СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2013 года Дело N А27-6428/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 г.

Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2013 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующий  Колупаева Л. А.

судьи Журавлева В.А.,  Усанина Н.А.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Фаст Е.В.

при участии

от заявителя  без участия (извещен);

от заинтересованного  лица без участия (извещено);

рассмотрев в судебном заседании  апелляционную жалобу

Государственного учреждения

Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N11)

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2013

по делу N А27 6428/2013 (судья Власов В.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "ЗСМК", г.Новокузнецк (ОГРН 1074218002187 ИНН 4218102907)

к Государственному учреждению

Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N11), г. Кемерово

о признании незаконным решения от 24.04.2013 N52н/с в части

установил

Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "ЗСМК" (далее

заявитель, ООО "АТП "ЗСМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N11) (далее - заинтересованное лицо, ГУ КРО ФСС РФ, Фонд, апеллянт) от 24.04.2013 N52н/с в части доначисления страховых взносов в размере 812,08 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2013 заявленные требования удовлетворены

решение ГУ КРО ФСС РФ от 24.04.2013 N52н/с признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 812,08 руб. страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа.

Не согласившись с данным решением, ГУ КРО ФСС РФ обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом  требований.

В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает, что, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставленных работнику для ухода за детьми инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, данные виды выплат подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке; выплаты среднего заработка работникам в период исполнения или обязанностей, связанных с воинским учетом, призывов также являются объектом обложения страховыми взносами.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ООО "АТП "ЗСМК" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу

без удовлетворения.

Отзыв приобщен судебной коллегией в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении). Кроме того, обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует,  что филиалом N 11 ГУ КРО ФСС РФ была проведена выездная проверка ООО "АТП ЗСМК" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам выездной проверки составлен акт  27.03.2013 N37н/с  и вынесено решение от 24.04.2013 N52н/с, в котором обществу предложено в добровольном порядке перечислить недоимку по страховым взносам в сумме 817,47 руб., а также пени в сумме 232,32 руб. и штраф в размере 163,49 руб.

Не оспаривая взыскания страховых взносов в сумме 5,69 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением о признании незаконным указанного решения в части.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.1998 N 125 ФЗ  "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее

Закон N 125 ФЗ), Федерального закона  от 28.03.1998 N 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53 ФЗ), обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление  на указанные суммы выплат недоимки по страховым взносам, пени и штрафов; выплаты, получаемые работниками за периоды прохождения военных сборов, являются компенсационными, осуществляются за счет государства и не являются заработной платой (доходом), не являются выплатами, производимыми в рамках трудовых отношений, и также не подлежат обложению страховыми взносами..

Седьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N165 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователем является юридическое лицо любой организационно правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Порядок определения базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами по указанному виду социального страхования, установлены статьями 20.1 и 20.2 Закона N 125 ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125 ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско правовых договоров, если в соответствии с гражданско правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Пунктом 2 указанной нормы установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125 ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

ООО "АТП ЗСМК" относится к плательщикам страховых взносов, указанным в статье 3 Закона N 125 ФЗ.

Материалами дела подтверждается, что ООО "АТП ЗСМК" предоставляло работнику, имеющему ребенка инвалида, дополнительные оплачиваемые выходные дни, указанные дни оплачивались работнику в размере среднего заработка. Источником данных выплат являлись средства Фонда социального страхования и не включались в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее

ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации

это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений пункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125 ФЗ, что исключает начисление пеней и штрафа.

Данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1789/10.

Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление страховых взносов на нее.

Довод апелляционной жалобы о том, что выплаты среднего заработка работникам в период исполнения ими обязанностей, связанных с воинским учетом, призывов являются объектом обложения страховыми взносами, отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса РФ под компенсацией понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 170 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанность по освобождению работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N53 ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53 ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов, согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, организации имеют право получить из федерального бюджета компенсацию за выплату работнику среднего заработка в период военных сборов, следовательно указанные выплаты носят компенсационный характер, не могут быть отнесены к выплатам в рамках  трудовых отношений и не подлежат включению в объект обложения страховыми взносами.

Статьей 56 Трудового кодекса РФ определено, что трудовой договор

это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.