Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22543


О ввозе этилового спирта производителем алкогольной продукции из государств - членов Евразийского экономического союза



Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при импорте этилового спирта производителем алкогольной продукции из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), сообщает следующее.

Как следует из указанного обращения, производитель алкогольной продукции планирует осуществлять ввоз в Российскую Федерацию дистиллята коньячного, приобретенного в Республике Армения в целях его использования для производства алкогольной продукции. При этом указанный производитель намерен в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза по этой алкогольной продукции представлять в налоговый орган банковскую гарантию.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) коньячный дистиллят включен в перечень подакцизных товаров и отнесен к понятию этилового спирта.

Положениями пункта 8 статьи 194 Кодекса установлено, что организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции, в качестве сырья для которой используется этиловый спирт, в том числе, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС, обязаны уплатить в бюджет по указанной продукции авансовый платеж акциза. При этом, в соответствии с положениями данной нормы статьи 194 Кодекса и пункта 6 статьи 204 Кодекса, подлежащая уплате сумма авансового платежа акциза исчисляется исходя из объема этилового спирта, ввоз которого будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом, и соответствующей ставки акциза на алкогольную продукцию, для производства которой ввозится указанный спирт.

В соответствии с положениями пункта 11 статьи 204 Кодекса производители алкогольной продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза по этой продукции при условии представления в налоговый орган (не позднее 18-го числа текущего налогового периода) банковской гарантии одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, в графе 5 которого указывается освобожденная от уплаты сумма авансового платежа акциза.

При этом, поскольку в целях статьи 194 Кодекса дата ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - определена как дата его оприходования покупателем - производителем алкогольной продукции, банковская гарантия и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции, для производства которой будет использован этиловый спирт, ввезенный с территорий государств - членов ЕАЭС, должны быть представлены в налоговый орган не позднее 18-го числа налогового периода, предшествующего периоду, в котором ввезенный спирт будет оприходован налогоплательщиком.

Освобожденная от уплаты сумма авансового платежа акциза по алкогольной продукции отражается (в графе 2 подраздела 2.5 по коду 60006) в налоговой декларации по акцизам, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Порядка ее заполнения.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 Кодекса ввоз подакцизных товаров (в том числе этилового спирта) в Российскую Федерацию признается объектом обложения акцизами. Соответственно, лица, осуществляющие ввоз этилового спирта из государств - членов ЕАЭС, должны уплачивать в бюджет Российской Федерации акциз по данному подакцизному товару.

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.

Статьей 72 Договора установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары.

На основании положений пунктов 19-20 раздела III Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по косвенным налогам и уплатить акциз по ввезенному подакцизному товару, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированного (ввезенного) товара.

Таким образом, российский производитель алкогольной продукции, осуществивший ввоз из государства - члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации этилового спирта в целях его использования для производства алкогольной продукции, должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенного спирта, представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н (далее - декларация по косвенным налогам).

Согласно положениям пункта 4 раздела II Протокола, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с декларацией по косвенным налогам представляется, в том числе, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление).

В целях реализации данной нормы раздела II Протокола в Приложении N 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 определены правила заполнения Заявления (далее - Правила).

Так, согласно положениям пункта 3 названных Правил, по ввезенным подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в графе 14 Заявления отражается налоговая база исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении в единицах измерения с учетом пересчета показателя графы 5 Заявления на соответствующие величины, установленные законодательством государства-члена для такого пересчета.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае налогоплательщиком на территорию Российской Федерации будет ввозиться коньячный дистиллят, включенный в понятие этилового спирта, в отношении которого статьей 193 Кодекса ставка акциза установлена в расчете на литр безводного этилового спирта, в графе 14 Заявления должна отражаться налоговая база по ввезенному дистилляту, рассчитанная исходя из ввезенного объема в пересчете на литры безводного этилового спирта.

В графе 16 Заявления указывается налоговая ставка акциза, установленная законодательством государства-члена. При этом если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово "льгота".

Согласно пункту 17 раздела III вышеназванного Протокола, суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена, на территорию которого импортированы товары.

С учетом изложенного, уплата косвенных налогов (НДС и акциза) при импорте (ввозе) подакцизных товаров на территорию Российской Федерации из государств - членов ЕАЭС (в данном случае - с территории Республики Армения) осуществляется по ставкам, определенным, соответственно в главах 21 и 22 Кодекса.

Положениями пункта 4 статьи 193 Кодекса установлено, что при ввозе в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС этилового спирта, являющегося товаром ЕАЭС, покупателем этилового спирта - производителем алкогольной продукции, представившим в налоговый орган по месту учета извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза и банковскую гарантию, ставка акциза на ввозимый этиловый спирт применяется в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в этом подакцизном товаре.

Таким образом, налогоплательщик, осуществивший ввоз из государства - члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации этилового спирта (коньячного дистиллята) в графе 16 Заявления проставляется не слово "льгота", а ставку акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта.

В графе 19 Заявления отражается сумма акциза, рассчитанная покупателем товара исходя из налоговой ставки, указанной в графе 16.

Соответственно, поскольку, как указывалось выше, в рассматриваемом случае ставка акциза на этиловый спирт (коньячный дистиллят), ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС, установлена в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, сумма акциза по ввезенному этиловому спирту, отражаемая в графе 19 Заявления, определится в размере 0 рублей.

В отношении вопроса об определении налоговой базы по НДС при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения сообщается следующее.

Согласно положениям пункта 14 раздела III Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

При этом стоимостью, в частности, приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении) является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.Сатин




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»