ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июля 2017 года N 1418-р

[Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации указанной Концепции]

(с изменениями на 22 ноября 2022 года)



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации;

     план мероприятий ("дорожную карту") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

2. Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации:

абзац утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2020 года N 2862-р - см. предыдущую редакцию;


обеспечить реализацию Концепции и плана мероприятий ("дорожной карты"), которые утверждены настоящим распоряжением;

осуществлять контроль за реализацией плана мероприятий ("дорожной карты"), утвержденного настоящим распоряжением, и представлять ежегодно, до 1 декабря, информацию о ходе его выполнения в Правительство Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

3_1. Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2020 года N 2862-р; утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года N 3558-р. - См. предыдущую редакцию.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 748-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 24, ст.2414).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2017 года N 1418-р

     

Концепция формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации

(с изменениями на 20 сентября 2019 года)

     

     

     

     

          I. Общие положения


Концепция формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее соответственно - федеральный ресурс о населении, Концепция), разработана в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и пункта 3.18 плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичем от 31 июля 2014 г. N 4970п-П10.

В Концепции определяются цель, основные принципы формирования и ведения федерального ресурса о населении, его структура и состав сведений, требования к федеральной государственной информационной системе, в которой обеспечивается формирование и ведение федерального ресурса о населении (далее - информационная система ведения федерального ресурса о населении), в том числе к обеспечению безопасности информации и организации информационного взаимодействия с иными государственными и муниципальными информационными системами, а также порядок формирования федерального ресурса о населении.

II. Предпосылки для формирования федерального ресурса о населении


Проводимые в Российской Федерации мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, упрощению процедур взаимодействия граждан и государства при реализации фискальных функций, повышению собираемости налогов и сборов обеспечили:

создание и ведение Федеральной налоговой службой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Единого государственного реестра налогоплательщиков, в котором обеспечивается налоговыми органами постановка на учет и снятие с учета физических лиц;

осуществление расчета сумм налоговых платежей физических лиц на имущество непосредственно налоговыми органами на основе сведений иных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

создание личного кабинета налогоплательщика, обеспечивающего в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации электронное информационное взаимодействие граждан с государством при расчете и уплате ими налоговых платежей.

Поддержание такого уровня налогового администрирования обеспечивается посредством организации информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы с органами юстиции, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими миграционный учет, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, выдачу или замену документов, удостоверяющих личность, с органами опеки и попечительства, а также посредством организации постоянной синхронизации и выверки поступающей информации в целях отнесения ее к конкретному физическому лицу и обеспечения ее достоверности и непротиворечивости.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" Федеральной налоговой службе переданы функции по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что позволяет налоговым органам осуществлять контроль начисления и уплаты всех видов налогов и сборов физическими лицами, а также обеспечить возможность перехода на расчет сумм налогового платежа на доходы физических лиц налоговыми органами на основе предоставляемых организациями-работодателями сведений о начислении заработной платы.

Продолжается активная работа по повышению эффективности налогового администрирования, снижению издержек на поддержание функционирования налоговой системы, повышению качества используемой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" с 2018 года будет обеспечен переход на формирование всех записей актов гражданского состояния в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, что обеспечит унификацию подходов к формированию записей актов гражданского состояния и повысит скорость и качество межведомственного обмена информацией при предоставлении сведений из указанного реестра.

В связи с этим совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с указанными фондами возможны только путем создания единого централизованного информационного ресурса, предоставляющего возможность получения полных и достоверных сведений о физическом лице, необходимых в том числе для реализации контрольной функции налоговых органов, путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами.

В Российской Федерации можно выделить значительное количество информационных ресурсов, формируемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях осуществления государственных (муниципальных) функций, содержащих сведения о населении, в том числе сведения:

о регистрации физических лиц по месту пребывания и месту жительства;

о регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

об учете физических лиц, нуждающихся в социальной защите или состоящих на учете в органах занятости;

об учете населения в системе обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования;

о воинском учете;

о выдаче документов, удостоверяющих личность;

об иных видах регистрации (учета) сведений о физических лицах, их правах и обязанностях.

Как правило, указанные ресурсы формируются и ведутся в рамках реализации нормативных правовых актов, изданных для достижения различных целей государственного управления. В этих актах не содержится требований об обязательном использовании общих правил идентификации сведений о физическом лице. В результате в настоящее время однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу зачастую не представляется возможным. При ведении каждого из указанных ресурсов осуществляется повторный сбор от физических лиц персональных данных и их ввод в ресурс с последующей актуализацией на основе сведений, предоставляемых физическими лицами. Это приводит к дополнительным затратам времени для органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан.

По мере увеличения объемов транзакций между государством и гражданами становится все более важным использование средств идентификации сведений о физическом лице, позволяющих обеспечить их однозначное соответствие. В условиях перехода на электронное взаимодействие ведение федерального ресурса о населении значительно упростит осуществление государственными органами и органами местного самоуправления регулирующих функций в сфере налогового администрирования и в иных сферах государственного и муниципального управления, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Кроме того, использование федерального ресурса о населении позволит исключить необходимость многократного информирования гражданами органов государственной власти и органов местного самоуправления о наступлении тех или иных событий в своей жизни. Наличие единожды предоставленной гражданами информации в федеральном ресурсе о населении обеспечит возможность реализации государством своих функций в интересах граждан.

