Заключение по проекту федерального закона N 67643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"
 (в части особенностей осуществления фармацевтической деятельности в отдельных труднодоступных местностях)", внесенному Архангельским областным Собранием депутатов



В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 февраля 2017 года (протокол N 29, пункт 40) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 67643-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (в части особенностей осуществления фармацевтической деятельности в отдельных труднодоступных местностях)", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов.

Законопроект направлен на предоставление возможности осуществлять фармацевтическую деятельность и розничную торговлю лекарственными препаратами медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленным подразделениям (амбулаториям, фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктам, центрам (отделениям) общей врачебной (семейной) практики), расположенным на труднодоступных территориях городских населенных пунктов, в которых отсутствуют аптечные организации. В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством такая возможность есть только у указанных медицинских организаций и их подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (часть 1 статьи 52, часть 1 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", далее - Федеральный закон N 61-ФЗ).

По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.

Понятие "труднодоступная территория городского населенного пункта" отсутствует в законодательстве. Существует термин "отдаленные и труднодоступные местности", который не расшифровывается. Отсутствует и утвержденный перечень таких местностей.

В городском населенном пункте не должно быть труднодоступных территорий. Городской населенный пункт - это город или поселок городского типа (пункт 4 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР"). В отличие от сельских населенных пунктов, это густо заселенные территории, имеющие промышленные и производственные мощности и перспективу экономического развития и роста численности населения (пункты 5-13 упомянутого Указа).

Более того, в принципе любой населенный пункт исторически - это место компактного проживания людей. В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации населенный пункт (как городской, так и сельский) определяется обычно как часть территории субъекта Российской Федерации, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного или преимущественного проживания людей (в частности, пункт 1 статьи 17 Закона Архангельской области от 23 сентября 2009 года N 65-5-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Архангельской области").

Из этого следует, что внутри населенного пункта, в особенности такого социально-экономически развитого, как городской, не может быть труднодоступной территории. Другое дело, что отдельный населенный пункт может находиться в труднодоступной местности или являться труднодоступной местностью.

В законодательстве субъектов Российской Федерации нередко встречается ситуация, когда допускается административная подчиненность отдельных городских или сельских населенных пунктов другим городским населенным пунктам. Так, согласно упомянутому закону Архангельской области, в состав городов могут быть включены в качестве подчиненной территории отдельные поселки городского типа (рабочие поселки) и сельские населенные пункты (пункты 3 и 6 статьи 14). При этом прямо указано, что включение сельских населенных пунктов в качестве подчиненной территории в состав городов или поселков городского типа (рабочих поселков) с подчиненной территорией не влечет утраты ими статуса сельских населенных пунктов (пункт 10 статьи 17 указанного закона области).

Таким образом, административно-территориальное подчинение самостоятельного сельского населенного пункта другому населенному пункту, в том числе городскому, не влечет утраты им статуса сельского населенного пункта и на него распространяются положения части 1 статьи 52, части 1 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ). В таком сельском населенном пункте при отсутствии в нем аптечных организаций также допускается фармацевтическая деятельность и розничная продажа лекарственных препаратов медицинскими организациями (их подразделениями), имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности). Об этом свидетельствует и анализ законодательства иных субъектов Российской Федерации, предусматривающего фармацевтическое обслуживание городскими медицинскими организациями территорий сельских населенных пунктов (например, в Башкортостане, Свердловской области).

Если на территории субъекта Российской Федерации имеются труднодоступные территории в городском населенном пункте, это свидетельствует о неправильно произведенном административно-территориальном делении и искусственном включении отдаленных и труднодоступных населенных пунктов в состав территории такого городского населенного пункта. В этом случае необходимо осуществить реформу административно-территориального деления и привести его в соответствие с законодательством, в том числе законодательством субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, отдаленные и труднодоступные местности относятся к сельской территории. В случае, если на практике имеются городские населенные пункты, находящиеся в труднодоступной местности или являющиеся труднодоступными местностями, можно рассмотреть вопрос о дополнении Федерального закона N 61-ФЗ положением о возможности осуществления фармацевтической деятельности и розничной торговли лекарственными препаратами медицинскими организациями при отсутствии аптечных организаций не только в сельских поселениях, но и в отдаленных и труднодоступных местностях по перечню, утверждаемому органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако необходимость таких изменений требует дополнительного изучения и обоснования.

В связи с вышеизложенным Комитет не поддерживает указанный законопроект в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.

Председатель Комитета
А.Н.Диденко




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 20.04.2017

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»