ЗАКОН

 ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

от 21 июля 2017 года N 357-ЗС

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030 ГОДА

Принят
Законодательным Собранием
города Севастополя
18 июля 2017 года

 Статья 1


Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (прилагается).

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу после дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора города Севастополя
Д.В.ОВСЯННИКОВ

Севастополь
21 июля 2017 года
N 357-ЗС

Приложение
к Закону
города Севастополя
"Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
города Севастополя до 2030 года"

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ДО 2030 ГОДА


Ты стоишь,
полон завтрашней думы большой,
Навсегда недоступный врагу.
Как ты славою стар, как ты молод душой,
Белый город на синем морском берегу.


Лев Ошанин. Дума о Севастополе


1. Основные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года


Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (далее - Стратегия) является Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон города Севастополя от 5 декабря 2016 года N 295-ЗС "О стратегическом планировании города Севастополя", распоряжение Губернатора города Севастополя от 12 октября 2016 года N 145-РГ "О создании рабочей группы по обеспечению организации разработки Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года и взаимоувязки документов, определяющих стратегическое и территориальное развитие города Севастополя".

Стратегия разработана в период изменений мирового масштаба и переосмысления многих тенденций развития Российской Федерации.

Наиболее характерные особенности города Севастополя:

1) богатое историческое наследие города, являющегося символом России в Черноморском регионе;

2) уникальные характеристики береговой линии, делающие город лучшим в регионе местом для развития военной и гражданской морской инфраструктуры;

3) наличие значительных территорий для пространственного развития города Севастополя;

4) наличие на территории города Севастополя аэропорта, способного стать международным;

5) исключительно благоприятные климатические условия для развития производственных, туристических и агропромышленных кластеров.

Город федерального значения Севастополь является субъектом Российской Федерации. Городу Севастополю присущи определенные особенности осуществления государственного управления и местного самоуправления на его территории, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Стратегия имеет ряд нижеследующих особенностей, отличающих ее от стратегий иных субъектов Российской Федерации.

1) В городе Севастополе располагается Черноморский флот ВМФ России, и жизнь города теснейшим образом переплетена с жизнью флота. Значительную часть населения города Севастополя составляют военнослужащие и члены их семей, а также гражданское население, работающее на объектах Минобороны России. Значительная территория города относится к землям Минобороны России, которое располагает своей промышленностью, транспортом, базами хранения, объектами образования, здравоохранения и культуры, расположенными в городе Севастополе. Имеет оно и собственный жилищный фонд, который само и обслуживает.

2) Морская граница города Севастополя по протяженности в 1,5 раза превосходит сухопутную, поэтому город полностью подпадает под действие норм Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и Морской доктрины Российской Федерации и в соответствии с ними должен иметь дополнительные документы, определяющие его развитие как приморской территории.

3) Стратегия должна содержать разделы, присущие стратегиям регионов. Вопросы состояния и развития городских дорог, общественного транспорта, жилого фонда, объектов коммунального хозяйства (обеспечение электричеством, тепловой энергией, водой, газом, очистными сооружениями, мусоропереработкой), объектов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, благоустройство территорий являются важнейшими в жизни города Севастополя и должны находить свое отражение в Стратегии.

4) Город Севастополь в настоящее время проходит сложнейший период своей истории - адаптацию к российским законодательным и нормативным требованиям после 25 лет функционирования в правовом поле Украины. Этот процесс затрагивает все сектора экономики, социальной сферы и повседневную жизнь каждого жителя города.

5) Применение международным сообществом санкций по отношению к Российской Федерации носит для города Севастополя существенно более жесткий характер, лишая возможности его порты участвовать в любом виде международного судоходства. В настоящее время это приводит к фактическому свертыванию внешнеэкономической деятельности города Севастополя.

В качестве целевого сценария в Стратегии рассматривается гармоничное развитие экономики, городского хозяйства и гуманитарной сферы.

Однако на начальном этапе реализации указанного сценария необходимо изменение сложившейся экономической модели, поскольку наряду с традиционными для города функциями основной базы Черноморского флота ВМФ России городу необходимо улучшать деловой климат, создавать условия и формировать структуры привлечения инвестиций, обеспечивая в первую очередь опережающий рост реального сектора экономики. Такое направление развития города Севастополя подразумевает широкое применение инноваций, поощрение творческой инициативы жителей города и вместе с тем выработку и принятие жестких управленческих решений, а также контроль исполнительской дисциплины.


 2. Анализ социально-экономического развития города Севастополя


Субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь, как и Республика Крым, стал частью России в 2014 году. За время пребывания в составе Украины экономика города (объемные показатели и структура) претерпела значительные изменения. Изменилась система управления экономикой, в том числе подходы к организации и методологии статистических наблюдений. В результате утраченной оказалась преемственность статистических данных о развитии (деградации) города с соответствующими данными о развитии Севастополя в советский период, поэтому проследить динамику произошедших в экономике города Севастополя перемен с 1991 года по 2013 год не представляется возможным.

