СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2001 года N 18

О Положении о Таможенном комитете Союзного государства



В соответствии с Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 15 "Об обеспечении правопреемственности в деятельности органов Союза Беларуси и России и Союзного государства" Совет Министров Союзного государства

постановляет:

1. Утвердить Положение о Таможенном комитете Союзного государства (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров Союзного государства
от 16 июля 2001 года N 18

     

Положение о Таможенном комитете Союзного государства

I. Общие положения

1. Таможенный Комитет Союзного государства (далее - ТК Союзного государства) является отраслевым органом Союзного государства, осуществляющим унификацию таможенного законодательства в пределах, отнесенных к ведению Союзного государства, по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита.

ТК Союзного государства подотчетен Высшему Государственному Совету и Совету Министров Союзного государства и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Постоянным Комитетом и другими отраслевыми и функциональными органами Союзного государства.

2. ТК Союзного государства в своей деятельности руководствуется Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, нормативно-правовыми актами Союзного государства, и настоящим Положением.

3. ТК Союзного государства решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через центральные таможенные органы государств-участников Союзного государства.

II. Основные задачи Таможенного комитета Союзного государства

4. Основными задачами ТК Союзного государства являются:

4.1 участие в создании правовых и организационных условий для формирования и функционирования единого таможенного пространства, защита экономических интересов Союзного государства, обеспечение в пределах своей компетенции его экономической деятельности;

4.2 унификация и гармонизация таможенного законодательства, организация и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и транспортных средств и их транзита, в пределах компетенции таможенных служб государств-участников Союзного государства, в том числе:

- обеспечение единства применения мер таможенно-тарифного регулирования, единого порядка экспортного и валютного контроля;

- реализация единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

4.3 обеспечение формирования единой нормативно-правовой базы Союзного государства по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб;

4.4 обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного законодательства государств-участников Союзного государства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы государств-участников Союзного государства;

4.5 разработка и внесение в органы Союзного государства предложений по установлению, введению и применению единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и контроля;

4.6 обеспечение участия Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

III. Функции Таможенного комитета Союзного государства

5. ТК Союзного государства в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

5.1 подготавливает и вносит на рассмотрение органов Союзного государства предложения по таможенному делу в Союзном государстве, его совершенствованию, унификации таможенных правил и процедур;

5.2 подготавливает проекты нормативно-правовых актов Союзного государства о таможенном деле;

5.3 разрабатывает и вносит на рассмотрение органов Союзного государства программы развития таможенного дела, обеспечивает исполнение принятых программ в пределах своей компетенции;

5.4 участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма регулирования взаимоотношений государств-участников Союзного государства в сфере экономики с другими государствами в пределах своей компетенции;

5.5 участвует в разработке предложений об унифицированном механизме применения таможенных пошлин и налогов, применяемых при ввозе, вывозе и транзите товаров;

5.6 участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, обращающихся во внешней торговле государств-участников Союзного государства с третьими странами, включая лицензирование, квотирование и другие меры нетарифного регулирования, организует в соответствии со своей компетенцией контроль за реализацией этих мер;

5.7 обеспечивает применение унифицированного порядка взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей и обеспечения их зачисления в порядке, установленном международными договорами, национальными законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации, в соответствующие бюджеты государств-участников Союзного государства;

5.8 принимает единые классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ, вносит в органы Союзного государства предложения по унификации правил определения таможенной стоимости товаров, а также, в пределах компетенции таможенных служб, предложения по унификации правил и критериев определения страны происхождения товаров;

5.9 разрабатывает единые правила таможенного контроля за происхождением товаров и их таможенной стоимостью, осуществляет методическое руководство и контролирует применение этих правил таможенными службами государств-участников Союзного государства;

5.10 обеспечивает унификацию таможенных режимов, методологию и контроль за единообразным и эффективным применением унифицированных таможенных режимов в государствах-участниках Союзного государства;

5.11 унифицирует порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, контролирует его соблюдение и принимает меры к совершенствованию и упрощению таможенного оформления и таможенного контроля без ущерба эффективности такого контроля;

5.12 в пределах компетенции таможенных служб разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Союзного государства, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей государств-участников Союзного государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан государств-участников Союзного государства, включая развитие таможенной инфраструктуры, обеспечивает реализацию этих мер;

5.13 создает и совершенствует систему мер, обеспечивающих соблюдение нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

5.14 участвует в разработке разрешительного порядка ввоза, вывоза и транзита отдельных товаров и транспортных средств и организует контроль за соблюдением этого порядка;

5.15 принимает меры по унификации контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Союзного государства товаров и материалов, а также культурных ценностей, в пределах компетенции таможенных служб участвует в организации экспортного контроля;

