Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ
О КОНТРОЛЕ ЗА ВРЕДНЫМИ ПРОТИВООБРАСТАЮЩИМИ СИСТЕМАМИ НА СУДАХ

     

Стороны настоящей Конвенции,

отмечая, что научные исследования и изыскания, выполненные правительствами и компетентными международными организациями, показали, что некоторые используемые на судах противообрастающие системы создают значительную опасность токсичности и иного хронического воздействия на экологически и экономически важные морские организмы, а также что употребление в пищу затронутых морских продуктов может причинить вред здоровью человека,

отмечая, в частности, серьезную обеспокоенность, вызываемую противообрастающими системами, в которых в качестве биоцидов используются оловосодержащие органические соединения, и будучи убеждены в том, что внесение таких оловосодержащих органических соединений в окружающую среду должно поэтапно прекращаться,

напоминая, что глава 17 Повестки дня на XXI век, принятая Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года, призывает государства принять меры по сокращению загрязнения, вызываемого оловосодержащими органическими соединениями, которые используются в противообрастающих системах,

напоминая также о том, что Резолюция A.895 (21), принятая Ассамблеей Международной морской организации 25 ноября 1999 года, настоятельно призывает Комитет по защите морской среды (КЗМС) Организации провести работу по скорейшей разработке глобального юридически обязательного документа, направленного на решение в срочном порядке проблемы вредного воздействия противообрастающих систем,

учитывая принцип принятия мер предосторожности, изложенный в принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию и упомянутый в Резолюции МЕРС.67(37), принятой КЗМС 15 сентября 1995 года,

признавая важность защиты морской среды и здоровья человека от отрицательного воздействия противообрастающих систем,

признавая также, что использование противообрастающих систем для предотвращения обрастания поверхности судов организмами крайне важно для эффективной торговли, судоходства, а также для сдерживания распространения вредных водных и патогенных организмов,

признавая далее необходимость продолжения разработки эффективных и экологически безопасных противообрастающих систем и содействия замене вредных систем менее вредными или предпочтительно безвредными системами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

     
Общие обязательства

1) Каждая Сторона настоящей Конвенции обязуется полностью осуществлять ее положения с целью уменьшить или устранить отрицательное воздействие на морскую среду и здоровье человека, оказываемое противообрастающими системами.

2) Приложения составляют неотъемлемую часть настоящей Конвенции. Если специально не предусмотрено иное, ссылка на настоящую Конвенцию означает одновременно ссылку на Приложения к ней.

3) Никакое положение настоящей Конвенции не должно истолковываться как препятствующее государству принимать индивидуально или совместно более строгие меры, направленные на уменьшение или устранение отрицательного воздействия противообрастающих систем на окружающую среду, в соответствии с международным правом.

4) Стороны стремятся сотрудничать в целях эффективного осуществления, соблюдения и обеспечения выполнения настоящей Конвенции.

5) Стороны обязуются поощрять постоянную разработку эффективных и экологически безопасных противообрастающих систем.

Статья 2

Определения


Если специально не предусмотрено иное, для целей настоящей Конвенции:

1) "Администрация" означает правительство государства, по уполномочию которого эксплуатируется судно. В отношении судна, имеющего право плавать под флагом какого-либо государства, Администрацией является правительство этого государства. В отношении стационарных или плавучих платформ, занятых разведкой и разработкой поверхности и недр примыкающего к берегу морского дна, над которыми прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки их природных ресурсов, Администрацией является правительство соответствующего прибрежного государства.

2) "Противообрастающая система" означает покрытие, краску, обработку поверхности, поверхность или устройство, используемое на судне для ограничения или предотвращения обрастания судна нежелательными организмами.

3) "Комитет" означает Комитет по защите морской среды Организации.

4) "Валовая вместимость" означает валовую вместимость, рассчитанную в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в приложении I к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года или в любой последующей конвенции.

5) "Международный рейс" означает рейс судна, имеющего право плавать под флагом одного государства, в порт, на судоверфь или удаленный от берега терминал, которые находятся под юрисдикцией другого государства, либо из них.

6) "Длина" означает длину, как ока определена в Международной конвенции о грузовой марке 1966 года, измененной Протоколом 1988 года к ней, или в любой последующей конвенции.

7) "Организация" означает Международную морскую организацию.

8) "Генеральный секретарь" означает Генерального секретаря Организации.

9) "Судно" означает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, стационарные или плавучие платформы, плавучие установки для хранения, а также плавучие установки для производства, хранения и выгрузки.

