Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2013 года N 425-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства ХМАО - Югры от 10.06.2014 N 219-п, от 31.10.2014 N 403-п, от 05.12.2014 N 463-п, от 17.04.2015 N 111-п, от 21.08.2015 N 277-п, от 28.08.2015 N 298-п (редакции 28.08.2015) , от 13.11.2015 N 406-п (редакции 25.12.2015), от 25.12.2015 N 497-п, от 20.05.2016 N 162-п, от 07.10.2016 N 389-п, от 11.11.2016 N 446-п, от 16.12.2016 N 514-п, от 31.03.2017 N 119-п, от 26.05.2017 N 206-п, от 15.09.2017 N 342-п, от 06.10.2017 N 380-п, от 15.12.2017 N 511-п)
    ____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 2 ноября 2017 года N 436-п

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа).

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 406-п)

2. Определить Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 119-п)

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 года N 345-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы".

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2013 года N 425-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 10.06.2014 N 219-п, от 31.10.2014 N 403-п, от 05.12.2014 N 463-п, от 17.04.2015 N 111-п, от 21.08.2015 N 277-п, от 28.08.2015 N 298-п (ред. 28.08.2015), от 13.11.2015 N 406-п (ред. 25.12.2015), от 25.12.2015 N 497-п, от 20.05.2016 N 162-п, от 07.10.2016 N 389-п, от 11.11.2016 N 446-п, от 16.12.2016 N 514-п, от 31.03.2017 N 119-п, от 26.05.2017 N 206-п, от 15.09.2017 N 342-п, от 06.10.2017 N 380-п, от 15.12.2017 N 511-п)


 Паспорт государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа)

(в редакции постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 406-п (редакции 25.12.2015))

Наименование государственной программы

Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 ноября 2015 года N 406-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 425-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы"

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 11.11.2016 N 446-п)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 119-п)

Соисполнитель государственной программы

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(введено постановлением Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 119-п)

Цели государственной программы

1. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.

2. Повышение конкурентоспособности, укрепление позиций на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение комплексного устойчивого развития и повышение экономической эффективности работы лесопромышленных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Задачи государственной программы

Обеспечение исполнения полномочий в области лесных отношений.

Увеличение объемов производства, формирование перспективных рынков сбыта и развитие импортозамещения основных видов лесопромышленной продукции, обновление основного капитала организаций отрасли и улучшение инвестиционного климата.

Обеспечение эффективного управления в установленной сфере деятельности, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Подпрограммы или основные мероприятия

I "Развитие лесного хозяйства";

II "Развитие лесопромышленного комплекса";

III "Реализация функций Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в установленной сфере деятельности".

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 119-п)

Целевые показатели государственной программы

 1. Сохранение лесистости территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на уровне 53,9%.

 2. Сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда на уровне 79,9%.

 3. Увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей с 38,2 до 43,0.

 4. Достижение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров уровня 61,2%.

 5. Уменьшение доли крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров до 2,86%.

 6. Увеличение отношения площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов с 27,7% до 67%.

 7. Сохранение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда на уровне 6,5%

 8. Увеличение индекса обработки древесины и производства изделий из дерева с 94,9% до 102% к предыдущему году.

 9. Увеличение среднеотраслевой выработки на 1 работающего с 2471,3 тыс. руб. до 3200 тыс. руб.

 10. Привлечение инвестиций на реализацию инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе не менее 500000 тыс. рублей.

 11. Увеличение индекса производительности труда относительно уровня 2011 года с 98,6% до 150%.

 12. Сохранение отношения объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту на уровне 5%.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 26.05.2017 N 206-п)

Сроки реализации государственной программы

 2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы - 10373534,8 тыс. рублей, в том числе:

 2016 год - 2721344,8 тыс. рублей,

 2017 год - 2386278,3 тыс. рублей,

 2018 год - 1748288,2 тыс. рублей,

 2019 год - 1553062,3 тыс. рублей,

 2020 год - 1578873,5 тыс. рублей

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 26.05.2017 N 206-п, от 06.10.2017 N 380-п, от 15.12.2017 N 511-п)

Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

(в редакции постановления Правительства ХМАО - Югры от 11.11.2016 N 446-п)


Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усугубляться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ). Проблемы носят системный характер, поэтому их решение требует скоординированного взаимодействия на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.

Решение указанных проблем требует проведения мероприятий государственной программы развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса (от воспроизводства лесов до глубокой их переработки), а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.

В процессе реализации мер по развитию материально-технической базы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса имеется возможность привлечения внебюджетных средств, в том числе при исполнении обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов и реализации инвестиционных проектов.

Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Глава I. ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО


Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей.

В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. В подпрограмме "Развитие лесного хозяйства" предусматривается ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие вовлеченности населения автономного округа в практические лесохозяйственные и природоохранные акции, а также адресная поддержка школьных лесничеств.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловило необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.

Автономный округ входит в пятерку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса, - 50405,9 тыс. га, или 4,3% от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 28818,6 тыс. га, или 3,6% от земель, покрытых лесной растительностью Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа - 53,9%.

Леса на территории автономного округа относятся к таежной лесорастительной зоне и включают 3 лесных района: Западно-Сибирский северо-таежный равнинный, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный и Северо-Уральский таежный. По целевому назначению леса распределены на защитные (5,6%) и эксплуатационные (94,4%).

