ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2016 года N 24


Об утверждении Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности



В соответствии с пунктом 61 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Высший Евразийский экономический совет

решил:

1. Утвердить прилагаемые Правила регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности.

2. Евразийской экономической комиссии по итогам мониторинга, в том числе с учетом сведений, представляемых государствами - членами Евразийского экономического союза, о результатах реализации положений, предусмотренных Правилами регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности, не реже 1 раза в два года информировать Высший Евразийский экономический совет об их исполнении государствами-членами.

Члены Высшего
Евразийского экономического совета:

от Республики Армения

от Республики Беларусь

от Республики Казахстан

от Кыргызской Республики

от Российской Федерации

     

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 26 декабря 2016 года N 24

     

Правила регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности

     

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в целях реализации раздела XV Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) и Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о Союзе) (далее - Протокол).

2. Настоящие Правила предназначены для руководства компетентными органами при регулировании торговли услугами, учреждения и деятельности, а также в процессе либерализации торговли услугами, учреждения и деятельности в целях обеспечения свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций.

Компетентные органы руководствуются настоящими Правилами без ущерба для положений пунктов 4, 6 и 7 статьи 65 Договора о Союзе, пунктов 15-17, 23, 26, 28, 31, 33 и 35 Протокола.

На финансовые услуги, регулируемые разделом XVI Договора о Союзе, распространяются специальные правила, разработанные соответствующими органами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) в соответствии с пунктом 15 Протокола по финансовым услугам (приложение N 17 к Договору о Союзе).

3. Для целей настоящих Правил используются основные понятия, которые означают следующее:

"адресаты регулирования" - лица государств-членов, осуществляющие (намеревающиеся осуществлять) поставку и получение (потребление) услуг, учреждение, деятельность и (или) действия на территориях государств-членов;

"единое окно" - система взаимодействия между компетентным органом и заявителем, позволяющая заявителю однократно представлять (направлять) документы в стандартизированном виде, в том числе через государственную информационную систему государства-члена (единый пропускной канал), обеспечивающую осуществление разрешительной процедуры в электронной форме;

"заявитель" - лицо, претендующее на подтверждение права (подтверждающее свое право) на торговлю услугами, учреждение, деятельность и (или) действия, в том числе посредством получения разрешения или направления уведомления (заявления, извещения и т.п.);

"неоправданные барьеры (ограничения)" - обязательные требования и (или) процедуры, приводящие к экономическим издержкам более значительным, чем это необходимо для достижения целей регулирования, в том числе целей обеспечения безопасности и качества поставляемых услуг, безопасности осуществляемых деятельности и (или) действий, с учетом социально-экономических последствий и последствий для бюджетов бюджетной системы государства-члена, осуществляющего соответствующее регулирование;

"регулирование" - система мер, принимаемых и применяемых компетентными органами в отношении адресатов регулирования, которая включает в себя в том числе следующие регулятивные требования и (или) процедуры:

обязательные требования к адресатам регулирования, поставляемым и (или) получаемым (потребляемым) услугам, учреждению, деятельности и (или) действиям;

разрешительные, уведомительные и контрольные (надзорные) процедуры;

меры воздействия на лиц, нарушивших обязательные требования.

Иные понятия используются в настоящих Правилах в значениях, определенных в разделе XV Договора о Союзе и Протоколе.

4. Регулирование осуществляется компетентными органами в соответствии с настоящими Правилами для достижения целей, установленных Договором о Союзе, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.

5. При применении настоящих Правил компетентные органы принимают во внимание рекомендации Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), указанные в пункте 57 настоящих Правил, и (или) международные стандарты международных организаций, членство в которых открыто для всех государств-членов, в том числе по перечню согласно приложению.

