Недействующий

     

Комитет Государственной Думы
 по труду, социальной политике и делам ветеранов


Поручение Совета Государственной Думы

от 01.11.2016, протокол N 8, пункт 82

Заключение по проекту федерального закона N 393-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, А.Л.Бурковым, О.Н.Епифановой, О.А.Ниловым, М.В.Емельяновым и другими

(первое чтение)



Законопроектом предлагается изменить подход в регулировании порядка оплаты труда путем установления почасового минимального размера оплаты труда в размере 100 рублей в час. В связи с этим проектом федерального закона вносятся изменения в ряд статьей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).

Предлагаемые проектом федерального закона изменения имеют внутренние противоречия. Так, согласно части первой статьи 133 Кодекса, в которую проектом федерального закона изменения не вносятся, "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения", которая является величиной, устанавливаемой в конкретном размере. Изменения, вносимые проектом федерального закона в статью 1 Федерального закона N 82-ФЗ, устанавливают минимальный размер оплаты труда в виде конкретной величины ("не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации") только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, но никак не для минимального размера оплаты труда.

Устанавливая не конкретную величину минимального размера оплаты труда, а в виде минимального допустимого почасового размера оплаты труда (см. пункт 1 статьи 1 законопроекта и пункт 1 статьи 2 законопроекта), не ясно как будет исчисляться минимальный размер оплаты труда, о котором говорят нормы части третьей статьи 133 Кодекса ("месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда") и нормы части четвертой статьи 133_1 Кодекса ("размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом").

Признание утратившей силу статьи 421 Кодекса не согласуется с частью первой статьи 133 Кодекса.

Кроме того, новой редакцией статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ устанавливается минимальный почасовой размер оплаты труда в рублях в месяц, а в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, за счет средств соответствующих бюджетов, а также иных средств. Учитывая вышеизложенное, а также предлагаемый законопроектом иной порядок установления минимального размера оплаты труда, принятие законопроекта может привести не только к изменению финансовых обязательств государства, но и к расходам, покрываемым за счет федерального бюджета. С учетом изложенного в проекте необходимо учесть требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 1 Федерального закона N 82-ФЗ, согласно которым минимальный размер оплаты труда, применяемый для целей обязательного социального страхования, не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за прошлый квартал.

В этой связи обращаем внимание, что предлагаемые в законопроекте изменения не учитывают установленный порядок исчисления и уплаты страховых взносов. В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определенных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, размер уплачиваемых страховых взносов исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного на начало соответствующего расчетного периода.

Учитывая, что Федеральным законом N 82-ФЗ (с учетом изменений) конкретный размер минимального размера оплаты труда не будет установлен, то предлагаемые изменения могут привести к проблемам при исчислении страховых взносов указанными лицами.

Исполняющий обязанности
заместителя начальника управления
Ю.В.Сапожникова




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 21.04.2017


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»