10) "Техническая группа" - орган, состоящий из представителей Сторон, членов Организации, Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, межправительственных организаций, имеющих соглашения с Организацией, а также неправительственных организаций, имеющих консультативный статус в Организации, который должен предпочтительно включать представителей учреждений и лабораторий, которые занимаются анализом противообрастающих систем. Эти представители должны обладать специальными знаниями в области состояния окружающей среды и воздействия на нее, токсикологического воздействия, морской биологии, здоровья человека, экономического анализа, учета факторов риска, международного судоходства, технологии нанесения противообрастающих систем или в других областях специальных знаний, необходимых для объективного изучения технических аспектов какого-либо всеобъемлющего предложения.

     

Статья 3

Применение

1) Если в настоящей Конвенции специально не предусмотрено иное, настоящая Конвенция применяется:

a) к судам, которые имеют право плавать под флагом Стороны;

b) к судам, которые не имеют права плавать под флагом Стороны, но которые эксплуатируются по уполномочию Стороны; и

c) к судам, которые заходят в порт, на судоверфь или удаленный от берега терминал Стороны, но не указаны в подпунктах "a" или "b".

2) Настоящая Конвенция не применяется к военным кораблям, военно-вспомогательным судам или другим судам, принадлежащим Стороне или эксплуатируемым ею и используемым в данное время только для правительственной некоммерческой службы. Однако каждая Сторона путем принятия соответствующих мер, не наносящих ущерба эксплуатации или эксплуатационным возможностям таких кораблей и судов, принадлежащих ей или эксплуатируемых ею, обеспечивает, чтобы эти корабли и суда действовали, насколько это целесообразно и практически возможно, таким образом, который совместим с настоящей Конвенцией.

3) В отношении судов государств, не являющихся Сторонами настоящей Конвенции, Стороны применяют требования настоящей Конвенции по мере необходимости для обеспечения того, чтобы таким судам не предоставлялся более благоприятный режим.

Статья 4

Меры контроля за противообрастающими системами

1) В соответствии с требованиями, установленными в Приложении 1, каждая Сторона запрещает и/или ограничивает:

a) нанесение, повторное нанесение, установку или использование вредных противообрастающих систем на судах, упомянутых в статье 3 1) a) или b); и

b) нанесение, повторное нанесение, установку или использование таких систем на судах, упомянутых в статье 3 1) c), когда они находятся в порту, на судоверфи или удаленном от берега терминале Стороны,

и принимает эффективные меры для обеспечения того, чтобы такие суда отвечали этим требованиям.

2) Суда, имеющие противообрастающую систему, которая контролируется посредством поправки к Приложению 1 после вступления настоящей Конвенции в силу, могут сохранять эту систему до ее следующего планового восстановления, но на период, ни в коем случае не превышающий 60 месяцев после ее нанесения, если только Комитет не постановит, что существуют исключительные обстоятельства, являющиеся основанием для более раннего осуществления мер контроля.

Статья 5

Меры контроля за отходами согласно Приложению 1

Принимая во внимание международные правила, стандарты и требования, Сторона принимает надлежащие меры на своей территории и требует, чтобы сбор и обработка отходов, образующихся в результате нанесения или снятия противообрастающей системы, контролируемой посредством Приложения 1, а также обращение с ними и их удаление осуществлялись безопасным и экологически рациональным образом с целью защиты здоровья человека и окружающей среды.

Статья 6

Процедура предложения поправок к мерам контроля за противообрастающими системами

1) Любая Сторона может предложить поправку к Приложению 1 в соответствии с настоящей статьей.

2) Первоначальное предложение содержит информацию, требуемую в Приложении 2, и представляется Организации. По получении предложения Организация доводит его до сведения Сторон, членов Организации, Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, межправительственных организаций, имеющих соглашения с Организацией, а также неправительственных организаций, имеющих консультативный статус в Организации, и предоставляет им это предложение.

3) Комитет принимает решение о том, обоснованно ли более тщательное рассмотрение конкретной противообрастающей системы на базе первоначального предложения. Если Комитет принимает решение, что дополнительное рассмотрение обоснованно, он требует, чтобы предлагающая Сторона представила ему всеобъемлющее предложение, содержащее требуемую в Приложении 3 информацию, кроме случая, когда первоначальное предложение также содержит всю информацию, требуемую в Приложении 3. Если Комитет считает, что существует угроза причинения серьезного или необратимого ущерба, то отсутствие полной научной достоверности не должно служить причиной, препятствующей принятию решения о проведении оценки предложения. Комитет учреждает техническую группу в соответствии со статьей 7.

