Статус документа
Статус документа

СП 270.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила оценки повреждений дорог при землетрясениях в отдаленных и труднодоступных районах

     4 Основные положения

4.1 При оценке последствий разрушительных землетрясений следует учитывать, что внезапные изменения в литосфере часто развиваются как каскадный процесс, когда во время предыдущей фазы создаются условия для возникновения последующего опасного явления, имеющего иную физическую сущность.

4.2 К первой фазе относятся подвижки блоков земной коры с возможным выходом на поверхность тектонических разрывов и распространением из очага землетрясения сейсмических волн.

4.3 Вторая фаза включает в себя оползни, обвалы, лавины, цунами и другие опасные литосферные и гидросферные явления. Отдельные участки суши затапливаются в результате тектонического опускания местности, нагона воды на прибрежные участки суши или образования подпрудных озер при обвалах (оползнях) скальной породы и покровных отложений с горных склонов в русла рек. Возникают мощные селевые потоки при прорыве образовавшихся земляных плотин.

4.4 Совместно с тектоническими и волновыми воздействиями вторичные по времени возникновения поражающие факторы землетрясения повреждают или разрушают транспортную инфраструктуру. В результате нарушения прочности (устойчивости) сооружений и работы систем, обеспечивающих безопасное функционирование дорог, возможен переход природной катастрофы в техногенную, включающую в себя аварии подвижного состава, пожары, взрывы, загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми по дорогам, что необходимо учитывать при проектировании новых объектов, усилении существующих сооружений и восстановлении объектов после разрушительных толчков.

4.5 Подземные толчки в районе стихийного бедствия могут продолжаться с перерывами в течение длительного времени (от нескольких суток до нескольких месяцев), вызывая дополнительные повреждения сооружений.

4.6 Для обеспечения безопасности движения службам эксплуатации дорог рекомендуется проводить мониторинг состояния транспортной инфраструктуры на весь период сейсмической активности в районе землетрясения, включая афтершоки силой 6 баллов и более по шкале MSK-64. Технический мониторинг выполняется согласно требованиям ГОСТ 31937 с учетом положений настоящего свода правил.

Примечание - При организации визуальных обследований в зоне землетрясения следует иметь в виду, что повторяющиеся подземные толчки силой 6 баллов и более приводят к уменьшению фактической несущей способности и дополнительным деформациям сооружений. Для купирования выявленных дефектов рекомендуются ремонт и усиление несущих конструкций по временной схеме (устройство временных опор в виде шпальных клеток, железобетонных рубашек поврежденных каменных опор и др.).

4.7 При оценке возможных повреждений дорог при землетрясениях следует учитывать данные ранее выполненных обследований транспортных сооружений в сейсмических районах, выявленные причины повреждений дорог, эффективность способов антисейсмической защиты при новом строительстве и повышения сейсмостойкости при капитальном ремонте (реконструкции) транспортной инфраструктуры.

4.8 Повреждения дорог рекомендуется оценивать применительно к сооружениям в несейсмостойком исполнении, пониженной и нормативной сейсмостойкости.

4.9 К сооружениям (конструкциям) в несейсмостойком исполнении относятся:

- сооружения (конструкции) с близким к предельному физическим износом (сквозная коррозия металла гофрированных труб, шпунта и др.), а также с местными и общими деформациями, указывающими на возможность отказов по ГОСТ 27751;

- конструкции, на которые не распространяются нормы сейсмостойкого строительства [например, дорожные знаки, перильные ограждения, устройства СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) и связи].

Примечание - Для продолжения эксплуатации сооружений, имеющих близкий к предельному физический износ и недопустимые деформации, требуется выполнение срочных работ по восстановлению работоспособности конструкций с контролируемым ограничением движения транспортных средств и пешеходов на время проведения предаварийных работ.

4.10 К сооружениям (конструкциям) пониженной сейсмостойкости принадлежат:

- конструкции, имеющие значительный физический износ, а также деформации, затрудняющие нормальную эксплуатацию и снижающие долговечность сооружений (сквозные трещины в кладке, разрушение защитного слоя бетона, осадки земляного полотна и опор мостов, изменяющие профиль дороги, и др.);

- объекты, техническое состояние которых является удовлетворительным, но с несущими конструкциями, не соответствующими требованиям действующих норм проектирования в сейсмических районах.

Примечание - Для сооружений, имеющих значительный физический износ и деформации (ограниченно работоспособное состояние), продолжение эксплуатации возможно при введении ограничений на вес и скорость транспортных средств с проведением капитального ремонта объекта в течение ближайших пяти лет.

4.11 Сооружения в сейсмостойком исполнении должны соответствовать указаниям документов, регулирующих изыскания и проектирование транспортных сооружений в сейсмических районах, а также иметь исправное техническое состояние.

Примечание - Сооружения в сейсмостойком исполнении подразделяются на три класса. Сооружения класса сейсмостойкости III должны выдерживать без разрушения землетрясения, повторяющиеся в месте расположения объекта в среднем один раз за 500 лет. Сооружения классов сейсмостойкости II и I должны выдерживать землетрясения, повторяющиеся с интервалом 1000 лет и от 2000 до 5000 лет соответственно. Возможные повреждения сооружений классов сейсмостойкости I и II при землетрясениях в настоящем своде правил не рассматриваются.