Недействующий

О направлении новых Положений о республиканских и областных методико-педагогических комиссиях и Инструкций по приему в специальные школы для детей с недостатками физического и умственного развития (не действует на территории РФ на основании приказа Минпросвещения России от 06.05.2020 N 201)

Приложение N 4
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 года N 102-М

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
просвещения СССР
М.Кондаков

Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.Новикова

     

Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы) (для умственно отсталых детей)



I. Приему во вспомогательные школы-интернаты (школы) подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7-9 лет (старше - в порядке исключения), как обучавшиеся в 1-2 классах общеобразовательной школы, так и не обучавшиеся.

II. Медицинскими показаниями по приему во вспомогательные школы-интернаты являются:

а) олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе дебильность при болезни Дауна;

б) органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;

в) эпилептическая деменция (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков);

г) шизофреническая деменция (при отсутствии психотических расстройств).

III. Медицинскими противопоказаниями к приему во вспомогательные школы-интернаты являются:

а) тяжелые формы слабоумия (олигофрения в степени имбецильности и идиотии, в том числе и при болезни Дауна, органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания);

Примечание: Дети, страдающие названными формами слабоумия, направляются в соответствующие учреждения системы социального обеспечения.

б) психические заболевания, при которых помимо слабоумия наблюдаются другие тяжелые нервно-психические нарушения:

- олигофрения либо органическая деменция с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами;

- органические заболевания головного мозга с дневными либо частыми ночными судорожными припадками;

- шизофрения со стойкими психотическими расстройствами;

Примечание: Дети, страдающие указанными психическими заболеваниями, в зависимости от состояния направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц для хронических форм заболеваний.

в) состояния, при которых различные отклонения в психическом развитии связаны с первичным нарушением функций слуха, зрения, речи, моторики;

Примечание: Эти дети подлежат обучению в соответствующих специальных школах. Обучение детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с умственной отсталостью, осуществляется во вспомогательных классах соответствующих спецшкол.

г) задержка психического развития при следующих состояниях:

- остаточные явления органических поражений головного мозга;

- педагогическая запущенность.

Примечание: Дети с задержкой психического развития подлежат обучению в общеобразовательной школе при обеспечении индивидуального подхода к ним в процессе обучения или в специальных школах (классах), если таковые имеются.

IV. Направление во вспомогательные школы-интернаты (школы) производится органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.

V. Перевод ребенка в процессе обучения из вспомогательной школы в общеобразовательную либо в специальную школу другого типа также осуществляется органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии. Школа представляет комиссии документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.