Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2013 года N 424


О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы

(с изменениями на 23 октября 2014 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
 в связи с прекращением с 1 января 2015 года реализации федеральной целевой программы
 "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы

на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 1094

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 1094 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.10.2014).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые*:

федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы;

изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 568 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст.3739; 2010, N 21, ст.2617; 2011, N 2, ст.298; 2012, N 6, ст.659; N 11, ст.1307; 2013, N 1, ст.24).

2. Министерству образования и науки Российской Федерации внести до 1 ноября 2013 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта о порядке проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы и проект нормативного правового акта о порядке предоставления субсидий в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.


Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2013 года N 424

     
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы

(с изменениями на 23 октября 2014 года)



Паспорт федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2014-2020 годы

Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта)

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 года N 760-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации

Цель Программы

-

развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне

Задачи Программы

-

развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;
повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности; развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров; развитие сети национальных исследовательских университетов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

средний возраст исследователей - участников Программы - 43 года;
доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы - 35 процентов;
доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей - участников Программы в возрасте до 39 лет (включительно) - 17-17,5 процента;
количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), - 13 тыс. человек;
доля аспирантов и докторантов, представивших диссертации в диссертационный совет, в общей численности аспирантов и докторантов - участников Программы (нарастающим итогом) - 60 процентов; количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60 тыс. человек;

доля исследователей - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) (нарастающим итогом), - 27 процентов;
число цитирований в расчете на одну подготовленную в рамках исследовательских проектов Программы публикацию в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), - 4 единицы;
доля научно-педагогических работников вузов - участников Программы, охваченных программами международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах (нарастающим итогом), - 9 процентов;
доля доходов от научно-исследовательских и опытно-констукторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов - 40 процентов.
В результате достижения программных индикаторов будет сформирована устойчивая сбалансированная и обеспечивающая переход на эффективный контракт система воспроизводства конкурентоспособных научных и научно-педагогических кадров, что в дальнейшем не потребует использования программно-целевого метода и дополнительных затрат в данной области

Сроки реализации Программы

-

2014-2020 годы:
I этап - 2014-2017 годы;
II этап - 2018-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего на 2014-2020 годы (в ценах соответствующих лет) - 201018,935 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 153481,435 млн. рублей, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 143162,695 млн. рублей;
прочие нужды - 8054,04 млн. рублей;
капитальные вложения - 2264,7 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 47537,5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

создание необходимых условий для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития Российской Федерации. Реализация предусмотренных Программой мероприятий должна обеспечить к концу 2020 года достижение следующих результатов:
обеспечение воспроизводства кадров в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых высококвалифицированных специалистов;
стабилизация возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы;
рост эффективности и результативности труда ученых и преподавателей за счет развития кадрового потенциала науки национальных исследовательских университетов и повышения уровня фундаментальных научных исследований;
рост востребованных экономикой компетенций сотрудников научных организаций и учреждений высшего профессионального образования, в том числе за счет развития внутрироссийской и международной мобильности.
Реализация Программы в полном объеме позволит повысить эффективность научной работы. Итоги Программы будут определять интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу и создадут основу для равноправного участия Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции

     

     

     
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы

          

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 года N 760-р.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р, одним из приоритетных направлений по обеспечению государственной безопасности является инновационное развитие национальной экономики, фундаментальной и прикладной науки и образования.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, переход экономики государства на инновационный тип развития возможен только при условии формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, ключевым фактором успешного функционирования которой является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая механизмы привлечения и закрепления в науке талантливой молодежи, обеспечения повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур высших учебных заведений и научных организаций, эффективной внутрироссийской и международной академической мобильности научных и научно-педагогических кадров и развития сети ведущих высших учебных заведений Российской Федерации.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть нацелена в том числе на стимулирование инновационного развития страны, при этом направляемых из бюджета средств на реализацию проектов в сфере образования и науки недостаточно. В условиях возможных ограничений, связанных с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, расходы на образование и науку должны быть приоритетными и их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться.

Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, системы исследовательских грантов и других проектов удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности исследователей, занятых в секторе исследований и разработок. Вместе с тем сохраняется возрастной дисбаланс в структуре исследователей с доминированием старшей возрастной группы (59-69 лет), который обусловлен недостаточными масштабами вовлечения талантливой молодежи в научную и научно-образовательную сферу и ее закрепления в ней, в том числе в связи с низкой внутриорганизационной мобильностью научных и научно-педагогических кадров, затрудняющей карьерный рост талантливых молодых ученых.

