ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 8 мая 2013 года N 199


Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки состояния системы физической защиты на ядерном объекте



В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6 ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки состояния системы физической защиты на ядерном объекте.

Врио руководителя
А.В.Ферапонтов

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 8 мая 2013 года N 199

     

Методические рекомендации по проведению оценки состояния системы физической защиты на ядерном объекте

     

     

I. Общие положения  

1. Методические рекомендации по проведению оценки состояния системы физической защиты на ядерном объекте (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года N 456 (далее - Правила ФЗ), Требованиями к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (НП-083-07), утвержденными постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2007 года N 7, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2011 года N 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 года, регистрационный N 23845), Типовой программой целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-07-12-2007), утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2007 года N 924.

2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования работниками структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и его межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при проведении оценок состояния системы физической защиты (далее - СФЗ) в ходе инспекций (проверок) физической защиты ядерных материалов (далее - ЯМ), ядерных установок (далее - ЯУ) и пунктов хранения ядерных материалов (далее - ПХ ЯМ).

3. В настоящих Методических рекомендациях используются термины, установленные в Правилах ФЗ.

4. Настоящие Методические рекомендации включают:

состав оцениваемых структурных элементов СФЗ;

баллы оценки и соответствующие им состояния структурных элементов СФЗ;

порядок формирования списка структурных элементов СФЗ;

порядок оценки состояния структурных элементов;

порядок расчета групповых и интегральных оценок состояния СФЗ и отображения индикаторов состояния СФЗ.

5. Оценку состояния СФЗ рекомендуется проводить с целью получения и систематизации данных о выполнении СФЗ функций обеспечения физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Результаты оценки состояния СФЗ могут использоваться:

для сравнения состояния СФЗ на различных ядерных объектах;

для отслеживания изменений состояний СФЗ на каждом ядерном объекте во времени (от инспекции к инспекции);

для накопления и систематизации информации о структурных элементах СФЗ с низкими оценками состояния (указанная информация может использоваться для рационального выбора вопросов при подготовке к проверкам (инспекциям) физической защиты на ядерных объектах).

II. Исходные положения Методических рекомендаций по оценке состояния системы физической защиты  

6. Под оценкой состояния СФЗ на ядерном объекте в настоящих Методических рекомендациях понимается определение способности СФЗ выполнять функции физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ.

7. Качество выполнения СФЗ своих функций характеризуется показателем состояния СФЗ - количественной величиной, рассчитываемой на основе оценок состояния структурных элементов, из которых состоит СФЗ.

Показатель состояния СФЗ отражает готовность всех структурных элементов СФЗ к выполнению задач СФЗ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ.

8. Под структурным элементом СФЗ в настоящих Методических рекомендациях понимается элемент (компонент) СФЗ, который выполняет определенную функцию (группу функций) по физической защите и может быть качественно или количественно оценен инспектором (специалистом- экспертом).

Рекомендуемый к использованию перечень структурных элементов СФЗ для ядерных объектов приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

9. Структурные элементы СФЗ в настоящих Методических рекомендациях разделены на четыре группы:

организационные структурные элементы СФЗ;

технические структурные элементы СФЗ;

тактические структурные элементы СФЗ;

обеспечивающие структурные элементы СФЗ.

10. Организационными структурными элементами СФЗ являются меры по организации и обеспечению физической защиты на ядерном объекте, регламентируемые документом или комплектом из нескольких документов. К указанным документам относятся объектовые распорядительные и нормативные документы, инструкции, проектная и эксплуатационная документация на СФЗ и инженерно-технические средства физической защиты (далее - ИТСФЗ).

Типы организационных структурных элементов СФЗ и документы, относящиеся к ним, приведены в таблице N 1.1 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

11. Техническими структурными элементами СФЗ являются участки на периметрах защищенной, внутренней и особо важной зоны, зданий (сооружений), помещений ядерного объекта с предметами физической защиты, оснащенные физическими барьерами, средствами охранной и тревожно-вызывной сигнализации, средствами оптико-электронного наблюдения (оценки ситуации), контроля и управления доступом, аппаратными средствами управления ИТСФЗ.

Типы технических структурных элементов СФЗ и их описание представлены в таблице N 1.2 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

12. К тактическим структурным элементам СФЗ относятся действия каждой категории лиц из состава персонала физической защиты, которые выполняют определенный круг обязанностей по обеспечению физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ.

Типы тактических структурных элементов СФЗ и их описание приведены в таблице N 1.3 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

13. К обеспечивающим структурным элементам СФЗ относятся пункты управления СФЗ, здания размещения сил охраны и сооружения (помещения), в которых размещаются обеспечивающие подсистемы - подсистемы электропитания, сбора и обработки данных, связи.

Типы обеспечивающих структурных элементов СФЗ и их описание приведены в таблице N 1.4 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

III. Рекомендуемый порядок проведения оценки состояния системы физической защиты на ядерном объекте  

14. Оценку состояния СФЗ на ядерном объекте рекомендуется проводить экспертом или группой экспертов.

