Комментарий к Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (постатейный)

Комментарий к статье 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Комментируемый Закон включает в свой состав общие и заключительные положения, а также правовые конструкции:

- полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления в области водоснабжения и водоотведения;

- правил осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

- норм обеспечения качества питьевой воды, горячей воды;

- требований по обеспечению охраны окружающей среды в области водоснабжения и водоотведения;

- регулирования тарифов в области водоснабжения и водоотведения;

- организационно-правовой системы планирования и развития централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения);

- сложного порядка передачи прав владения (пользования) централизованными системами горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) и их отдельными объектами, находящимися в государственной (муниципальной) собственности.

Указанные конструкции составляют правовую сферу действия Закона, а предмет его регулирования со своими особенностями обозначен в рассматриваемой статье. Следует добавить, что правовые конструкции рассматриваемой сферы водоснабжения (водоотведения) наряду с другими функциями направлены на реализацию Водной стратегии РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 г. N 1235-р), которая закрепляет базовые принципы государственной политики в сфере использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений. В ч.1 настоящей статьи установлена сфера правового регулирования Закона, ограниченная отношениями водоснабжения и водоотведения. Определение водоснабжения включает терминологию п.3, 4, 18, 24, 26, 27 и 29 ст.2 настоящего Закона. При этом законодатель классифицировал в рамках Закона 2 категории - холодного и горячего водоснабжения. В свою очередь для определения водоотведения применяются правила п.2, 26 и 28 ст.2 Закона.

Следует отметить, что согласно ч.1, 4 и 7 ст.31 Закона горячее и холодное водоснабжение, как и водоотведение, являются регулируемыми видами деятельности, то есть расчеты за предоставление услуг по горячему (холодному) водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию посредством установленных тарифов.

2. В ч.2 комментируемой статьи обозначено условие исключения правовых механизмов забора воды из водного объекта и сброса сточных вод в водный объект из сферы Закона, поскольку они регулируются водным законодательством (ст.11, 13, 18, 44 и пр.). То есть, поскольку водный объект, будучи "природным или искусственным водоемом, водотоком либо иным объектом, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима", является предметом регулирования ВК РФ, то и нормы о его использовании должны быть в составе этого кодекса. При этом согласно ч.1 и 2 ст.2 ВК РФ нормы комментируемого Закона относятся к водному законодательству и должны соответствовать ВК РФ в части использования и охраны водных объектов (водных отношений).

3. Правила ч.3 настоящей статьи определяют, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

По этому поводу следует указать, что в ст.18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.

________________

Далее по тексту комментария - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".


Перечень указанных санитарных правил и нормативов весьма обширен (см. комментарий к ст.23 Закона).

4. Положения ч.4 рассматриваемой статьи определяют, что отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

________________

Далее по тексту комментария - ФЗ "О теплоснабжении".


В этом отношении следует отметить, что согласно ст.2 ФЗ "О теплоснабжении" открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) обозначен технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети - совокупности устройств (центральных тепловых пунктов, насосных станций), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Кроме того, с учетом норм комментируемого Закона ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" обозначены соответствующие изменения в ФЗ "О теплоснабжении", в частности введены (обновлены) правовые конструкции:

________________

Далее по тексту комментария - ФЗ от 07.12.2011 г. N 417-ФЗ.


- теплоносителя, который в виде воды в открытых системах горячего водоснабжения может использоваться для горячего водоснабжения;

- запрета с 01.01.2013 года на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам горячего водоснабжения для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения;

- запрета с 01.01.2022 года на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения и т.д.

То есть, до 01.01.2022 года должна произойти полная замена системы использования централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения только на централизованные либо нецентрализованные системы горячего водоснабжения (не относящиеся к сфере теплоснабжения).

5. Нормы ч.5 комментируемой статьи регламентируют, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения комментируемого Закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.