Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постатейный)

          Комментарий к статье 30. Возбуждение исполнительного производства

1. Комментируемая статья раскрывает особенности возбуждения исполнительного производства.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Однако комментируемой статьей предусмотрены и исключения из этого правила.

Так, ч.5 комментируемой статьи установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в следующих случаях:

- если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;

- если в процессе принудительного исполнения исполнительного документа вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Например, апелляционным определением Свердловского областного суда от 10 марта 2016 года по делу N 33а-3952/2016 отказано в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства. Согласно обстоятельствам дела должник полагал неправомерным возбуждение исполнительного производства о взыскании с него административного штрафа. Однако решением суда в удовлетворении заявленного требования было отказано, поскольку производство возбуждено на основании судебного акта, содержащего необходимые сведения (в том числе о получателе штрафа), сведений об обжаловании судебного акта не имеется, постановление о возбуждении исполнительного производства соответствует закону, содержит сведения о должнике и взыскателе.

2. Комментируемая статья предъявляет только одно обязательное требование к заявлению взыскателя: оно должно быть подписано взыскателем либо его представителем. При этом представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Более подробно об оформлении полномочий представителей сторон исполнительного производства см. комментарий к ст.54.

Часть 2 комментируемой статьи определяет также сведения, которые могут (но не должны обязательно) быть указаны в заявлении, в их числе:

- известные взыскателю сведения о должнике;

- документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении;

- иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа;

- ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных комментируемым законом, например, временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации. Обратим внимание, что судебный пристав имеет право отказать в удовлетворении такого ходатайства, указав в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Отметим, что в Определениях от 3 июля 2014 года N 1561-О и N 1563-О Конституционный Суд РФ выявил смысл положений ч.2 комментируемой статьи и ч.2 ст.67 комментируемого закона.

Согласно оспоренным положениям судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом. Как отметил Конституционный Суд РФ, такое регулирование не предполагает удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства - до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

3. Части 2.1-4 и 5.1 комментируемой статьи регламентируют сроки подачи заявления взыскателя в случае, если ранее исполнительное производство было окончено, а также устанавливают правила определения подразделения судебных приставов, в которое направляется соответствующее заявление.

Так, ч.2.1 комментируемой статьи устанавливает следующие сроки подачи заявления о возбуждении исполнительного производства:

- не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный срок распространяется на исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (за исключением исполнительных листов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, исполнительных листов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, а также исполнительных листов по делам об административных правонарушениях); судебные приказы; исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;


- не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный срок распространяется на все иные исполнительные документы, в том числе: исполнительные листы арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, исполнительные листы по делам об административных правонарушениях; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; исполнительную надпись нотариуса; запрос центрального органа о розыске ребенка;


- до истечения указанных сроков при наличии информации об изменении имущественного положения должника.


По общему правилу исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст.33 комментируемого закона (см. комментарий к ст.33). Как правило, место совершения исполнительных действий совпадает с местом жительства, пребывания гражданина или местонахождения его имущества, юридическим адресом организации, ее представительства или филиала либо местонахождением ее имущества.

Однако на практике взыскатель не всегда располагает информацией о том, в каком именно подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. В таком случае законодатель предоставил ему право направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, главному судебному приставу субъекта либо главному судебному приставу субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, обязаны в течение пяти рабочих дней направить указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов. В том случае, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, документы должны быть направлены в соответствующее подразделение судебных приставов в день их получения.

В судебной практике нередко встречаются случаи применения комментируемых положений. Так, например, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2011 года N Ф03-5953/2011 по делу N А59-2054/2011 удовлетворено требование об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно обстоятельствам дела взыскатель направил для исполнения по территориальности заявление и исполнительный лист о взыскании задолженности. Пристав, рассмотрев исполнительный документ и установив, что адрес регистрации должника в другом городе, отказал в возбуждении исполнительного производства. Решением суда заявленные требования удовлетворены, поскольку взыскатель реализовал предоставленное ему право выбора места совершения исполнительных действий по местонахождению должника, определяемое местом его государственной регистрации, и у пристава отсутствовали правовые основания для отказа.

Отдельные правила установлены в отношении запроса центрального органа о розыске ребенка. Указанный исполнительный документ может быть направлен в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов:

- по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок;

- по местонахождению имущества этого лица;