15. Увеличение числа экспертов при условии выполнения ими оценок состояния СФЗ независимо друг от друга снижает субъективность оценок и способствует повышению достоверности результатов оценок.

16. Оценку состояния СФЗ на ядерном объекте рекомендуется проводить в следующем порядке:

1) формирование опросного листа оценки состояния структурных элементов СФЗ;

2) выполнение экспертной оценки состояния структурных элементов СФЗ;

3) расчет групповых и интегральных оценок состояния СФЗ.

Формирование опросного листа  

17. Опросный лист оценки состояния структурных элементов СФЗ рекомендуется составлять эксперту (экспертам) с учетом утвержденной программы проверки состояния физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ на этапах:

1) подготовки к инспекции (проверке) на основе имеющихся данных о СФЗ инспектируемого ядерного объекта;

2) уточнения данных о СФЗ на объекте в ходе проведения инспекции (проверки).

Образец опросного листа оценки состояния структурных элементов СФЗ представлен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

18. Рекомендуется обеспечить соответствие организационных структурных элементов СФЗ в таблице опросного листа структурным элементам, представленным в таблице N 1.1 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

19. Для определения состава технических структурных элементов СФЗ рекомендуется использовать план объекта и схемы размещения ИТСФЗ на ядерном объекте из проектной и эксплуатационной документации на комплекс ИТСФЗ.

Формирование списка технических структурных элементов СФЗ на конкретном ядерном объекте рекомендуется выполнять в следующем порядке:

1) формирование перечня технических структурных элементов периметра защищенной зоны ядерного объекта с использованием технических структурных элементов из таблицы N 1.2 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям формируется перечень;

2) формирование перечня технических структурных элементов периметра внутренней зоны ядерного объекта (расположенной внутри защищенной зоны);

3) формирование перечня технических структурных элементов периметра особо важной зоны, если во внутренней зоне расположена особо важная зона;

4) описание технических структурных элементов защиты предмета физической защиты (обусловленные его конструктивными особенностями, условиями размещения, эксплуатации и хранения);

5) формирование списка технических структурных элементов на периметре зон ограниченного доступа при наличии указанных зон.

Процедуры по подпунктам 1-4 настоящего пункта рекомендуется повторять для каждого места размещения предметов физической защиты таким образом, чтобы исключить повторное описание одних и тех же участков.

Схема возможного размещения предметов физической защиты по охраняемым зонам ядерного объекта приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

На периметре охраняемых зон может быть несколько участков одного типа (например, пять участков на периметре защищенной зоны, оснащенные однотипными средствами обнаружения и физическими барьерами). Для упрощения работы со списками структурных элементов в опросных листах и обработки результатов оценки состояния СФЗ рекомендуется добавлять к наименованию технического структурного элемента из таблицы N 1.2 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям его идентификационные признаки (например, "окна 1-го этажа", "дверь на 1-ом этаже восточной стороны" и т.п.).

20. Рекомендуется обеспечить соответствие тактических структурных элементов в таблице опросного листа структурным элементам, указанным в таблице N 1.3 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

21. Рекомендуется, чтобы обеспечивающие структурные элементы в таблице опросного листа соответствовали структурным элементам, указанным в таблице N 1.4 приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Экспертная оценка состояния структурных элементов системы физической защиты  

22. Для оценки состояния структурного элемента рекомендуется использовать показатели качества выполнения структурным элементом своих функций, определяемые баллами от 1 до 4.

Наибольший балл "4" рекомендуется выставлять структурному элементу, если недостатки в выполнении этим элементом своих функций в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по физической защите не выявлены.

Баллы "2" и "3" рекомендуется выставлять структурному элементу в случае снижения качества выполнения функций по физической защите ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ, установленных для него в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по физической защите.

Наименьший балл "1" рекомендуется выставлять структурному элементу, который не соответствует требованиям, предъявляемыми к нему в нормативных правовых актах по физической защите.

Баллы для оценки и соответствующие им состояния структурных элементов СФЗ приведены в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

Если эксперт считает, что оценка состояния структурного элемента по предлагаемой в методике шкале невозможна или затруднительна, то рекомендуется использовать для оценки состояния структурного элемента двоичную шкалу оценок:

"состояние структурного элемента высокое" (структурный элемент выполняет установленные требования) - соответствует оценке "4";

"состояние структурного элемента неприемлемое" (имеются существенные нарушения требований к структурному элементу) - соответствует оценке "1".

23. При выполнении оценки состояния структурных элементов СФЗ каждому эксперту рекомендуется использовать отдельный экземпляр распечатанной таблицы опросного листа.

Оценки состояния структурных элементов рекомендуется проводить экспертами независимо друг от друга с записью:

в третью колонку таблицы опросного листа - баллов, выставленных экспертом каждому структурному элементу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»