Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Правовая основа противодействия коррупции

1. "Под источником права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Иначе, это результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы". Правовая основа противодействия коррупции - это фундаментальная часть правового регулирования системы борьбы с коррупционными проявлениями.

________________

Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права. Курс лекций под общ.ред. проф. В.К.Бабаева, Нижний Новгород, 1993. С.247-249.


Такое регулирование осуществляется на уровне: федеральных законов РФ; международных договоров РФ; нормативных правовых актов РФ (актов Президента и Правительства РФ и др.); ведомственных и межведомственных подзаконных актов.

Правовые основы противодействия коррупционным проявлениям заложены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, международных договорах Российской Федерации, комментируемом законе и других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, актах иных федеральных органов государственной власти, актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах. В них указаны цели, функции, задачи и компетенция субъектов антикоррупционной политики, рассмотрены вопросы противодействия и профилактики коррупционных проявлений.

2. Конституция РФ согласно ее ч.1 ст.15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Как отмечается в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Так, ст.2 Конституции РФ признает права и свободы человека высшей ценностью. Следовательно, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, возможно и совершившего коррупционное правонарушение, должны осуществляться неукоснительно.

3. В современных условиях важной частью правовых основ организации и деятельности государства являются международные договоры.


Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъясняет, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Так, к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Как указано в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств и они образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. С учетом этого в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 года N 8 отмечено, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора России.

Признаками, свидетельствующими о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, являются содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Основополагающими международными актами в сфере противодействия коррупции являются Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, а также Конвенция ООН против коррупции 2003 года.

________________

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года была подписана Россией 12 декабря 2000 года и ратифицирована в 2004 году.


Конвенция ООН против коррупции, подписанная Российской Федерацией 9 декабря 2003 года и ратифицированная Федеральным законом от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" стала универсальным международным договором, препятствующим распространению коррупции во всех сферах общества.

Документом, который устанавливает принципы уголовно-правовой антикоррупционной политики на международном уровне, является Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированная Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".

Федеральным законом от 1 февраля 2012 года N 3-ФЗ была ратифицирована Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 года.

В соответствии с данной Конвенцией государства-участники должны предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки, а также прописать механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.

4. К федеральным конституционным законам относятся законы, необходимость принятия которых предусмотрена Конституцией РФ.


Как установлено в ст.76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч.1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст.71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч.1 ст.72 Конституции РФ. Так, ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятие комментируемого закона потребовали внесение изменений в законодательство, в том числе и в федеральные конституционные законы. Например, был принят Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 года N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", приводящий его нормы в соответствие с действующим законодательством в части сообщения сведений о доходах.

5. Основным федеральным законом, содержащим нормы по противодействию коррупции, является комментируемый закон, о чем и сказано в самом тексте статьи. Этот документ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.


Правовое положение субъектов антикоррупционной политики (основные полномочия которых содержатся в ст.5 комментируемого закона) регламентируется различными федеральными законами: от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"; от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и др.

Также принят ряд федеральных законов, регламентирующих процессуальный порядок противодействия коррупции, например: Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".