5.16 организует осуществление таможенными органами государств-участников Союзного государства валютного контроля за ввозом и вывозом валюты и валютных ценностей, а также за совершением валютных операций связанных с экспортом и импортом товаров и транспортных средств;

5.17 обеспечивает участие таможенных органов в осуществлении мер по защите безопасности, по охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, охране животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов потребителей в Союзном государстве;

5.18 организует взаимодействие таможенных органов государств-участников Союзного государства по борьбе с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями и действиями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов государств-участников Союзного государства;

5.19 разрабатывает и реализует систему совместных мер таможенных органов государств-участников Союзного государства по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов государств-участников Союзного государства и народов зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;

5.20 в пределах своей компетенции оказывает таможенным органам государств-участников Союзного государства содействие в борьбе с международным терроризмом;

5.21 организует ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Союзного государства;

5.22 представляет в установленном порядке данные таможенной статистики Высшему Государственному Совету, Совету Министров, Парламенту, Постоянному Комитету, отраслевым и функциональным органам управления Союзного государства, органам государственной власти государств-участников Союзного государства;

5.23 обеспечивает информирование иных органов государств-участников Союзного государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли;

5.24 обеспечивает в установленном порядке Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламент, Постоянный Комитет, отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства, органы государственной власти государств-участников Союзного государства информацией по таможенным вопросам;

5.25 участвует в работе по подготовке предложений об изменении и дополнении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, организует контроль за ее единообразным применением в Союзном государстве;

5.26 принимает меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций государств-участников Союзного государства при осуществлении таможенного контроля;

5.27 обеспечивает в пределах своей компетенции опубликование нормативно-правовых актов Союзного государства по таможенному делу;

5.28 проводит информационно-разъяснительную работу по состоянию и развитию таможенного дела в Союзном государстве, используя для этого различные средства, включая публикации в средствах массовой информации;

5.29 в установленном порядке разрабатывает проекты международных договоров, заключаемых от имени Союзного государства по вопросам таможенного дела;

5.30 при необходимости участвует в согласовании международных договоров государств-участников Союзного государства в части, касающейся таможенного дела, вносит предложения о заключении таких договоров;

5.31 участвует в пределах своей компетенции от имени Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам, координирует участие в нем центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства;

5.32 организует проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела в Союзном государстве;

5.33 обобщает и анализирует практику применения нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного законодательства Союзного государства о таможенном деле;

5.34 обеспечивает изучение и анализ состояния таможенного дела в иностранных государствах и экономических союзах;

5.35 обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

5.36 утверждает единые учебные программы для учебных заведений, подведомственных центральным таможенным органам государств-участников Союзного государства;

5.37 организует систему обучения специалистов в области таможенного дела для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций государств-участников Союзного государства;

5.38 осуществляет оперативное управление имуществом, являющимся совместной собственностью государств-участников Союзного государства и переданным ему в установленном порядке;

5.39 обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Союзного государства;

5.40 осуществляет мероприятия по развитию таможенного дела в Союзном государстве в пределах средств, выделенных Таможенному комитету Союзного государства на эти цели;

5.41 развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

5.42 содействует реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц и работников таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

5.43 выполняет другие функции, возложенные на него Высшим Государственным Советом, Советом Министров и Постоянным Комитетом Союзного государства.

IV. Права Таможенного комитета Союзного государства

6. Для выполнения возложенных на него задач ТК Союзного государства вправе:

6.1 вносить в установленном порядке в Высший Государственный Совет, Совет Министров и в Постоянный Комитет Союзного государства предложения по основным направления организации и совершенствования таможенного дела в Союзном государстве;

6.2 издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу и контролировать их исполнение;

6.3 поручать центральным таможенным органам Союзного государства подготовку предложений по унификации, единообразному применению и разработке единых нормативно-правовых актов по таможенному делу в Союзном государстве, включая вопросы таможенного контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности единых мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Союзном государстве;

6.4 запрашивать и получать у отраслевых и функциональных органов Союзного государства, таможенных органов государств-участников Союзного государства информацию, документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций;

6.5 заслушивать отчеты руководителей таможенных органов государств-участников Союзного государства по вопросам формирования единых нормативно-правовых основ таможенного дела в Союзном государстве, применения единых нормативных правовых актов Союзного государства по таможенному делу, организации таможенного контроля за их соблюдением;

6.6 согласовывать решения о создании, реорганизации и ликвидации таможенными органами государств-участников Союзного государства региональных (областных) таможенных управлений, таможен, таможенных постов и подведомственных центральным таможенным органам государств-участников Союзного государства предприятий, учреждений и организаций, а также при необходимости положения (уставы) о них;

6.7 осуществлять издательскую деятельность;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»