ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 4 сентября 2017 года N 352

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами"



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451; 2016, N 14, ст.1904; N 15, ст.2066; N 27, ст.4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661; N 28, ст.4741; N 48, ст.6789; 2017, N 12, ст.1729; N 26, ст.3847),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-029-17).

Врио руководителя
А.Л.Рыбас



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 сентября 2017 года,

регистрационный N 48343     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 сентября 2017 года N 352



Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

"Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-029-17)

     

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами" (НП-029-17) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203).

2. Настоящие Правила распространяются на суда и другие плавсредства с ядерными реакторами на основе водо-водяных реакторов двухконтурного типа, включая плавучие энергоблоки (далее - суда), на всех этапах их жизненного цикла.

3. Настоящие Правила определяют основные требования к конструкции, характеристикам и условиям эксплуатации систем и элементов ядерных энергетических установок судов, а также принципы и особенности технических и организационных мер по обеспечению ядерной безопасности при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов, а также при конструировании и изготовлении систем и элементов для их применения в составе ядерной энергетической установки судна.

4. Настоящие Правила разработаны в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими общие требования к обеспечению безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, а также с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации ядерных энергетических установок судов.

5. Ядерная безопасность ядерной энергетической установки судна определяется техническим совершенством проекта, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний ее систем и элементов, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой состояния, качеством и своевременностью ремонтов и устранения отказов, выполнения вахтенного и планового технического обслуживания, организацией работ по технологическим картам, квалификацией и дисциплиной персонала.

Ядерная безопасность ядерной энергетической установки судна обеспечивается системой технических и организационных мер, в том числе за счет:

использования свойств внутренней самозащищенности;

применения принципа глубокоэшелонированной защиты;

использования систем безопасности, построенных на основе принципов резервирования, пространственного и физического разделения, функциональной независимости, единичного отказа;

использования надежных, проверенных практикой технических решений и обоснованных методик;

научного обеспечения разработок проектов, строительства ядерных энергетических установок, их пусков, а также научно-техническим сопровождением их эксплуатации;

выполнения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных документов, регламентирующих обеспечение ядерной безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, а также соблюдения требований эксплуатационной документации;

формирования и поддержания культуры безопасности.

6. При разработке проекта судна должно быть обеспечено взаимное согласование требований к безопасности ядерной энергетической установки и судну.

7. Порядок приведения судов в соответствие с требованиями настоящих Правил, в том числе сроки и объем необходимых мероприятий, определяется в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на строительство, эксплуатацию или вывод из эксплуатации.

8. Перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящим Правилам.

II. Требования к системам ядерных энергетических установок судов, важным для безопасности

Общие требования к системам ядерных энергетических установок судов

9. ЯЭУ и ее системы и элементы должны обеспечивать:

контроль плотности нейтронного потока (мощности) и скорости ее изменения;

контроль технологических параметров при всех возможных нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии;

управление ЯЭУ во всех режимах работы;

формирование сигналов защиты, аварийной и предупредительной сигнализации;

перевод реактора в подкритическое состояние и поддержание его в подкритическом состоянии;

останов ЯЭУ и управление режимом расхолаживания;

информационное обеспечение оператора при нормальной эксплуатации, нарушениях эксплуатационных пределов и (или) эксплуатационных условий, нарушениях пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, в том числе при проектных и запроектных авариях, а также при управлении авариями;

аварийное охлаждение активной зоны.

ЯЭУ и ее системы и элементы должны предотвращать:

нарушение функции контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора;

достижение критичности при перегрузке активной зоны;

нарушение процесса теплоотвода от твэлов при работе реактора на мощности и остаточных тепловыделений при остановке и расхолаживании.

10. Используемые при обосновании безопасности ЯЭУ программные средства должны быть аттестованы. В ООБ должны быть представлены перечни этих программ и указаны области их применения.

11. Работоспособность и характеристики систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности, которые в целях подтверждения проектных параметров должны подвергаться контролю и испытаниям в процессе изготовления, монтажа, при комплексных испытаниях ЯЭУ, а также периодической проверке в период эксплуатации, должны быть обоснованы в проекте ЯЭУ и представлены в ООБ.

Средства и методики проверок СВБ на соответствие проектным характеристикам на работающем или остановленном реакторе должны быть предусмотрены в проекте ЯЭУ. Средства и методики проверок не должны приводить к снижению безопасности ЯЭУ.

12. Конструкция ЯЭУ, ее системы и элементы, важные для безопасности, должны быть проанализированы с целью установления их возможных отказов или неправильного функционирования. Оценки последствий отказов или неправильного функционирования, возможности нарушения пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, разработка мер, ограничивающих эти последствия, результаты анализа отказов должны быть отражены в ООБ судна.

13. В проекте ЯЭУ должны быть приведены перечень исходных событий для анализа проектных аварий, перечень запроектных аварий и результаты оценки их развития и последствий. В числе запроектных аварий необходимо рассмотреть аварию с разрушением и расплавлением активной зоны.