II. Принципы регулирования

6. Основными принципами регулирования являются:

а) законность - компетентные органы (их должностные лица) устанавливают и применяют регулятивные требования и (или) процедуры, а также осуществляют любые действия в соответствии с положениями международных договоров и актов, составляющих право Союза, и законодательства государств-членов и только в случаях, предусмотренных указанными положениями;

б) транспарентность - компетентные органы обеспечивают открытость и доступность нормативных правовых актов государств-членов (далее - нормативные правовые акты) (включая их проекты);

в) соразмерность - компетентные органы (их должностные лица) при установлении и применении регулятивных требований и (или) процедур обеспечивают достижение целей регулирования путем минимального ограничения свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и (или) действий;

г) определенность регулирования - все регулятивные требования и (или) процедуры должны быть понятными (однозначными). В случае неоднозначности норм законодательства государств-членов, устанавливающих требования и (или) процедуры при регулировании, а также при рассмотрении и разрешении возникших споров такие нормы толкуются и решения принимаются в пользу адресатов регулирования.

III. Установление регулятивных требований и (или) процедур в нормативных правовых актах

7. Регулирование должно обеспечивать достаточный уровень безопасности и качества поставляемых услуг, а также безопасности осуществляемых деятельности и (или) действий при минимальной объективно необходимой нагрузке на адресатов регулирования с учетом социально-экономических последствий и последствий для бюджетов бюджетной системы государства-члена, осуществляющего соответствующее регулирование.

8. Порядок предварительного опубликования и проведения оценки проектов нормативных правовых актов, предусматривающих регулятивные требования и (или) процедуры, в рамках нормотворческого процесса устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов с учетом критериев, предусмотренных пунктом 61 Протокола.

9. Оценка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих регулятивные требования и (или) процедуры, осуществляется в соответствии с принципами, предусмотренными пунктом 6 настоящих Правил, на основании анализа в том числе:

а) проблемы, на решение которой направлен проект нормативного правового акта, целей его принятия и применения, а также группы (групп) лиц, на защиту интересов которой направлен проект нормативного правового акта;

б) круга адресатов регулирования, включая хозяйствующих субъектов, а также воздействие, которое будет оказано на них в связи с принятием нормативного правового акта;

в) содержания устанавливаемых для адресатов регулирования требований (обязательных правил поведения);

г) механизма разрешения проблемы и достижения цели принятия нормативного правового акта (описания взаимосвязи между положениями проекта нормативного правового акта и решаемой проблемой);

д) сведений об альтернативе предлагаемому проектом нормативного правового акта регулированию;

е) соразмерности предлагаемого проектом нормативного правового акта регулирования требованиям, которые необходимы для обеспечения безопасности и качества поставляемых услуг, а также безопасности осуществляемой деятельности и (или) действий (в целях выполнения критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 61 Протокола);

ж) отсутствия в проекте нормативного правового акта положений, устанавливающих ограничения для торговли услугами, учреждения, деятельности и (или) действий, не предусмотренные перечнем сохраняемых государствами-членами "горизонтальных" ограничений в отношении всех секторов и видов деятельности (приложение N 2 к Протоколу) и индивидуальными национальными перечнями ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для государств-членов, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 112.

10. При размещении проектов нормативных правовых актов на официальных сайтах государственных органов государств-членов, ответственных за разработку таких актов, или на специально созданных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сеть Интернет, сайты) обеспечивается:

а) указание сроков проведения общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов (как правило, сроки составляют не менее 30 календарных дней до даты предполагаемого принятия нормативных правовых актов);

б) размещение на сайтах по итогам анализа в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил проекта нормативного правового акта информации, подготовленной государственным органом государства-члена, ответственным за разработку этого нормативного правового акта, а также заключений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государства-члена на их подготовку (далее - заключения);

в) доступ всех заинтересованных лиц к размещенным на сайтах проектам нормативных правовых актов и заключениям;

г) возможность направления заинтересованными лицами с использованием сайтов, в письменной форме или посредством электронной почты (по выбору) замечаний, комментариев и предложений по проектам нормативных правовых актов;

д) размещение на сайтах сводной информации о направленных заинтересованными лицами в ходе общественного обсуждения замечаниях, комментариях и предложениях по проектам нормативных правовых актов;

е) информирование на сайтах об учете направленных заинтересованными лицами замечаний и предложений по проектам нормативных правовых актов или основаниях их отклонения.

