ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2016 года N 8

О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза



В соответствии с пунктом 2 статьи 84 и пунктом 6 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет

решил:

Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.

Члены
Высшего Евразийского
экономического совета:

     
От Республики Армения

     
От Республики Беларусь

     
От Республики Казахстан

     
От Кыргызской Республики

     
От Российской Федерации

     

     

УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 31 мая 2016 года N 8

     

Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза

     

     

I. Общие положения


Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического Союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется с учетом:

существующих взаимоотношений и обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;

особенностей функционирования и развития национальных рынков государств-членов;

приоритетного обеспечения внутренних потребителей государств-членов;

законодательства государств-членов;

международного опыта формирования общих энергетических рынков.

II. Понятия и определения


Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:

"доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов" - предоставление права использования систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки нефти и нефтепродуктов;

"нефть и нефтепродукты" - товары, определенные в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;

"общие рынки нефти и нефтепродуктов Союза" - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-членов;

"оператор биржевых торгов" - юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченными органами государств-членов;

"оператор нефтехранилища и складской инфраструктуры" - юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена;

"оператор системы транспортировки нефти и нефтепродуктов государства-члена" - юридическое лицо, оказывающее услуги по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов по системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена, а также оперативно-диспетчерское управление системой транспортировки нефти и нефтепродуктов;

"потребитель нефти и нефтепродуктов" - юридическое лицо, приобретающее нефть и (или) нефтепродукты для собственных производственных и (или) иных хозяйственных нужд;

"система транспортировки нефти и нефтепродуктов" - совокупность магистральных трубопроводов и транспортных средств других видов транспорта, используемых для транспортировки (перекачки) нефти и (или) нефтепродуктов;

"транзит нефти и нефтепродуктов" - перемещение (перевозка) нефти и нефтепродуктов по территории государства-члена, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами территории этого государства-члена;

"транспортировка нефти и нефтепродуктов" - совершение действий, направленных на перемещение нефти и нефтепродуктов любым способом, в том числе с использованием трубопроводного транспорта от пункта приема от отправителя до пункта сдачи получателю, включая слив, налив, перевалку на другой вид транспорта, хранение, смешение;

"участник общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза" - хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории государства-члена и осуществляющий деятельность в сфере добычи, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, а также потребитель нефти и нефтепродуктов.

Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, понимаются в значениях, приведенных в Договоре.

III. Цели и задачи формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза


Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется в целях:

обеспечения устойчивого развития экономик, энергетической и экологической безопасности государств-членов с учетом необходимости приоритетного обеспечения потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;

повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов и надежности функционирования топливно-энергетических комплексов государств-членов;

повышения уровня экономической интеграции и конкурентоспособности государств-членов и Союза в целом на мировом рынке.

Задачами формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза являются:

создание благоприятных условий для развития экономик государств-членов;

развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между участниками общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза путем создания механизмов биржевой торговли (включая формирование биржевого товарного рынка Союза), определения принципов взаимодействия субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и структур управления и обеспечения функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

устранение барьеров входа на биржевой товарный рынок, создание условий для обеспечения недискриминационного доступа участников общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза на рынки государств-членов (включая создание электронных биржевых и внебиржевых торговых институтов) при учете в приоритетном порядке интересов экономик государств-членов;

обеспечение информационного обмена между государствами-членами данными о потреблении нефти и нефтепродуктов, добыче, транспортировке, поставке, переработке и сбыте нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов;

повышение прозрачности ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов;

рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за нефть и нефтепродукты;

развитие транспортной инфраструктуры в целях обеспечения устойчивого функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

обеспечение в пределах имеющихся технических возможностей гарантированного осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспортировки нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов, в том числе по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;

унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов, а также требований, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов.

IV. Принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза


Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза осуществляется исходя из следующих основных принципов, определенных Договором:

обеспечение рыночного ценообразования в отношении нефти и нефтепродуктов, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;

обеспечение развития добросовестной конкуренции на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза, за исключением услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, ценообразование в отношении которых формируется в соответствии с законодательством государств-членов;

отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле нефтью и нефтепродуктами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами;

обеспечение развития коммерческой и транспортной инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферы добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов государств-членов;

гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение);

приоритетное обеспечение потребностей государств-членов в нефти и нефтепродуктах;

унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов;

обеспечение экологической безопасности;

информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Государства-члены развивают взаимовыгодное сотрудничество по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза также с учетом следующих принципов:

сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов;

соблюдение баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, в том числе интересов субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающих недискриминационный доступ к оказываемым ими услугам в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов и надлежащий уровень качества этих услуг для потребителей, а также эффективное функционирование и развитие систем транспортировки нефти и нефтепродуктов;

тарифообразование на услуги субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с законодательством государств-членов;

приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и конкуренции;

повышение открытости информации, характеризующей спрос и предложение на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза.

Указанные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза не распространяются на правоотношения, возникающие в рамках ранее заключенных межправительственных соглашений по вопросам трансграничных трубопроводов.

V. Субъекты общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза


В состав субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:

участники общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;

инфраструктурные организации общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

В состав инфраструктурных организаций общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза входят:

юридические лица, владеющие системами транспортировки нефти и нефтепродуктов, нефтехранилищами и складской инфраструктурой на территориях государств-членов;

операторы систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов;

операторы нефтехранилищ и складской инфраструктуры;

операторы биржевых торгов, обеспечивающие исполнение договоров, заключенных при осуществлении биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, посредством взаимодействия с операторами систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов и операторами нефтехранилищ и складской инфраструктуры;

прочие организации, обеспечивающие взаимодействие операторов систем транспортировки нефти и нефтепродуктов государств-членов, операторов нефтехранилищ и складской инфраструктуры и операторов биржевых торгов.

VI. Функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза


Функционирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза направлено на обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»