В проекте ЯЭУ должны быть приведены и обоснованы эксплуатационные пределы и условия, пределы и условия безопасной эксплуатации и проектные пределы.

14. В проекте ЯЭУ должны быть обоснованы ресурсные характеристики и методология управления ресурсом систем и элементов, важных для безопасности.

15. Вопросы обеспечения качества изготовления элементов ЯЭУ при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации судна должны решаться соответствующими предприятиями-изготовителями, судостроительной и эксплуатирующей организациями. Судостроительная и эксплуатирующая организации, а также все их субподрядные организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, должны разрабатывать программы обеспечения качества в соответствии с требованиями ФНП.

16. Системы и элементы ЯЭУ, важные для безопасности, должны подвергаться контролю и испытаниям в процессе изготовления, монтажа и наладки, а при эксплуатации - проверке на соответствие проектным характеристикам. В проекте ЯЭУ должны предусматриваться программы, средства и методики для этих проверок, указываться и обосновываться их периодичность. СВБ должны быть обеспечены средствами контроля. В случаях, предусмотренных проектной документацией ЯЭУ, средства контроля резервируются.

17. В проекте ЯЭУ должен быть предусмотрен контроль:

радиоактивности теплоносителей контуров;

радиоактивных сред в местах их организованного вывода;

накапливаемых в процессе эксплуатации ЯЭУ РАО в местах их временного хранения до передачи на береговые пункты хранения и переработки.

18. Реакторное помещение и смежные с ним помещения или их части должны быть оборудованы конструктивной защитой, предназначенной для защиты ЯЭУ и СВБ от повреждения при происшествиях и авариях, учитываемых в проекте судна.

Требования к конструкции, характеристикам активной зоны реактора и исполнительных механизмов систем управления и защиты

19. Активная зона и элементы реактора, влияющие на реактивность, должны быть спроектированы таким образом, чтобы любые изменения реактивности за счет перемещения органов регулирования и эффектов реактивности в эксплуатационных состояниях и при проектных авариях не вызывали неуправляемого роста энерговыделения в активной зоне, приводящего к повреждению твэлов свыше установленных проектных пределов. В рабочем диапазоне температур активной зоны значения коэффициентов реактивности должны быть отрицательными при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

20. Характеристики ядерного топлива, активной зоны, расположение твэлов, выгорающего поглотителя, рабочих органов или средств воздействия на реактивность и других средств, влияющих на реактивность, должны исключать возможность достижения критичности при разрушении активной зоны или расплавлении топлива.

21. Включение (выключение) циркуляционных насосов контура теплоносителя реактора и (или) системы аварийного расхолаживания на остановленном реакторе не должно выводить его из подкритического состояния при любом учитываемом в проекте РУ исходном событии.

22. В проекте РУ должно быть обосновано и в ООБ показано, что при проектных авариях, связанных с увеличением реактивности, не происходит формоизменение и повреждение твэлов сверх проектных пределов.

23. В проекте активной зоны должен быть установлен и обоснован максимальный предел повреждения твэлов и связанные с ним значения объемной активности теплоносителя контура реактора по реперным радионуклидам.

24. Конструкция активной зоны должна быть такой, чтобы при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не превышались проектные пределы повреждения твэлов с учетом:

проектного количества режимов и их проектного протекания;

тепловой, механической и радиационной деформации компонентов активной зоны;

предельных значений теплотехнических параметров;

вибрации, термоциклирования, усталости и старения материалов;

влияния продуктов деления и примесей в теплоносителе на коррозию оболочек твэлов;

воздействия радиационных и других факторов, ухудшающих механические характеристики материалов активной зоны и целостность оболочек твэлов.

25. Характеристики активной зоны и средств воздействия на реактивность должны быть такими, чтобы при введении этих средств в активную зону в любой комбинации их расположения исключалось увеличение реактивности на любом участке их движения.

26. Конструкция ТВС и реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, должна исключать непредусмотренные перемещения и деформации элементов активной зоны, изменение геометрии твэлов и других элементов ТВС, ухудшение условий теплоотвода, приводящих к повреждению твэлов сверх проектных пределов или препятствующих нормальному функционированию органов СУЗ.

27. Активная зона, элементы реактора и исполнительные механизмы СУЗ должны быть спроектированы таким образом, чтобы исключалось заклинивание (невозможность перемещения в любом направлении от электродвигателя и ручного привода), выброс рабочих органов или самопроизвольное расцепление рабочих органов с элементами исполнительных механизмов СУЗ при любом положении судна, в том числе при его опрокидывании.

28. В проекте РУ должна быть обоснована и в ООБ показана возможность выгрузки активной зоны и ее компонентов после проектной аварии.

29. Маркировка ТВС должна иметь отличительные знаки, характеризующие содержание топлива и поглотителя.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»