11. Компетентные органы обеспечивают транспарентность (открытость и доступность) принятых нормативных правовых актов посредством их опубликования в официальных источниках, а по возможности также на сайтах с соблюдением следующих условий:

а) обеспечение для адресатов регулирования возможности ознакомиться с такими актами;

б) опубликование таких актов в срок, обеспечивающий правовую определенность и обоснованные ожидания адресатов регулирования, но в любом случае до даты их вступления в силу (введения в действие);

в) сопровождение опубликования таких актов пояснением целей их принятия и применения.

12. В соответствии с законодательством государств-членов заинтересованным лицам предоставляются разъяснения положений принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов посредством:

а) создания механизма, обеспечивающего представление ответов в письменной и (или) электронной форме на запросы любых заинтересованных лиц о принятых нормативных правовых актах (их проектах);

б) обеспечения рассмотрения в порядке, установленном для лиц государства-члена, обращений лиц других государств-членов.

13. Регулятивные требования и (или) процедуры, влияющие на условия торговли услугами, учреждения, деятельности и (или) действий в конкретном виде деятельности (сфере деятельности, секторе услуг), могут быть изменены не ранее чем через 1 год после установления действующих регулятивных требований и (или) процедур и только при наличии обоснованной необходимости их изменения.

При изменении действующих регулятивных требований и (или) процедур начало действия таких требований и (или) процедур должно быть установлено в разумные сроки, необходимые лицам государств-членов для подготовки к торговле услугами, учреждению, осуществлению деятельности и (или) действий в соответствии с измененными требованиями и (или) процедурами.

Положения настоящего пункта не распространяются на требования, установленные пунктом 6 статьи 65 Договора о Союзе, а также на требования, установленные международными договорами государств-членов, международными договорами в рамках Союза, решениями органов Союза и актами, направленными на улучшение правового положения адресатов регулирования.

Положения настоящего пункта применяются без ущерба для положений пункта 62 Протокола.

IV. Разрешительные требования и процедуры

14. Разрешительные требования и (или) процедуры устанавливаются в случае, когда иные меры регулирования являются недостаточными для достижения целей регулирования.

15. Посредством выдачи разрешения компетентный орган подтверждает право заявителя на торговлю услугами, учреждение, деятельность и (или) действия.

16. Разрешительные требования и (или) процедуры не должны создавать неоправданные барьеры (ограничения) для адресатов регулирования при торговле услугами, учреждении, деятельности и (или) действиях. В качестве неоправданных барьеров (ограничений), в частности, признаются следующие:

а) требования, устанавливающие зависимость права адресата регулирования на осуществление деятельности от места его нахождения (места государственной регистрации), места постановки на учет в налоговом органе и т.п. на определенной территории государства- члена, в том числе ограничивающие географические границы деятельности адресата регулирования определенными территориями, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства-члена;

б) требования, запрещающие или обязывающие адресата регулирования иметь учреждение более чем в одном регионе или населенном пункте государства-члена либо быть включенным в реестры или зачисленным в профессиональные объединения либо ассоциации более чем в одном регионе государства-члена;

в) требования, ограничивающие адресата регулирования в выборе контрагентов;

г) требования, обязывающие адресата регулирования представить дополнительные документы и сведения, прямо не предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государства-члена, на территории которого осуществляются торговля услугами, учреждение, деятельность и (или) действия;

д) требования, предъявляемые к персоналу адресата регулирования, не обусловленные характером осуществляемой им деятельности;

е) требования, обязывающие адресата регулирования представлять документы, не включенные в перечни документов, размещенные на сайтах компетентных органов в сети Интернет, и (или) документы, составленные по формам, не находящимся в режиме постоянного доступа для адресатов регулирования;

ж) требования, допускающие нечеткость, неоднозначность, различное толкование;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»