Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) разработан в целях законодательного урегулирования вопросов обеспечения надежности и безопасности эксплуатации электроустановок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Законопроект предполагает введение следующих основных новаций.

1. Введение нового вида нормативного правового акта - федеральных норм и правил в электроэнергетике, устанавливающих обязательные требования к безопасной эксплуатации электроустановок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, включая требования безопасности к персоналу их предприятий и организаций.

Законодательством о техническом регулировании определен порядок установления обязательных требований к продукции и связанных с ними требований к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Вместе с тем, порядок установления требований к технологическим процессам в электроэнергетике, при осуществлении которых в один производственный цикл объединяются различные виды продукции, не является предметом технического регулирования. Данная ситуация существенно делает невозможным пересмотр ранее принятых актов, устанавливающих требования надежности и безопасности в электроэнергетике.

С момента реорганизации РАО "ЕЭС России" в сфере электроэнергетики не принято и не пересмотрено ни одного нормативного документа, устанавливающего обязательные требования, направленные на обеспечение технологической надёжности и безопасности в электроэнергетике. Пересмотру подлежит более 1900 нормативных документов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Аналогичный механизм успешно реализуется при установлении требований ядерной и радиационной безопасности (на основании статьи 6 Федерального закона "Об использовании атомной энергии") и промышленной безопасности (на основании статьи 4 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

2. Устранение существующих неопределенностей, связанных с осуществлением федерального государственного энергетического надзора в отношении электроустановок потребителей электрической энергии.

Приведенное в статье 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" определение федерального государственного энергетического надзора не согласуется с положениями статей 3 и 28 этого закона, статьей 367 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401.

Так, понятие "электроэнергетика" (ст.3 Федерального закона "Об электроэнергетике") включает процессы "производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов", что определяет потребителей электрической энергии как владельцев неотъемлемой составляющей части объектов, участвующих в процессах, относящихся к сфере электроэнергетики, и обязательность осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий.

Согласно статье 28 Федерального закона "Об электроэнергетике" обеспечение надежности и безопасности и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, являются основными целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики.

Статья 367 Трудового кодекса Российской Федерации "Федеральный государственный энергетический надзор" устанавливает, что "государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного энергетического надзора", что предполагает его распространение на потребителей электрической энергии.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

Вместе с тем, в действующей редакции Федерального закона "Об электроэнергетике" потребители электрической энергии не отнесены к числу субъектов электроэнергетики (ст.3) и, соответственно, определением федерального государственного энергетического надзора (ст.29.1) проведение контрольно-надзорных мероприятий в их отношении не предусмотрено, что приводит к несоответствиям в законодательстве и отрицает возможность контроля за безопасной эксплуатацией объектов потребителей электрической энергии, как одной из составляющих частей энергетики.

С целью устранения указанных выше несоответствий внесены изменения в пункт 1 и пункт 3 статьи 29.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" в части корректировки понятия федерального государственного энергетического надзора, дополнением словосочетания "и потребителями электрической энергии", чем восстанавливаются полномочия Ростехнадзора по осуществлению контрольно-надзорных функций не только за субъектами электроэнергетики, но и электроустановками потребителей электрической энергии (кроме бытовых установок и сетей).




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Ростехнадзора

www.gosnadzor.ru

по состоянию на 22.04.2013