4) Техническая группа рассматривает всеобъемлющее предложение и любые дополнительные данные, представленные какой-либо заинтересованной организацией, а также проводит оценку и сообщает Комитету, продемонстрирована ли в предложении потенциальная чрезмерная опасность отрицательного воздействия на нецелевые организмы или здоровье человека, так что внесение поправок в Приложение 1 обоснованно. В этом отношении:

a) Проводимое технической группой изучение включает:

i) оценку связи между конкретной противообрастающей системой и вызываемым ею отрицательным воздействием, либо замеченным в окружающей среде или в отношении здоровья человека, включая, но не ограничиваясь этим, употребление в пищу затронутых морских продуктов, либо установленным путем контролируемых исследований на основе данных, описанных в Приложении 3, и любых других ставших известными соответствующих данных;

ii) оценку уменьшения потенциальной опасности благодаря предлагаемым мерам контроля и любым другим мерам контроля, которые могут быть рассмотрены технической группой;

iii) рассмотрение имеющейся в распоряжении информации о технической осуществимости мер контроля и экономической эффективности предложения;

iv) рассмотрение имеющейся в распоряжении информации о других видах воздействия в результате введения таких мер контроля, в том, что касается:

- окружающей среды (включая, но не ограничиваясь этим, издержки в результате бездействия и влияние на качество воздуха),

- проблем здравоохранения и безопасности на судоверфи (т.е. воздействие на рабочих судоверфи);

- издержек для международного судоходства и других соответствующих секторов; и

v) рассмотрение вопроса о наличии подходящих альтернатив, включая рассмотрение потенциальной опасности, связанной с этими альтернативами.

b) Доклад технической группы составляется в письменном виде и учитывает все оценки и соображения, упомянутые в подпункте a), за исключением того, что техническая группа может принять решение не проводить оценки и рассмотрения, описанные в подпунктах a) ii)-a) v), если после оценки, указанной в подпункте a) i), она установит, что основания для дальнейшего рассмотрения предложения отсутствуют.

c) Доклад технической группы должен включать, среди прочего, рекомендацию об обоснованности международных мер контроля за конкретной противообрастающей системой в соответствии с настоящей Конвенцией, о пригодности конкретных мер контроля, указанных во всеобъемлющем предложении, или о других мерах контроля, которые, по ее мнению, являются более подходящими.

5) Доклад технической группы рассылается Сторонам, членам Организации, Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям, межправительственным организациям, имеющим соглашения с Организацией, и неправительственным организациям, имеющим консультативный статус в Организации, до его рассмотрения Комитетом. Комитет принимает решение, следует ли одобрять какое-либо предложение о внесении поправок в Приложение 1 и, если необходимо, любые изменения этого предложения, принимая во внимание доклад технической группы. Если доклад констатирует наличие угрозы причинения серьезного или необратимого ущерба, то отсутствие полной научной достоверности не должно служить само по себе причиной, препятствующей принятию решения о включении какой-либо противообрастающей системы в перечень, содержащийся в Приложении 1. Предложенные поправки к Приложению 1, если они одобрены Комитетом, рассылаются в соответствии со статьей 16 2) a). Решение не одобрять предложение не исключает представление в будущем нового предложения в отношении конкретной противообрастающей системы, если становится известной новая информация.

6) В процессе принятия Комитетом решений, описанных в пунктах 3 и 5, могут участвовать только Стороны.

Статья 7

Технические группы

1) По получении всеобъемлющего предложения Комитет учреждает техническую группу в соответствии со статьей 6 настоящей Конвенции. В случаях, когда получено одновременно или последовательно несколько предложений, Комитет может учредить одну или более технических групп, смотря по необходимости.

2) Любая Сторона может участвовать в проводимых технической группой обсуждениях и должна привлекать соответствующих экспертов, которыми она располагает.

3) Комитет выносит решения относительно круга ведения, условий организации и работы технических групп. Такие круг ведения и условия предусматривают защиту любой конфиденциальной информации, которая может быть представлена. Технические группы могут проводить такие заседания, какие потребуются, однако стремятся к тому, чтобы проводить свою работу посредством письменной или электронной корреспонденции или с помощью других соответствующих средств.

4) В выработке рекомендаций для Комитета в соответствии со статьей 6 могут участвовать только представители Сторон. Техническая группа стремится к достижению единодушия между представителями Сторон. Если единодушие невозможно, техническая группа сообщает о любых мнениях таких представителей, составляющих меньшинство.

Статья 8

Научно-технические исследования и мониторинг

1) Стороны принимают надлежащие меры для поощрения научно-технических исследований в области воздействия противообрастающих систем и мониторинга такого воздействия, а также для содействия этим исследованиям и мониторингу. В частности, такие исследования должны включать наблюдение, измерение, отбор проб, оценку и анализ воздействия противообрастающих систем.

2) С целью способствовать достижению целей настоящей Конвенции каждая Сторона содействует предоставлению соответствующей информации другим Сторонам, по их просьбе, относительно:

a) научно-технических мероприятий, проводимых в соответствии с настоящей Конвенцией;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»