Несоответствие квалификации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации современному мировому уровню является актуальной проблемой, непосредственно отражающейся на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, по уровню проводимых научных исследований и получаемых результатов.

Развитие приборной базы научных исследований осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств и не сопровождается подготовкой необходимого числа высококвалифицированных кадров, способных эффективно использовать возможности современного исследовательского оборудования, которое с течением времени морально устаревает.

В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров и обеспечивающих адресную поддержку отдельных групп исследователей, научных коллективов, студентов и молодых ученых. Действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в дополнении новыми механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшей эффективности реализации государственной политики в этой области.

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 568, стала первым этапом в формировании общефедерального комплекса мер по развитию научных и научно-педагогических кадров.

При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий:

решение проблемы программно-целевым методом;

разработку и утверждение Программы.

Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках существующих рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления национальной безопасности в сферах науки, образования и инновационного производства.

Программа опирается на результаты федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, а также на достижения в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы в рамках других государственных программ и проектов. Программа направлена на усиление государственной поддержки в отношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности исследовательских проектов, а также на повышение результативности их научной деятельности, соответствующей мировому уровню. Программа расширяет финансируемые из бюджета возможности для молодых исследователей, в том числе в части активизации их внутрироссийской и международной мобильности, способствует усилению интеграции российских научных и научно-педагогических кадров в мировую среду, повышая тем самым их квалификацию до уровня, соответствующего инновационной экономике и современным международным требованиям.

II. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей


Целью Программы является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне.

Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;

повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;

развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;

развитие сети национальных исследовательских университетов.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Реализация мероприятий в рамках Программы осуществляется в 2014-2020 годы и обусловлена непрерывностью процесса подготовки, закрепления и развития научных и научно-педагогических кадров. Программа реализуется в два этапа:

I этап - 2014-2017 годы;

II этап - 2018-2020 годы.

На I этапе в рамках комплекса программных мероприятий по поддержке проведения научных исследований предполагается активизация вовлечения и закрепления в науке, повышение профессионального уровня молодых научных и научно-педагогических кадров, в том числе в рамках ведущих лабораторий вузов, государственных академий наук и государственных научных центров, успешных научных коллективов под руководством кандидатов и докторов наук, посредством активизации академической мобильности (включая проведение на базе вузов и научных организаций исследований с участием молодых исследователей с ученой степенью, присужденной в течение 4 лет, предшествующих моменту начала участия в соответствующих проектах, стажировки молодых исследователей в ведущих образовательных, научных и инновационных центрах мира).

На II этапе в рамках комплекса программных мероприятий по поддержке проведения научных исследований предполагается опережающее повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, обеспечение соответствия их квалификации мировому уровню и потребностям инновационной экономики, в том числе за счет организации эффективной международной и внутрироссийской мобильности.

III. Мероприятия Программы


Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения скоординированных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые формируются Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных организаций с учетом следующих положений:

выполняемые в рамках программных мероприятий научные исследования носят прикладной характер;

преодоление разрывов в цепочке подготовки научных и научно-педагогических кадров в национальной инновационной системе;

усиление интеграции российских научных и научно-педагогических кадров в мировую среду с повышением их квалификации до уровня, соответствующего инновационной экономике и современным международным требованиям;

адресная поддержка в форме грантов наиболее успешных научных коллективов организаций сектора исследований и разработок, ведущих научных школ;

повышение уровня научных исследований в национальных исследовательских университетах и других вузах - участниках Программы;

повышение престижа и прозрачности участия в Программе;

доведение до широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы;

устранение дублирования тематик исследовательских проектов, поддержанных в рамках Программы и реализуемых в рамках иных федеральных целевых программ, государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ, а также по грантам государственных научных фондов, грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ и грантам Правительства Российской Федерации.

При формировании мероприятий Программы учтены промежуточные итоги реализации программных мероприятий федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.

Система мероприятий Программы построена на принципе целевого адресного финансирования исследований и разработок, осуществляемых молодыми исследователями как самостоятельно, так и в рамках научных коллективов под руководством кандидатов и докторов наук, а также приглашенных исследователей.

Система мероприятий Программы по направлениям и срокам реализации приведена в приложении N 2.

Мероприятия Программы сгруппированы по 5 следующим направлениям:

воспроизводство и повышение конкурентоспособности научных и научно-педагогических кадров, стимулирование их мобильности;

популяризация среди молодежи научной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»