов)";

показатель 1.5 "Доля субвенций, формирующих единую субвенцию, по которым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти утверждены значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены указанные субвенции, в общем количестве субвенций, формирующих единую субвенцию";

показатель 1.6 "Выполнение субъектами Российской Федерации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию";

показатель 1.7 "Доля межбюджетных трансфертов, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации установлено (единственный получатель которых определен) приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в общем количестве межбюджетных трансфертов (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе и предоставляемых на возмещение фактически осуществленных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации)"

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013-2024 годы, в том числе:

I этап - 2013-2015 годы;

II этап - 2016-2020 годы;

III этап - 2021-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 120424501,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2015 год - 10422426,9 тыс. рублей;

на 2016 год - 9380184,2 тыс. рублей;

на 2017 год - 12661793,2 тыс. рублей;

на 2018 год - 13672112,4 тыс. рублей;

на 2019 год - 13748868,3 тыс. рублей;

на 2020 год - 14102624,9 тыс. рублей;

на 2021 год - 11111517,1 тыс. рублей;

на 2022 год - 11446936,1 тыс. рублей;

на 2023 год - 11765618,4 тыс. рублей;

на 2024 год - 12112420,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

рост доли дотаций в объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в сопоставимых условиях без учета межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках реализации национальных и (или) федеральных проектов),

на I этапе (2013-2015 годы) - до 40 процентов,

на II этапе (2016-2020 годы) - до 51 процента,

на III этапе (2021-2024 годы) - до 53 процентов;

сокращение количества субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в результате их оптимизации (консолидации) (в сопоставимых условиях без учета межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках реализации приоритетных программ, национальных и (или) федеральных проектов) на I этапе (2013-2015 годы) - до 91, на II этапе (2016-2020 годы) - до 50 и сохранение на III этапе (2021-2024 годы) достигнутого значения;

сохранение доли субвенций, формирующих единую субвенцию, по которым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти утверждены значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены указанные субвенции, в общем количестве субвенций, формирующих единую субвенцию, на I этапе (2013-2015 годы), на II этапе (2016-2020 годы) и на III этапе (2021-2024 годы) - на уровне 100 процентов;

выполнение в полном объеме субъектами Российской Федерации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, на I этапе (2013-2015 годы), на II этапе (2016-2020 годы) и на III этапе (2021-2024 годы);

увеличение доли межбюджетных трансфертов, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации установлено (единственный получатель которых определен) приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в общем количестве межбюджетных трансфертов (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе и предоставляемых на возмещение фактически осуществленных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации) на II этапе, начиная с 2019 года (2019-2020 годы), - до 92 процентов и на III этапе (2021-2024 годы) - до 93 процентов

Реализация подпрограммы позволит:

совершенствовать нормативно-правовое обеспечение предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

повысить эффективность предоставления нецелевых и целевых межбюджетных трансфертов;

повысить эффективность использования целевых межбюджетных трансфертов

Паспорт подпрограммы 2 "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство финансов Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

повышение уровня бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации через механизм выравнивания бюджетной обеспеченности и создание условий для сбалансированного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Задачи подпрограммы

-

выравнивание субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности; предоставление межбюджетных трансфертов в целях создания условий для устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 2.2 "Доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда в расходах бюджетов субъектов Российской Федерации";

показатель 2.3 "Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (раз)";

показатель 2.5 "Отношение государственного долга субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к налоговым и неналоговым доходам в субъектах Российской Федерации, заключивших соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств";

показатель 2.6 "Отношение дефицита к налоговым и неналоговым доходам в субъектах Российской Федерации, заключивших соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций";

показатель 2.7 "Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований"

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013-2024 годы, в том числе:

I этап - 2013-2015 годы;

II этап - 2016-2020 годы;

III этап - 2021-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 9460296973,5 тыс. рублей, в том числе:

на 2013 год - 602023145,9 тыс. рублей;

на 2014 год - 630055469,9 тыс. рублей;

на 2015 год - 661827545,8 тыс. рублей;

на 2016 год - 651678787,7 тыс. рублей;

на 2017 год - 727039244,8 тыс. рублей;

на 2018 год - 827813678,8 тыс. рублей;

на 2019 год - 886704570,7 тыс. рублей;

на 2020 год - 881069446,8 тыс. рублей;

на 2021 год - 888308336,3 тыс. рублей;

на 2022 год - 901258915,6 тыс. рублей;

на 2023 год - 901258915,6 тыс. рублей;

на 2024 год - 901258915,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по оплате труда за счет бюджетов субъектов Российской Федерации на I этапе (2013-2015 годы), на II этапе (2016-2020 годы) и на III этапе (2021-2024 годы);

снижение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на I этапе (2013-2015 годы) - до 2,8 раза, на II этапе (2016-2020 годы) - до 2,6 раза и сохранение на III этапе (2021-2024 годы) достигнутого значения;

снижение доли государственного долга субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в налоговых и неналоговых доходах в субъектах Российской Федерации, заключивших соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств, на II этапе (2016-2020 годы) - до 50 процентов и сохранение на III этапе (2021-2024 годы) достигнутого значения;