Несмотря на ограниченный состав имеющихся в наличии статистических данных, их анализ позволил сделать выводы, которые достаточно четко фиксируют основные проблемы экономики и социальной сферы города Севастополя на современном этапе и определяют перспективные направления его развития.

Для более полной характеристики особенностей города Севастополя, его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз используются данные о жизнедеятельности схожих с Севастополем городов и агломераций. При выборе городов для сопоставления различных аспектов социально-экономического развития нужно исходить из общности с Севастополем особенностей этих городов. К таким ключевым особенностям в случае города Севастополя относятся:

1) геостратегическое значение города для страны;

2) наличие созданных государством специальных режимов и условий ведения хозяйственной деятельности (федеральная целевая программа развития Республики Крым и города Севастополя (далее также - ФЦП), свободная экономическая зона (далее также - СЭЗ), свободный порт и тому подобное);

3) наличие университета как образовательной доминанты города;

4) наличие морского порта;


     5) наличие аэропортов, которые могут использоваться для нужд гражданской авиации;

6) значимость приморского (курортного) туризма в городе;

7) мягкий климат.

Городов, отвечающих условиям для сопоставительного анализа с городом Севастополем, в России немного, что еще раз подчеркивает уникальное положение города. К таким городам и регионам могут быть отнесены Калининградская область и город Калининград (флот, порт, промышленность, образование, туризм), город Сочи (туризм, порт) и город Владивосток (порт, промышленность, образование, туризм, флот).

Условия, которые созданы на Крымском полуострове для развития, имеют лишь три геостратегических центра страны: Калининградская область (особая экономическая зона), юг Приморского края (свободный порт Владивосток), Республика Крым и город Севастополь.

Калининградская область за последние 10 лет продемонстрировала темпы развития (валовый региональный продукт (далее также - ВРП), промышленное и сельскохозяйственное производство, налоговые отчисления), в 2 - 3 раза превосходящие среднероссийские.

Владивосток и юг Приморья превращаются в крупнейший индустриально-интеллектуальный центр Дальнего Востока и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Севастополь должен стать таким же полноценным индустриально-интеллектуальным и в полном смысле этого слова геостратегическим центром России в Черноморском и Средиземноморском регионах.

В мире сопоставимыми городами по приведенному набору ключевых особенностей можно считать города Норфолк (США), Гонолулу (США), Тулон (Франция) и Хайфу (Израиль).

Город Норфолк на Восточном побережье США (штат Вирджиния) является главной военно-морской базой США в Атлантическом океане. Ключевую роль в экономике города играют Министерство обороны США, частные судостроительные верфи и заводы, а также коммерческие торговые порты. Возрастает доля населения, работающего в сфере услуг, в том числе в туристической отрасли. Помимо этого, Норфолк служит экономическим и культурным центром региона Хемптон-Роудс. Ежегодно в городе проходят фестивали и парады (фестиваль цветов, гастрономические фестивали, музыкальные и патриотические праздники).

В городе Гонолулу (штат Гавайи, США) расположена главная военно-морская база Тихоокеанского флота ВМФ США (гавань Перл-Харбор). Несмотря на изолированное островное географическое положение, Гонолулу - крупнейший туристический и деловой центр, важнейший административный центр геополитического присутствия США в Тихоокеанском регионе. Помимо лидирующей отрасли туризма, из-за благоприятного расположения в Тихом океане город является важным деловым, торговым и транспортным центром. Значительную роль в экономике города Гонолулу играют различные исследовательские и производственные центры (преимущественно в сфере информационных технологий, в создании современных материалов, медицине и биотехнологиях). В городе расположен Гавайский университет. В культурной сфере города выделяется ежегодный Гавайский международный кинофестиваль. Несмотря на такую диверсификацию, штат Гавайи является самым милитаризированным в относительном выражении американским штатом с самой большой долей военных в численности занятого населения (6,47 процента в 2015 году) и долей военных в валовом внутреннем продукте штата (6,78 процента в 2015 году).

В городе Тулоне (Франция) расположена главная военно-морская база ВМФ Франции в бассейне Средиземного моря. Город имеет тысячелетнюю историю, многочисленные достопримечательности. В настоящее время это малозначимый административный центр, хоть и расположен он на Лазурном берегу - крупнейшем туристско-рекреационном регионе Франции (между Марселем и Каннами). В Тулоне также работает консерватория, проводится один из самых престижных молодежных футбольных турниров.

В городе Хайфе (Израиль) расположена главная военно-морская база ВМФ Израиля. Город имеет двухтысячелетнюю историю, многочисленные достопримечательности, в том числе объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Важнейший порт, крупный деловой и культурный центр удобно расположен в структуре туристических маршрутов по святым местам в северной части страны. Стоит отметить изолированное расположение Израиля в окружении недружественных арабских стран и сложные условия рельефа. Хайфа является крупнейшим бизнес-центром. Хайфский университет и Израильский технологический институт, расположенные в городе, делают его одним из важнейших образовательных центров страны. В городе Хайфе с 1983 года проводится международный кинофестиваль.

