Недействующий

О направлении новых Положений о республиканских и областных методико-педагогических комиссиях и Инструкций по приему в специальные школы для детей с недостатками физического и умственного развития (не действует на территории РФ на основании приказа Минпросвещения России от 06.05.2020 N 201)

Приложение N 5
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 года N 102-М

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
просвещения СССР
М.Кондаков

Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.Новикова

     

Инструкция по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для глухих, слабослышащих и позднооглохших



В специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для глухих, слабослышащих и позднооглохших принимаются дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты от 500 до 4000 герц) составляет от 30 до 80 децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным восприятия разговорной и шепотной речи, учитываются (наряду с данными проверки слуха на речь) данные тональной аудиометрии.

1. В специальные школы-интернаты (школы) для глухих детей принимаются дети:

- не реагирующие на громкий голос;

- реагирующие на громкий голос, на голос разговорной громкости у ушной раковины; различающие некоторые речевые звуки (а, о, у, р), произнесенные у ушной раковины голосом повышенной громкости. Эти дети имеют среднюю потерю слуха в речевой области более 80 дБ;

- дети 6-7-летнего возраста, не имеющие дошкольной подготовки, принимаются в подготовительный класс. Получившие достаточную дошкольную подготовку принимаются в 1 класс.

2. В специальные школы-интернаты (школы) для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети:

- имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 30 до 80 децибел, различающие речь (слова и фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до 3 метров) и страдающие, вследствие недостаточности слуха, различной степенью недоразвития речи;

- оглохшие в школьном и дошкольном возрасте, но сохранившие речь, хотя бы со значительными нарушениями;

- различающие речь разговорной громкости на расстоянии более 3-х метров, но страдающие существенным недоразвитием речи, препятствующим их обучению в общеобразовательной школе.

Уровень речевого развития выясняется в результате индивидуальной проверки словарного запаса, произношения и навыков владения самостоятельно описательно-повествовательной речью. При этом учитываются степень и характер поражения слуха, время возникновения тугоухости или глухоты, индивидуальные особенности ребенка и условия его развития до поступления в школу. В зависимости от состояния развития речи дети направляются в I или II отделение школы-интерната (школы):

а) в I отделение принимаются слабослышащие, позднооглохшие дети, владеющие развернутой речью, с некоторыми ее недостатками (косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в письме);

б) во II отделение принимаются слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста) и слабослышащие дети, которые пользуются фразовой речью, состоящей из простых предложений, но с нарушениями грамматического оформления (нарушение порядка слов, пропуски отдельных членов предложения, искажение морфологического оформления) и ограниченным словарным запасом;

в) слабослышащие дети 6-7-летнего возраста, не владеющие речью, принимаются в дошкольную подготовительную группу.

3. Глухие, слабослышащие и позднооглохшие умственно отсталые дети выделяются в классы для умственно отсталых, глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, организуемые в соответствующих школах.

Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года установлено, что программа для них непосильна и что в основе их неуспеваемости лежит органически обусловленная умственная отсталость.

Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата выделяются в классы, организуемые соответственно в школах глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.

Глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети с легкими формами нарушения опорно-двигательного аппарата обучаются в общих классах школ для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей.

4. Не подлежат направлению в школы-интернаты (школы) глухих, слабослышащих и позднооглохших:

а) дети с нарушенным слухом, страдающие умственной отсталостью в степени имбецильности;

б) дети, страдающие глубокими речевыми нарушениями при нормальном слухе (алалией, афазией и т.д.).

5. Направление детей в школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших производится органами народного образования только на основании заключения республиканской или областной медико-педагогической комиссии.

Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.