ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2015 года Дело N А72-5425/2015

Резолютивная часть постановления объявлена: 16 декабря 2015 года

постановление в полном объеме изготовлено: 23 декабря 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

с участием:

от государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представителя Кольник И.И. (доверенность от 24.12.2014),

от общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" - представителя Суркова А.В. (доверенность от 20.08.2013),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 октября 2015 года по делу N А72-5425/2015 (судья Семенова М.А.),

принятое заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" (ИНН 7328510118, ОГРН 1077328004841), г.Ульяновск,

к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Ульяновск,

о признании недействительным в части решения от 16.01.2015 N17,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик), о признании недействительным в части решения от 16.01.2015 N17.

решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 октября 2015 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.01.2015 N17 в части доначисления: -взносов в сумме 310 руб. 21 коп., штрафов в размере 62 руб. 04 коп. и пени в сумме 06 руб. 65 коп. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в размере 10 697 руб. 00 коп.; - взносов в сумме 23 098 руб. 50 коп., штрафов в размере 4 619 руб. 70 коп. и пени в сумме 1 242 руб. 97 коп. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами, выплаченных работникам организации в размере 796 500 руб. 00 коп.; -взносов в сумме 22 489 руб. 24 коп., штрафов в размере 4 497 руб. 85 коп. и пени в сумме 526 руб. 96 коп. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму выплат дополнительных выходных пособий в размере средней заработной платы сотрудникам, уволенным по собственному желанию в размере 775 491 руб. 12 коп.; -взносов в сумме 145 руб. 00 коп., штрафов в размере 29 руб. 00 коп. и пени в сумме 06 руб. 65 коп. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на стоимость услуг VIP-залов аэропорта, компенсируемых командированным работникам в размере 5 000 руб. 00 коп.

На ответчика возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Отказано заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.01.2015 N17 в части доначисления взносов в сумме 753 руб. 30 коп., штрафов в размере 150 руб. 66 коп. и пени в сумме 09 руб. 90 коп. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму излишне начисленных пособий по обязательному социальному страхованию в размере 25 975 руб. 81 коп. Взыскано с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей 00 коп.

Не согласившись с выводами суда, Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

Представитель Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Проверив материалы дела в обжалуемой части, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка заявителя по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения и по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По результатам проверки 09.12.2014 составлены акты выездной проверки N 754 с/с - расходы и акт N 754 с/с - доходы, при рассмотрении которых ГУ Ульяновское РО ФСС РФ вынесено решение от 16 января 2015 года N 17 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Данным решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной абз.5 ч.1 ст.19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, всего-9 376, 52 руб. Обществу начислены пени по состоянию на 01.01.2014 в сумме-61 703, 32руб. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме-46 882, 60 руб.

Из оспариваемого в части решения от 16.01.2015 N17, следует, что в ходе выездной проверки Фондом было выявлено занижение Обществом облагаемой базы и не начисление страховых взносов на выплаты, произведенные работникам: 1) на выходные пособия при увольнении в 2012 г.-2013 гг.; 2) на стоимость подарочных карт, врученных сотрудникам авиакомпании к празднику 8 марта в 2011-2012 гг.; 3) на обслуживание в залах повышенной комфортности аэропортов, железнодорожных вокзалов в 2011- 2012 г.г.; 4) на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в 2013 г.; 5) на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету за 2011 -2013 гг.

Заявитель не согласен с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму излишне начисленных пособий по обязательному социальному страхованию в размере 25 975, 81 руб. по следующим работникам: Гориславскому Л.Г. (по 4 листкам нетрудоспособности), Гавриленко Е.Н. (по 3 листкам нетрудоспособности), Ульяновой Н.В. (по 6 листкам нетрудоспособности).

С учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу NА72-5427/2015 суд отказал заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным решения ГУ Ульяновское РО ФСС РФ N 17 от 16 января 2015 года в части доначисления взносов в сумме 753 руб. 30 коп., штрафов в размере 150 руб. 66 коп. и пени в сумме 09 руб. 90 коп. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму излишне начисленных пособий по обязательному социальному страхованию в размере 25 975 руб. 81 коп. В этой части решение суда в суде апелляционной инстанции не обжалуется.

Остальную часть требований заявителя суд первой инстанции, согласившись с доводами, приведенными обществом, удовлетворил, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Исходя из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

1. По эпизоду, связанному с оплатой дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами установлено следующее:

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит, что исключает начисление пеней и штрафа.

Данная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу NА71-3574/2009-А31 и подтверждается иной многочисленной судебной практикой, например: определения ВАС РФ от 11.04.2013 NВАС-4355/13, от 08.11.2013 NВАС-15362/13; постановления ФАС Поволжского округа от 03.10.2013 по делу NА65-21043/2012, от 12.09.2012 по делу NА57-19322/2011 и т.д.

С учетом изложенного оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на данную оплату.

2. По эпизоду, связанному с выплатой дополнительного выходного пособия при увольнении работников по собственному желанию, установлено следующее:

В ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации указаны основания выплаты и размер выходных пособий при расторжении трудового договора. Выплата компенсации при увольнении по соглашению сторон данной статьей прямо не предусмотрена. Вместе с тем предусмотрено право трудовым договором или коллективным договором предусмотреть другие случаи выплаты выходных пособий, а также установить повышенные размеры выходных пособий.

Выплата дополнительного выходного пособия при увольнении в размере среднего заработка предусмотрена обществом в дополнительных соглашениях к трудовым договорам.

Из изложенного следует, что спорные денежные суммы к законодательно установленным гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника, не относится, выходным пособием, по существу, не является, не направлена на возмещение истцу затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, а также не предусмотрена действующей у ответчика системой оплаты труда работников.

Выплата не является стимулирующей, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Из материалов дела не усматривается, что размер выплат имел зависимость от исполнения работником трудовых обязанностей, стажа работы, или зависел от иных обстоятельств, связанных с исполнением трудовых обязанностей.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона N212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, установлен ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ.

На основании пп. "д" п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ, действующей с 01 января 2015 года, не облагаются страховыми взносами все компенсационные выплаты при увольнении независимо от основания в пределах необлагаемого лимита - трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

На это также указано в письмах Минтруда России от 05.08.2015 N 17-4/В-404, от 29.04.2015 N 17-4/В-226, от 24.09.2014 N 17-3/В-449, ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 (п.1).

Оспариваемым решением заявитель привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Вместе с тем в соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. "д" п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, также исключались из сумм, подлежащих обложению страховыми взносами.

Кроме того, по указанному эпизоду имеется судебная практика, подтверждающая подобные правовые выводы в пользу доводов общества: постановления Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012; АС ПО от 21.08.2015 по делу N А57-26916/2014, от 11.08.2015 по делу N А65-30607/2014; Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А43-24162/2014.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что выплаты дополнительного выходного пособия при увольнении по соглашению сторон по правилам ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ не являются объектом обложения страховых взносов.

3. По эпизоду, связанному с вручением подарочных карт сотрудникам авиакомпании к празднику 8 марта, установлено следующее:

Исходя из положений 7 Федерального закона N 212-ФЗ, 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные выплаты имеют необязательный характер, не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения, осуществлены не из фонда заработной платы, а из нераспределенной прибыли, оставшейся у общества после налогообложения.

Стоимость переданных работодателем работникам подарков не подлежит учету при расчете базы по страховым взносам, поскольку передача данных подарков непосредственно не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеет разовый и необязательный характер, стоимость подарков определялась вне зависимости от стажа работника и результатов его работы.

Данных о том, что дарение подарков производилось не всем работникам и подарков лишались работники в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, а также, что стоимость подарков ставилась в зависимость от качества труда, периода работы конкретного работника, ГУ Ульяновское РО ФСС РФ не представило.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.