Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Частью 1 комментируемой статьи регламентирован исчерпывающий перечень случаев строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда:

- осуществления работ по геологическому изучению недр (см. ст.43 ЛК РФ);

- разработки месторождений полезных ископаемых (см. ст.43 ЛК РФ);

- использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (см. ст.44 ЛК РФ);

- использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (см. ст.45 ЛК РФ);

- переработки древесины и иных лесных ресурсов (см. ст.46 ЛК РФ);

- осуществления рекреационной деятельности (см. ст.41 ЛК РФ);

- осуществления религиозной деятельности (см. ст.47 ЛК РФ).

Строительство, реконструкция, эксплуатация осуществляются на землях лесного фонда, к которым в соответствии со ст.101 ЗК РФ относятся лесные земли, а именно, земли, покрытые лесной растительностью, либо хотя и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, например, гари, редины, прогалины и др.

О понятии строительства и реконструкции см. ст.1 ГрК РФ. В свою очередь, понятие "эксплуатация" включает в себя наряду с использованием по назначению, техническое обслуживание, ремонт зданий и сооружений. Отметим, что исходя из формулировки ч.1 комментируемой статьи, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, а также и правовыми актами органов местного самоуправления не допускается устанавливать случаи разрешенного строительства (реконструкции, эксплуатации) объектов на землях лесного фонда.

2. Частью 2 комментируемой статьи рассматриваются случаи допустимого строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса.

Указанная деятельность допускается при соблюдении следующих требований:

- регламентация другими федеральными законами;

- соблюдение целевого назначения этих земель.

Подразделение земель по целевому назначению на категории регламентировано ст.7 ЗК РФ. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

О видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства см. ст.37 ГрК РФ. Так, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 ГрК РФ. Причем, физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Так, в соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" лесной участок (строительство гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов, линий электропередачи, линий связи, дорог, защитных дорожных сооружений (за исключением элементов озеленения), искусственных дорожных сооружений (за исключением зимников и переправ по льду, тоннелей), производственных объектов, то есть объектов, используемых при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов, предназначенных для взимания платы (в том числе пунктов взимания платы), объектов дорожного сервиса, трубопроводов и других линейных объектов, зданий, строений и сооружений, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объектов производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений, объектов производства, первичной и последующей (промышленной) переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений), необходимый для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с лесным законодательством РФ на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с лесным законодательством и не может превышать срок действия концессионного соглашения.

Договор аренды (субаренды) лесного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией или в предусмотренном ст.38 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" случае концессионным соглашением. Использование концессионером предоставленного ему лесного участка осуществляется в соответствии с лесным законодательством.

Согласно ч.2.3 ст.10 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры. Порядок осуществления освоения лесов в данном случае устанавливается ЛК РФ.

Положениями ст.25.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, пользователям недр в соответствии с лесным законодательством и нормами указанного федерального закона. Такие лесные участки предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ. При этом необходимо учитывать, что лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.