Мировой опыт свидетельствует, что информационные системы, содержащие сведения о населении, создаются и успешно функционируют во многих развитых и развивающихся странах мира, используются преимущественно в целях обеспечения безопасности, повышения качества и удобства предоставляемых населению государственных услуг, а также в целях эффективного выполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти, в том числе на основе отчета о научно-исследовательской работе "Разработка механизмов однозначной идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости, хранящихся в различных информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления".

Как правило, информационные системы, которые содержат сведения о населении или посредством которых ведется регистрационный учет населения, представляют собой комбинацию взаимосвязанных подходов к их построению по централизованному и распределенному принципам.

Централизованный ресурс информационных систем, содержащих сведения о населении, предусматривает взаимодействие с информационными системами таких органов власти, как налоговые службы, службы социального страхования и пенсионного обеспечения, статистические службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органы внутренних дел, министерства обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, избирательные комиссии или иные.

Официальным органом, отвечающим за формирование и ведение централизованного ресурса информационных систем, содержащих сведения о населении, в международной практике является, как правило, орган исполнительной власти (министерства внутренних дел, юстиции или финансов, национальные управления гражданской регистрации, налоговые службы и другие).

Практически все признанные успешными проекты создания информационных систем, содержащих сведения о населении, основаны на использовании уникального идентификационного номера, который присваивается, например, в момент регистрации рождения. Идентификационный номер, как правило, содержит в закодированном виде сведения об индивидуальных признаках конкретного лица (например, дата рождения, место рождения, очередность регистрации в определенный день). Таким образом обеспечивается возможность сопоставления данных о физическом лице в разных информационных системах, что позволяет устранить разрозненность и неточность данных о гражданине.

Централизованный ресурс информационных систем, содержащих сведения о населении, может охватывать граждан страны или все население страны, включая иммигрантов, не получивших гражданство, лиц, временно проживающих на ее территории. Основными источниками данных для информационных систем, содержащих сведения о населении, являются службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения.

В большинстве стран создание и функционирование информационных систем, содержащих сведения о населении, порядок организации доступа к персональным данным и вопросы использования персональных данных регламентируются в законодательном порядке, требуют принятия специальных и корректировки действующих нормативных правовых актов (особенно в части защиты конфиденциальности персональной информации). Организация доступа к персональным данным населения через информационную систему, содержащую сведения о населении, требует разработки специальных методических и технических стандартов.

Зарубежный опыт свидетельствует в пользу необходимости создания единой информационной системы, содержащей сведения о населении, с обеспечением ее информационного взаимодействия с существующими государственными информационными системами.

III. Цели и основные принципы формирования и ведения федерального ресурса о населении


Целью формирования и ведения федерального ресурса о населении является создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость, направленной на совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на персонифицированные счета физических лиц.

Законодательством Российской Федерации могут быть определены иные цели ведения или использования федерального ресурса о населении для удовлетворения существующих потребностей общества и государства, в том числе для:

совершенствования процедур государственного и муниципального управления;

обеспечения информацией органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для реализации государственной политики, решения вопросов социально-экономического развития, составления и реализации государственных и муниципальных программ, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления списков избирателей и иных целей государственного управления;

совершенствования проведения официального статистического учета населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащих сведения о населении Российской Федерации, и обеспечения возможности сопоставления и прослеживания изменений содержащихся в них сведений;

совершенствования процедур предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, минимизации количества обращений граждан для получения государственных и муниципальных услуг;

повышения эффективности оказания государственной социальной поддержки, в том числе исключения случаев ошибочных социальных выплат, а также для борьбы с мошенничеством;

обеспечения доступности для гражданина сведений о нем, которые содержатся в государственных и муниципальных информационных ресурсах и на основе которых осуществляется предоставление ему гарантированных государством мер поддержки и государственных и муниципальных услуг;

информационного обеспечения исполнения воинской и военно-транспортной обязанности граждан.

Для обеспечения формирования, ведения и применения федерального ресурса о населении необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:

принятие необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы формирования и ведения федерального ресурса о населении, а также применения сведений, содержащихся в федеральном ресурсе о населении, в том числе определение в законодательстве Российской Федерации целей использования федерального ресурса о населении, предусмотренных настоящим разделом;

принятие необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регламентирующих вопросы создания и обеспечения информационного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении, с федеральным ресурсом о населении;

создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении;

создание централизованной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры федерального ресурса о населении, основанной на принципах отказоустойчивости и катастрофоустойчивости;

развитие (доработка) государственных и муниципальных информационных систем, в которых осуществляется ведение федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении, в части обеспечения информационного взаимодействия с федеральным ресурсом о населении и использования сведений, содержащихся в нем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»