сокращение доли дефицита к общему объему налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения о предоставлении бюджетных кредитов в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на II этапе (2016-2020 годы) - до 10 процентов и сохранение на III этапе (2021-2024 годы) достигнутого значения;

снижение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов закрытых административно-территориальных образований до 0,09 процента на II этапе, начиная с 2019 года (2019-2020 годы) и на III этапе (2021-2024 годы) - до 0,05 процента;

Реализация подпрограммы позволит:

создать условия для устойчивого исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

создать условия для увеличения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Паспорт подпрограммы 3 "Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство финансов Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и стимулирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Задачи подпрограммы

-

поддержка реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов и мониторинг достигнутых результатов;

обеспечение методической поддержки и применение мер стимулирующего характера в целях повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;

стимулирование роста уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 3.3 "Количество субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не выполнивших более 25 процентов количественно выраженных целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации";

показатель 3.6 "Доля дотаций в общем объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации";

показатель 3.7 "Доля субъектов Российской Федерации, к которым применены меры ответственности при выявлении случаев неисполнения обязательств по соглашениям, предусмотренным статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации, в отношении которых выявлены случаи неисполнения указанных обязательств";

показатель 3.8 "Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации";

показатель 3.9. "Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению субъектами Российской Федерации в отчетном году установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации";

показатель 3.10 "Количество муниципальных образований, поощряемых по итогам Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика"

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013-2020 годы, в том числе:

I этап - 2013-2015 годы;

II этап - 2016-2020 годы;

III этап - 2021-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 252150000 тыс. рублей, в том числе:

на 2013 год - 1000000 тыс. рублей;

на 2014 год - 950000 тыс. рублей;

на 2015-2019 годы - средства не выделяются;

на 2020 год - 50040000 тыс. рублей;

на 2021 год - 50040000 тыс. рублей;

на 2022 год - 50040000 тыс. рублей;

на 2023 год - 50040000 тыс. рублей

на 2024 год - 50040000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

рост доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 83 процентов на II этапе, начиная с 2019 года (2019-2020 годы), на III этапе (2021-2024 годы) - до 86 процентов;

отсутствие субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не выполнивших более 25 процентов количественно выраженных целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, на I этапе (2013-2015 годы), на II этапе (2016-2020 годы) и на III этапе (2021-2024 годы);

снижение доли дотаций в общем объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 7,7 процента на II этапе, начиная с 2019 года (2019-2020 годы), на III этапе (2021-2024 годы) - до 7,3 процента;

применение мер ответственности при выявлении случаев неисполнения обязательств по соглашениям, предусмотренным статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению субъектами Российской Федерации в отчетном году установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2024 году;

поощрение 24 муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" начиная с 2020 года.

Реализация подпрограммы позволит:

создать условия для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами;

стимулировать наращивание экономического (налогового) потенциала территорий и повышение уровня социально-экономического развития

Паспорт подпрограммы 4 "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"

(Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.


Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство юстиции Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

совершенствование эффективности правового регулирования разграничения полномочий между уровнями публичной власти, контроля за осуществлением переданных полномочий Российской Федерации

Задачи подпрограммы

-

формирование и актуализация перечней полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

минимизация установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов, стандартов), предопределяющих объемы расходов региональных и местных бюджетов на реализацию расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

совершенствование организационных основ местного самоуправления;

совершенствование механизмов и условий передачи (делегирования) полномочий между уровнями публичной власти в Российской Федерации, правовой базы для осуществления переданных субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям полномочий Российской Федерации и организация эффективного контроля за их осуществлением

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

показатель 4.1 "Доля нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепивших за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществление полномочий, в общем количестве принятых в текущем периоде нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросам местного значения";

показатель 4.3 "Количество подготовленных и представленных в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих исполнение полномочий субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и оказывающих влияние на расходную часть соответствующих бюджетов"

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2016-2024 годы, в том числе:

II этап - 2016-2020 годы;

III этап - 2021-2024 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет 80000 тыс. рублей, в том числе:

на 2016-2017 годы - средства не выделяются;

на 2018 год - 40000 тыс. рублей;

на 2019 год - 40000 тыс. рублей;

на 2020-2024 годы - средства не выделяются

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

формирование и актуализация перечней полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

закрепление в 2016-2020 годах (II этап Программы) полномочий за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не более чем в 70 процентах нормативных правовых актов, принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с учетом актуализируемых перечней полномочий;

повышение эффективности осуществления делегированных федеральных полномочий.

Реализация подпрограммы позволит:

усовершенствовать разграничение полномочий между уровнями публичной власти и механизмы контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий;

совершенствовать механизмы и условия передачи (делегирования) полномочий и организацию эффективного контроля за их осуществлением;

повысить эффективность осуществления полномочий муниципальными образованиями".

