Недействующий

О направлении новых Положений о республиканских и областных методико-педагогических комиссиях и Инструкций по приему в специальные школы для детей с недостатками физического и умственного развития (не действует на территории РФ на основании приказа Минпросвещения России от 06.05.2020 N 201)

Приложение N 6
к инструктивному письму
от 21 ноября 1974 года N 102-М

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
просвещения СССР
М.Кондаков

Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.Новикова

     

Инструкция по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для детей с тяжелыми нарушениями речи



1. В школы-интернаты (школы) для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте 7-12 лет при нормальном слухе, первично сохранном интеллекте и имеющие тяжелые нарушения речи.

2. В первое отделение школы принимаются дети, страдающие общим недоразвитием речи тяжелой степени, в первую очередь алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

При зачислении в первое отделение учитывается уровень речевого развития, выясняемый в результате индивидуальной проверки: произношения, словарного запаса, овладения самостоятельной развернутой (описательно-повествовательной) речью, а у ранее обучавшихся детей выявляется степень овладения навыками письма и чтения.

В подготовительный класс принимаются дети с общим недоразвитием речи в возрасте 7-9 лет, имеющие элементарную фразовую речь (недостатки произношения, звуковой и слоговой структур слова, ограниченность словарного запаса, грамматически неправильное построение фразы).

Дети, получившие достаточную подготовку в специальном логопедическом дошкольном учреждении, а также неуспевающие учащиеся с указанными дефектами речи, направляемые из общеобразовательной школы, зачисляются в 1-й или другие классы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи соответственно уровню их речевого развития и общеобразовательных знаний.

При наличии достаточного контингента детей, страдающих алалией или афазией, алалией, осложненной заиканием, дизартрией или ринолалией, организуются отдельные классы по типу речевого дефекта.

3. Во второе отделение школы зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

4. Не подлежат приему в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи:

а) дети, имеющие снижение слуха;

б) дети, страдающие олигофренией;

в) дети, больные эпилепсией, с дневными или частыми ночными судорожными припадками;

г) дети с психопатоподобными расстройствами;

д) дети, больные шизофренией со стойкими психопатическими расстройствами;

е) дети, не обслуживающие себя в силу тяжести физических дефектов и требующие особого ухода;

ж) дети, речевые нарушения которых могут быть исправлены на логопедических пунктах.

5. Направление в школу детей с тяжелыми нарушениями речи производится органами народного образования только на основании заключения республиканской или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.