В составе земель лесного фонда преобладают лесные земли - 57,5% от площади земель лесного фонда. Нелесные земли составляют 42,5% лесного фонда, основная часть которых представлена болотами.

Запас древесины в автономном округе достигает 3,17 млрд. куб. м, в том числе по хвойным породам - 2,5 млрд. куб. м (80,04%), спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд. куб. м, или 4,8% от запаса спелых и перестойных насаждений Российской Федерации. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн. куб. м в год, запас на одном гектаре - 129 куб. м.

Расчетная лесосека в автономном округе составляет 39,6 млн. куб. м, или 4,2% от расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству - 20,1 млн. куб. м. За последние 5 лет использование расчетной лесосеки составляло в среднем 7,6% с объемом заготовки 2,2 млн. куб. м. Спрос на древесные ресурсы в автономном округе определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Исполнительный орган государственной власти автономного округа в области лесных отношений представлен Департаментом недропользования и природных ресурсов автономного округа (далее - Департамент). Полномочия в сфере федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах исполняет Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 119-п)

Организуя использование лесов в пределах земель лесного фонда, Департамент предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит лесные аукционы; выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории автономного округа.

Лесные отношения в области использования лесных участков в автономном округе отличаются большим количеством лесопользователей, многоотраслевой спецификой нормативной правовой документации и документооборота, высокой нагрузкой на работников лесного хозяйства по обработке информации, отражающей состояние и использование лесов.

В области лесоустройства, обеспечивающего получение достоверной и разносторонней информации о лесном фонде в целях его рационального освоения и контроля за охраной, защитой, эффективным своевременным воспроизводством лесов, необходимо сохранить достигнутые за последние годы объемы работ и темпы повышения доли материалов лесоустройства с давностью до 10 лет.

Анализ кадрового обеспечения лесного хозяйства показывает, что при развитии лесной отрасли в автономном округе основные профессии могут быть восполнены в основном за счет внутренних ресурсов при условии соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

В целях сохранения кадрового потенциала лесного хозяйства необходимо повысить уровень трудовой и социальной защищенности работников лесного хозяйства.

Для повышения эффективности осуществления Департаментом полномочий в области лесных отношений и совершенствования взаимодействия с арендаторами лесных участков в государственной программе предусматриваются следующие приоритетные направления развития: повышение актуальности и качества информации о лесном фонде, обеспечение кадрового потенциала лесного хозяйства, улучшение материально-технической базы, необходимой для исполнения функций управления и организации ведения лесного хозяйства.

Глава III. ПРОФИЛАКТИКА И ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ


Земли лесного фонда на территории автономного округа характеризуются сравнительно невысоким классом природной пожарной опасности (ППО), который составляет 4,2. Значительное количество пожаров возникло в периоды грозовой активности - 77%, по вине человека произошло 10% лесных пожаров.

Средняя площадь одного пожара составила 7,3 га. Среднегодовой ущерб от одного пожара за последние годы составил 617,0 тыс. рублей, а среднегодовой показатель затрат на тушение лесного пожара - 127,7 тыс. рублей.

Охраняемая площадь лесов, закрепленных за бюджетным учреждением автономного округа "База авиационной и наземной охраны лесов", составляет 49,3 млн. га, вся площадь лесов относится к зоне лесоавиационных работ, в том числе с применением авиационных и наземных сил и средств - 38,8 млн. га, зона контроля лесных пожаров - 10,5 млн. га.

В целях мониторинга пожарной опасности на территории земель лесного фонда автономного округа утверждены 19 маршрутов авиационного патрулирования протяженностью 9392 км и 58 маршрутов наземного патрулирования протяженностью 7125 км.

Мероприятия подпрограммы по лесному хозяйству предусматривают повышение эффективности противопожарной охраны земель лесного фонда путем обновления материально-технической базы и улучшения технического обеспечения служб охраны лесов от пожаров; ухода за противопожарными барьерами (разрывами, минерализованными полосами) вокруг населенных пунктов с целью предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров; выполнения работ по мониторингу пожарной опасности в лесах в пределах средств, выделенных на выполнение государственного задания, с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации в начальной стадии развития.

Глава IV. ЗАЩИТА ЛЕСОВ


Санитарное состояние лесов автономного округа, по данным прогноза лесопатологической ситуации, в 2017 году планируется как удовлетворительное.

Лесопатологические обследования погибших и поврежденных участков, очагов вредителей леса проводятся в течение года. Площадь очагов вредных организмов сокращается, популяции вредителей не представляют угрозы жизнеспособности насаждений, очагов болезней на территории автономного округа не зафиксировано. Прогнозы возможного повреждения молодняков и лесных культур от вредителей и болезней леса показывают их невысокую вероятность.

На всех доступных поврежденных и погибших лесных участках необходимо проведение лесопатологических обследований, санитарно-оздоровительных мероприятий.

Глава V. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ


Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель.

Фонд лесовосстановления на землях лесного фонда в автономном округе составляет 256,6 тыс. га, из них 13,3 тыс. га в защитных лесах. Общий прирост фонда лесовосстановления за 5 лет составил 34,8 тыс. га. С учетом потенциальной способности тех или иных типов леса к естественному возобновлению и хозяйственной целесообразности фонд лесовосстановления путем создания лесных культур составляет 9,3 тыс. га.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»