I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы



Приоритеты государственной политики в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (далее - Программа) в целом определены в следующих стратегических документах:

Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р;

Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)


Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 14 мая 2015 г.;

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 29 сентября 2018 г.;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

план реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N 1166-р;

бюджетные послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике;

послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, разрабатываемые в составе материалов к проекту федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с указанными документами можно определить следующие приоритеты государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами, реализуемые в рамках Программы, являющейся стратегическим документом в сфере межбюджетных отношений:

обеспечение стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, а также повышение ее открытости и прозрачности;

создание условий для обеспечения согласованности финансовой политики на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с финансовой политикой федерального центра с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

внедрение системы долгосрочного бюджетного планирования на региональном и местном уровнях, в том числе путем распределения межбюджетных трансфертов на 3-летний период и (или) на весь срок реализации национальных проектов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

создание условий для устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также закрытых административно-территориальных образований, в том числе для повышения бюджетной обеспеченности и сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

совершенствование подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности в целях сокращения дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности, в том числе с учетом изменения с 2022 года критериев выравнивания при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)

определение расчетных объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации на основании реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации, и учет коэффициента, отражающего отношение расчетных объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации к фактическим расходам, при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)

стимулирование межрегиональной и межмуниципальной кооперации и сотрудничества, в том числе путем введения "горизонтальных" межбюджетных трансфертов;

создание условий для равных финансовых возможностей оказания гражданам Российской Федерации государственных (муниципальных) услуг на всей территории Российской Федерации;

совершенствование подходов к формированию, распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности их предоставления и использования, в том числе ежегодное определение в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период перечня межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление единых предельных уровней софинансирования Российской Федерацией объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при реализации национальных проектов, а также при отнесении субъектов Российской Федерации к регионам, в отношении которых в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации разрабатываются индивидуальные программы социально-экономического развития, уточнение нормативно-правового регулирования в части предоставления консолидированных субсидий, осуществление распределения субсидий только в соответствии с приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

закрепление порядка распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в государственных программах Российской Федерации в соответствии с общими требованиями к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и их увязка с программными целями и национальными целями развития Российской Федерации (соотнесение целей предоставления межбюджетных трансфертов с результатами национальных проектов), а также распределение субсидий с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, установленных Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, в целях сокращения дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)

ускорение доведения межбюджетных трансфертов до субъектов Российской Федерации путем закрепления требования о заключении соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов на срок, составляющий не менее периода, на который утверждено распределение межбюджетных трансфертов по субъектам Российской Федерации, установления предельного срока утверждения правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов и установления предельного срока заключения между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о предоставлении субсидий;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)


совершенствование порядка и правил предоставления иных межбюджетных трансфертов в части формирования общих требований к правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов, а также с учетом необходимости ограничения случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов начиная с 1 января 2024 г.;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

формирование перечня нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации, сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, за отчетный период, определение расчетных объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и применение результатов при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

исключение при предоставлении целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов факторов, которые могут оказать дестимулирующее влияние в случае активизации деятельности субъектов Российской Федерации по наращиванию регионального налогового потенциала (несокращение утвержденного на плановый период объема дотаций в случае роста налогового потенциала региона, сохранение установленного на плановый период предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации в случае увеличения уровня расчетной бюджетной обеспеченности);

пролонгация до 2024 года централизации в федеральном бюджете 1 процентного пункта налога на прибыль организаций, а также 5 процентных пунктов отчислений от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, и направление соответствующих средств на дополнительную финансовую поддержку наименее обеспеченным регионам в целях сокращения дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

поощрение субъектов Российской Федерации, достигших наивысших темпов роста экономического потенциала территорий с учетом значений оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также совершенствование механизма указанной оценки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

стимулирование роста доходного потенциала субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях передачи в 2018 году в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, которые поступили с соответствующей территории в результате деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по наращиванию экономического потенциала территорий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

повышение качества управления финансами в общественном секторе в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, применение мер поощрения нефинансового характера - составление рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными и муниципальными финансами по результатам оценки, проводимой с учетом актуализации используемых индикаторов, отражающих основные направления бюджетной политики, а также результатов реализации национальных и (или) федеральных проектов;

совершенствование применения мер ответственности к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в случае невыполнения условий и нарушения обязательств, предусмотренных соглашениями, заключаемыми между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, и иными соглашениями;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848.

переход от применения мер финансовой ответственности по отношению к субъектам Российской Федерации к применению мер персональной ответственности в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в виде наложения административного штрафа за нарушение субъектом Российской Федерации условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, недостижение показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также за несоблюдение требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)


увеличение норматива зачисления налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (с постепенным увеличением доли зачисления таких доходов пропорционально объемам розничной реализации алкогольной продукции на территориях субъектов Российской Федерации, отраженным в Единой государственной автоматизированной информационной системе) и акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях поддержки сбалансированности региональных бюджетов и с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

передача в полном объеме бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных доходов от акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)

уточнение перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий посредством мониторинга расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

проведение оценки регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные требования к исполнению полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в целях устранения избыточного регулирования полномочий субъектов Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 7 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 1848)

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (с изменениями на 26 декабря 2019 года)

Название документа: Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (с изменениями на 26 декабря 2019 года)

Номер документа: 445

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2016, N 0001201605250021

Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 30.05.2016, ст.3224

Дата принятия: 18 мая 2016

Дата начала действия: 02 июня 2016
Дата редакции: 26 декабря 2019