Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 312)

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Сфера реализации Государственной программы - сфера юстиции, которая неразрывно связана с процессом правосудия. Процесс правосудия в обществе базируется, с одной стороны, на деяниях и поведении граждан, с другой стороны, на эффективности судебных процедур, в том числе связанных с исполнением судебных решений.

Развитие рыночных отношений увеличивает количество спорных ситуаций, разрешение которых невозможно без судебного разбирательства, одновременно с этим постепенное повышение правосознания граждан приводит к увеличению исков на действия исполнительных органов власти различного уровня. Из этого следует необходимость дальнейшего совершенствования системы оказания юридической помощи (предоставления услуг) гражданам, в том числе в установленных законом случаях - бесплатно.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все институты, необходимые для эффективного отправления правосудия и защиты прав граждан: адвокатура, нотариат, система судебно-экспертной деятельности. Однако деятельность данных институтов не всегда бывает максимально эффективной вследствие неоптимального нормативно-правового обеспечения их деятельности.

Доступность квалифицированной юридической помощи в современных российских условиях напрямую зависит от количества адвокатов и нотариусов и от их профессионального уровня. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (далее - Положение о Минюсте России), разработка общей стратегии государственной политики в сфере адвокатуры и нотариата, как и нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, относится к полномочиям Минюста России.

Мировой опыт организации сферы юстиции очень разнообразен. Страны англо-саксонского права, например, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, включают в полномочия органов юстиции практически все виды деятельности, имеющие отношение к правосудию.

Несколько иной подход к организации сферы юстиции характерен для стран с континентальным правом, например, Федеративной Республики Германии, где Министерство юстиции является федеральным органом государственной власти, отвечающим за защиту прав граждан, реализацию правовой политики в обществе, включая интеллектуальную собственность и обеспечение прав хозяйствующих субъектов.

Несмотря на разные подходы к организации сферы юстиции в мире, приоритетной задачей ее деятельности в любой стране остается соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, надлежащее исполнение судебных решений.

Основные проблемы, существующие в сфере реализации Государственной программы, могут быть разделены на три взаимосвязанные группы:

а) общественные проблемы, связанные с наличием и распространением в обществе коррупционных проявлений, недостаточным уважением и следованием нормам законодательства, недостаточным знанием гражданами своих прав, обязанностей, свобод и законных способов их защиты, распространением правового нигилизма;

б) проблемы правоприменения в сфере юстиции, связанные с пробелами в законодательстве, регулирующем деятельность субъектов правовых и экономических отношений;

в) финансово-хозяйственные проблемы в деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России, связанные с недостаточным объемом бюджетного финансирования их деятельности; эти проблемы затрудняют реализацию гражданами своих конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи и гарантий судебной защиты своих прав и свобод.

В местах лишения свободы содержится более 500 тыс. человек, склонных к различным формам деструктивного поведения, более 650 тыс., или 93% осужденных и содержащихся в следственных изоляторах состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, около 365 тыс. человек больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 57,5 тыс. - психическими расстройствами, 30,8 тыс. - активным туберкулезом, 55,7 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 53,5 тыс. - наркоманией. Более 17,1% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 87,6 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

С учетом состояния здоровья и социальных характеристик осужденных уголовно-исполнительную систему предстоит преобразовать, по сути, в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан.

В целях решения данных задач распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Решение указанных проблем затруднено вследствие отсутствия комплексного подхода:

во-первых, не всегда эффективная взаимосвязь различных законодательных и нормативно-правовых актов приводит к возникновению различных по силе воздействия уровней государственного регулирования в установленной сфере деятельности Министерства юстиции Российской Федерации;

во-вторых, отсутствие системы количественных и качественных показателей, характеризующих состояние сферы реализации Государственной программы, затрудняет процесс бюджетного планирования и может снижать эффективность распределения и использования бюджетных средств их получателями.

Комплексное решение отмеченных проблем обеспечивается достижением целей, решением задач и осуществлением мероприятий подпрограмм в рамках Государственной программы.

Прогноз развития сферы юстиции основан на рабочей версии сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации. Макроэкономические показатели для планирования и оценки результатов выполнения Государственной программы не используются. Достижение целей Государственной программы прогнозируется при развитии как инновационного, так и консервативного сценариев долгосрочного прогноза. В свою очередь, выполнение мероприятий Государственной программы будет способствовать реализации ключевых факторов социально-экономического развития России, таких как укрепление доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности, эффективности государственных институтов, интеграции евразийского экономического пространства.

Наиболее вероятным прогнозным вариантом развития сферы юстиции в 2013-2020 годах является постепенное решение указанных выше проблем, снижение уровня правового нигилизма в обществе, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, в том числе вследствие улучшения качества исполнения судебных решений и актов иных органов.