Кроме того, интересен опыт Малайзии в развитии острова Лангкави, где проходит одна из крупнейших международных выставок вооружений LIMA. Всемирно известная выставочная площадка возникла на базе военно-морского училища, военного аэродрома и пункта базирования флота. Впоследствии вокруг выставочного центра появились гостиничные комплексы, бизнес-центр, объекты развлечения и отдыха.

Провинции Сиракуза и Рагуза, расположенные на юге острова Сицилия (Италия), могут служить примером успешного развития гастрономического туризма. Недельный гастрономический тур "Бархатная Сицилия" проводится здесь в бархатный сезон (осенью), когда вызревает виноград и начинается его сбор. Туристам предлагается не только попробовать блюда традиционной кухни, но даже поучаствовать в их приготовлении - организуются мастер-классы по виноделию и кулинарные занятия.


2.1. Природно-географические характеристики


Общая площадь территории города Севастополя составляет 1,08 тыс. кв. км, в том числе к ней относятся более 30 бухт с общей площадью акватории в 216,0 кв. км. Протяженность территории города Севастополя с запада на восток - 43 км, с севера на юг - 50 км.

На северо-востоке его земли граничат с Бахчисарайским районом, на юго-востоке - с Большой Ялтой. С запада и юга регион омывают воды Черного моря.

Для города Севастополя характерна большая протяженность береговой линии, которая составляет 152 км. Сухопутная граница города - 106 км.

В городе сравнительно мягкий, морской климат; в предгорьях - умеренно-континентальный, на юго-восточном побережье - субтропический средиземноморского типа.

Среднегодовая температура воздуха в городе 12,1 градуса Цельсия. Для сравнения: среднегодовая температура в Сочи составляет 15,1 градуса Цельсия, в Калининграде - 7,9 градуса Цельсия, во Владивостоке - 6 градусов Цельсия, в среднем по России - минус 2 градуса Цельсия.

Согласно статистике, самый холодный месяц - январь со среднемесячной температурой минус 4,6 градуса Цельсия. Самый теплый месяц - август со среднемесячной температурой плюс 24,5 градуса Цельсия.

Годовое количество осадков в 2015 году составило 400,7 мм. Самый сухой месяц - сентябрь, количество осадков 2,1 мм. Самый влажный - июнь (73,6 мм). По сравнению с Сочи, Калининградом и Владивостоком климат в Севастополе более устойчивый и мягкий.

Температура поверхностного слоя воды в Черном море у побережья Севастополя в течение года всегда положительная. Максимальная температура воды отмечалась в августе - плюс 27,7 градуса Цельсия.

Самые крупные реки города - Кача, Бельбек и Черная.

Лесохозяйственный комплекс

Общая площадь лесов города Севастополя по состоянию на 1 января 2017 года составляет 34,3 тыс. га, или 39,7 процента его общей площади, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 29,2 тыс. га, земли, не покрытые лесной растительностью, - 1,2 тыс. га, нелесные земли - 3,9 тыс. га. Леса города Севастополя отнесены к Крымскому горному району зоны горного Северного Кавказа и горного Крыма на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года N 367 "Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации".

Леса города Севастополя расположены в основном в северной, восточной и юго-восточной частях города и представляют собой сплошные массивы. В лесах города Севастополя преобладают твердолиственная и хвойная группы пород, составляющие соответственно 64,6 процента и 30,8 процента земель, покрытых лесной растительностью, на долю мягколиственных насаждений приходится 0,1 процента, на долю прочих пород и кустарников - 4,5 процента.

В лесах города Севастополя преобладающими породами являются: дуб низкоствольный - 55,2 процента, сосна - 23,1 процента, можжевельник древовидный (Арча) - 7,7 процента, бук - 3,5 процента, граб - 2,5 процента от площади земель, покрытых древесной растительностью. На остальные породы приходится 8 процентов.

Породный состав лесов связан с климатическими и почвенными условиями района.

В хвойных лесах преобладают молодняки (44,3 процента) и средневозрастные насаждения (35 процентов), в твердолиственных - спелые и перестойные (80 процентов) и приспевающие (13,2 процента), мягколиственные насаждения представлены спелыми и перестойными (96,1 процента) и средневозрастными (3,9 процента).

Лесные культуры составляют 18,5 процента от общей покрытой лесной растительностью площади.

Общий запас насаждений составляет 3385,9 тыс. куб. м, в том числе спелых и перестойных - 1930,9 тыс. куб. м, из которых хвойных - 30,7 тыс. куб. м, твердолиственных - 1864,8 тыс. куб. м, мягколиственных - 3,6 тыс. куб. м.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»